Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартная концепции науки




Стандартная концепция науки-так американский философ, профессор Гарвардского университета и экс-президент Ассоциаци философии науки ИзраэлШеффлер назвал совокупность положений, выражающих взгляды социологов знания на науку как социальный феномен.

Стандартная концепция науки требует прежде всего

1. Чтобы мир природных явлений рассматривался как реально существующий и объективный

Характеристики этого мира не зависят от предпочтений или намерений наблюдателей, однако они могут быть описаны с большей или меньшей точностью

2. Наука по самой своей сути является интеллектуальной деятельностью, цель которой в точном и тщательно разработанном описании и объяснении объектов, процессов и взаимосвязей, имеющих место в природе.

Научное знание в той мере, в какой оно является реальным и обоснованным открывает и в своих систематичеких утверждениях накапливает истинные черты внешнего мира.

3. Хотя мир природы в некотором смысле находиться в непрерывном движении постоянно изменяется, в его основе лежат неизменные единообразия. Эти основные эмпирические регулярности могут быть выражены в виде универсальных перманентных законов природы, говорящих нам о том, что происходит всегда и повсюду

4. Беспристрастные и не искаженные никакими влияниями наблюдения обеспечивают нас теми свидетельствами, на которых конструируют эти законы

Научное знание создается, начиная с очевидных и не приукрашенных свидетельств органов чувств, с непосредственных и не предубежденных наблюдений и строит на этом грандиозное здание законов природы

Таким образом законы, сформулированные на основе наблюдения, - это не более чем общие утверждения суммирующие какие-то совокупности надежно установленных фактических данных

 

1.12.11

1. В чем разница и отличия между логическими позитивистами и стандартной концепции науки

И строит на этом

Таким образом законы сформированные на основе наблюдений это не более чем общие утверждения суммирующие какие – то совокупности надежно установленных фактических данных?» что общего и что различно

 

  1. Какая философская идея, разделяемая современным неклассическим когнитивизмом, скрывалась за утверждением Эрнста Маха об элементах мира представляющих собой единство физического и психического
  2. На каком основании современная философия видит в учении Канта истоки неклассического когнитивизма?

 

Главное что кант решает вопрос откуда берутся всеобщие и необходимые вопросы. Предыстория вопроса связана с Лейбницем….

2.

 

 

Лейбниц сформулировал тезис о незаконченности образа

 

Субъект является предмет

Закон не выводит из опыта. Все предметы ты не можешь перечислить, только тогда когда история закончиться.

 

1 вариант ответа. Кант дели знания на аналитические и синтетические кант проблему сузил

Пример синтетического: сумма углов треугольника равна 180

Аналитические –тафтология (треугольник имеет три угла)

2 вариант

Синтетические знания, в который осуществляется синтез между содержанием понятия, являющимся подлежащим и содержанием понятия являющимся сказуемым.

 

Решение, чтобы научиться заканчивать опыт

 

Как возможно всеобщие, необходимые синтетические знания в математике, физике и естествознания

 

Три раздела

Трансцендательная эстетика

Трансцендетальная диалектика- философия

Трансцендательная

Человек- Трансцендательная субъект

Трансцендательная-то что выдержило ценз на транс. Перешедший границу/транс, преодолев

Трансцедентальное

Трансцендетное

 

Вещи в себе

Вещи для нас ноумены

феномены

 

Трансензус (линия)

 

Внутри то что в человек в его сознании

А внешние то видим

Вещи в себе- объективны и от нас независящий

 

1 ответ да

1 ступень познания-такими какими увидел, чувственность

2 рассудок

  1. разум

 

Первую подпроблему кант решает так. Всеобщие и необходимые синтетические знания в математике возникают не на чувственной системе познания, а благодаря тому что происходит на чувственной ступени познания

Природа внутри нас-такими какими мы увидели их через 2 призмы время и пространство.

На базе первой призмы можно получить законы геометрии, математики.

Можно получит благодаря двум априорным формам, благодаря тому что мы преодолели опты, все с есть п. потому что сколько не смотрел все равно увидим только так

 

08.12 2011

Вопросы

1. Каково современное истолкование априорных конструкций канта?

Ответ: он априостарны

2. Каково современное учение канта о непознаваемости вещей в себе

3. Какую проблем решает Канет в критике чистого разума (1770)? 1788-критика практического разума. 1790-критика способности суждений

4. Каково содержания учения канта о познании.

А)Сколько у человека ступеней познания? (ответ 3)

Б)Как работает чувственная? (1-ая)

В)Как возможны всеобщие и знания в математике

Что такое природа по канту? где и как она существует и чем она отличается от веще в себе?

 

Сущность психического остается загадкой

Чувственная обеспечивает основу для математики(возможность выстроить математику как науку), но для ее возникновения нужен разум

Пространство-геометрия (видят его евклидовым, увидят вещи в себе в пространстве. Теоремы откроют на основе чувственно пространства)

Алгебра – время. Равное временное сознание. Туки (метроном)

Как необходимо всеобщее знание (физика-естествозание)

Естествознание как и математика обладает основными положениями, которые не могут быть выведены из опыта и представляют по свое логической форме априорные синтетические суждения. Таковы:

  1. Положение об устойчивости субстанции. Из опыта нельзя извлечь (Закон сохранения вещества). ОПЫТ НИКОГДА НЕ ЗАКОНЧЕН (всегда когда про канна)
  2. Положение о временной последовательности явлений согласно закону причинности
  3. Положение о сосуществовании субстанций согласно закону взаимодействия.

Всеобщность и необходимость с которыми мыслятся все эти общие законы лежащие в основе всего естествознания не могут быть выведены из опыта и суть априорные основоположения чистого рассудка.

2 cne

Полная система всех этих основоположений выводиться кантом…….. чистого рассудка (пока не наполнена никаким содержанием)

В выведении этом(всех этих положений из категирий) кант исходит из резкого различения формы и содержания знаний. Содержания знания не создается нашим сознанием и есть результат воздействия вещей в себе на нашу чувственность. Со стороны содержания предмет знания не порождается сознанием, но от содержания знания должна быть отличена его форма. Это последнее порождается самим сознанием на основе присущих ему априорных условий, наличия 12 призм. (наше: вклад культуры (форма) в классике, где содержание берется из предзаданной нам природы, а форма от культуры). В неклассике и в форму и в содерж

В классике в язык. Как мы отражаем объективную реальность

В неклассике- изучение культур и вкладывается в объект познания. Изучаем взамимодействие культуры и натуры

Рассудок мыслит посредством понятий: все содержание доставляемое ему чувственностью. Среди понятий рассудка есть такие, которые являются общими, независимо под них содержания, общими формальными априорными условиями мыслемости каких угодно предметов. Для того чтобы мыслить какой-то бы нибыло доступный нам в опыте предмет(например кошки, звезды), необходимо чтоб в рассудке существовало заранее данное и от опыта независящие возможность подведения мыслемого под такие понятия, которые являются общими …… Кант ищет источник из которого может быть выведена полная система категорий и находит ее в формальной логике. Кант ищет источник из в делении суждении их со стороны их форм на суждения количества, качества, отношения и модальности. 12-ти типам суждения соответствует лежащие 12 категорий.

Кант Категории

Суждения и категории

Априорные и формальны понятия синтеза сочетающие данные чувственности с деятельностью форм рассудка.

Предикат-…

Предмет

 

Суждения количества:
  1. Общие
  2. Частные
  3. Единичные
 
Категории количества:
  1. Единство
  2. Множество
  3. Цельность
 

 

Суждения качества:
  1. Утвердительные
  2. Отрицательные
  3. Бесконечные
 
Категории качества
  1. Реальность
  2. Отрицание
  3. ограничение
 

 

Суждение отношения
  1. Категорические
  2. Условные
  3. Разделительное (напр-люди злые и добрые)
Категории отношения
  1. Субстанция и принадлежность
  2. Причина и следствие
  3. Взаимодействие

 

Суждение модальности
  1. Проблемтические
  2. Ассерторические
  3. Аподикстические
Категории модальности
  1. Возможность и невозможность
  2. Существование и несуществование
  3. Необходимость и случайность

 

Поставив вопрос каким образом условия мышления могут приобрести объективное значение (добраться до истины мысля)

Кант резко высказывается против теории отражение в пользу отражения познания (наше: отказ от теории отражения в пользу понимания познания, как фиксация продукта взаимодействия культуры и натуры).

 

Вне нашего знание по канту нет ничего чтоб мы могли противопоставить знанию как отражение ему (наше: мы не знаем как устроен мир сам по себе. Наше знание относиться к взаимодействию освоенной нами части мира с культурой) отражением чего оно могло бы быть

Объективное значения знания, объективное отношения знания к предмету создаются самим сознанием, а именно рассудком, который подводит, согласно категориям многообразие чувственного наглядного представления под априорной формой рассудка.

 

15.12.11

Вопросы

1. Какие проблемы решает кант в чистой аналитики?

2. Как работает рассудок трансцедентального субъекта по канту?

3. что является источником содержания знаний по канту?

4. Что является источником форм знания по канту

5. Что обеспечивает полноту списка категориальных форм знания?

6. Какова природа категорий рассудка по канту? Рассудок не категория, а форма познания

7. Какие вам известны категории рассудка по канту?

8. Чем по канту обеспечивается истинность и объективность знаний

9. почем вещи в себе непознаваемы

 

Трансцендитальная диалектика (работа разума)

При помощи разума наше сознание осуществляет заложенное в нем стремление к безусловному единству всего нашего знания. Уже рассудок объединяет данные опыта. Но в мире явлений это объединение никогда не может завершиться ибо опыт никогда незакончен.

Всякий синтез в пределах опыта необходимо остается частичным, не достигает завершенности целого, и все же потребность в доведении синтеза опытного познания да безусловной законченности неискоренимо заложено в сознании. Этой потребности по канту и отвечают идеи разума, их всего 3:

  1. Психологическая или идея о душе, как о безусловном единстве …
  2. Космологическая или идея о мире, как безусловном единстве всех условий явлений
  3. Теологическая, или идея о боге как о безусловной причине всего сущего и мыслемого вообще.

В соответствии с эти претендуют на существования 3 философские дисциплины-рациональная психология, пытающаяся из понятия разума о душе разработать науку о природе или сущности души

Рациональная космология, которая пытается из понятия разума о мире развить науку, способную ответить на вопросы о границе мира в пространстве и времени, о природе элементов из которых состоит мир, о возможностях свободы в мире и о безусловном необходимом существе-боге

 

Рациональная теология, которая пытается из понятия разума о боге построить доказательства существования бога

Хотя современные канту школьная философия и богословия не сомневались в праве этих дисциплин называться науками кант доказывает что замысел этих дисциплин основывается на игнорировании тех границ, которые существуют между вещами в себе и явлениями и которые делают невозможным никакое теоретическое познание вещей в себе. И душа и мир и бог по канту это вещи в себе, поэтому науку по ним построить нельзя, и потому эти дисциплины не могут дать достоверного знания о мире и считаться науками

Критикую рациональную космологию кант пришел к мысли, что как только разум пытается сформулировать конкретные вопросы о мире, то оказывается что на все эти вопросы необходимо должны быть даны противоречащие друг другу ответы. Получается 4 антиномии(одинаково истинные высказывания исключающие друг друга), в которых разум вступает в противоречие самим собой. Антиномия:Мир имеет и ограничен в пространстве времени и противоположное: мир не имеет начало во времени и границ в пространстве. Разум готов принять и то и то, какая же это наука

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и против: ни одна сложная часть в мире не состоит из простых частей.

3. Причинность согласно законом природы есть неединственная причинность из которой могут быть выведены все явления в мире, для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причину. Против: не существует в мире никакой свободы, но все совершается в мире только по закону природы

  1. К миру принадлежит или как часть его или как его причина безусловно необходимое существо.Против: нет никакого абсолютно необходимо существа ни в мире не в не его как его причина

Антиномии чистого разума ограждают разум от попыток проникнуть в суть вещей в себе

….

 

Наука. Стандартная концепция науки

Надежность фактуальной основы научного знания может быть гарантирована с высокой степенью уверенности, наука постепенно создала жесткие критерии (например, связанные с экспериментальными процедурами), посредством которых оцениваются научные утверждения о новом эмпирическом знании и гарантируется точное и детальное воспроизведение эмпирических явлений

6. Поскольку признанное таким образом научное знание удовлетворяет этим внеличностным техническим критериям адекватности, оно независимо от субъективный факторов, подоных личной предубежденности, эмоциональной включенности и узко личной заинтересованности узко личной заинтересованности, которые могли бы исказить восприятие учеными внешнего мира.

7. Хотя совокупность научного знания в своей основе эмпирична, следует отметить, что она содержит высоко абстрактные обобщения, не являющиеся законами на основе наблюдения и потому не допускающие непосредственного вывода из наблюдений или проверки с помощью последних.

В научном мышлении эти более абстрактные и умозрительные предложения играют важную роль, ибо они объясняют наблюдаемые регулярности, связывают между собой различные законы на основе наблюдения в связанные и последовательные интеллектуальные конструкции а иногда даже способствуют обнаружению ранее неизвестных наблюдаемых явлений.

8.В отдельных случаях развитие новых методов наблюдения приводят к прямым подтверждениям подобных абстрактных рассуждений, которые отныне перестают отличаться от обычных законов на основе наблюдения.

9. Не обязательно считать теоретические законы действительно представляющими реальность естественного мира. Поэтому, неудивительно, что неудивительно, что они как это например случилось с концепциями «эфира», нередко отбрасываются учеными когда их полезность исчерпывается.

10. Поэтому необходимо проводит фундаментальные различия между законами на основе наблюдения теоретическими законами.

Последние могут пересматриваются или заменяются, первые же - никогда

Законы первого рода репрезентируют наблюдаемые факты, второго - чаще всего ненаблюдаемые сущности.

 

 

22.12.11

Вопросы

1)Какие задачи решает разум трансецдинтального субъекта (по канту)

2)Что представляют собой идеи разума?

какую потребность сознания они пытаются удовлетворить? (идеи разума)

3)Какие 3 философские дисциплины школьной философии претендую на статус научности

4) За что именно кант критикует замысел этих дисциплин

5) какие антиномии чистого разума

В чем их смысл

6) какова современная трактовка учений Канта о непознаваемости вещей в себе

7) чем стандартная концепции науки гарантируется надежность фактуальной основы научного знания и точное и детальное воспроизведение эмпирических явлений.

8) чем в стандартная концепция науки обеспечивается независимость научного знания от субъективных факторов

9) какую функцию стандартной концепции науки выполняют высокоабстрактыне обобщения

10) представляю т ли реальности в стандартной концепции науки естественного мира

(наблюдения встроенные, а как теоретические)

 

Ярославский

 

Методологический семинар 2003.2004.2005 года

Участник ярославского семинара подчеркивали назревшую необходимость обращения к общей методологии психологии, без разработки которой психологическая теория и практика в настоящее время постепенно начали утрачивать ясность научные ориентиры и теряться в океане эмпирических данных и следовательских псевдо методик и многообразных психопрактик

Основные функции методологии рассматривались в методологии,И.В Вачков показал, что:

  1. Методология обеспечивает четкость и ясность постановки проблем по форме и содержанию научных или практических
  2. Осуществляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки
  3. Позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики
  4. Существенно стимулирует сам процесс развития науки и практики
  5. Дает определенные средства. для решения поставленных задач
  6. позволяет описать и оценить саму деятельность исследователя и практика и выработать рекомендации и правила, то есть те нормы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности

 

 

Мазилов. И.В. представил результаты труда в области разработки коммуникативной методологии в психологии. Результаты своего исследования

Глобальный кризис глубин» важнейшей проблемой современной психологии является выработка такого понимания предмета, которая позволила бы преодолеть кризис на глубинном уровне.»

По его мнению, «в настоящее время перед психологией стоит задача в разработке теоретической модели, обеспечивающей интеграцию психологического знания, что выступает в качестве одной из актуальной методологических проблем современной науки»

 

А. В. Юревич с этим не согласен (с состояние тяжелого кризиса), он полагает что не стоит ставить диагноз тяжелого кризиса в психологии. Он за методологический либерализм, который снимает проблему множественности психологического знания, путем обоснования психологии как непарадигма и правомерности существования многих психологий, каждая из которых дает свою интерпретацию психологической реальность. По мнению исследователя, «методологический либерализм предписывает то психологическое объяснение всегда будет разноуровневым много слойным, построенным по принципу слоенного пирога. Каждый слой которого обладает самостоятельной значимостью и принципиально не заменим не одним другим».

 

Зинченко одобрил переход от категорического ригоризма к методологическому либерализму, но подчеркнул: «важно, чтобы такой либерализм не был понят как свобода выхода за пределы науки и логики. Наук-это все же нормативная деятельность». Наука это все же нормативная деятельность.

 

Он полагает, что многие из прежде незыбленных методологических постулатов и принципов советской психологии советской эпохи постепенно трансформируются в частные подходы. В его доклады подробно рассматривался ряд методологических принципов (системности, детерминизма, отражения, деятельности, единства сознания и деятельности) и постулатов (о рефлекторной природе психике, о личности как совокупности всех общественных отношений), на основе которых развивалась психология недавнего периода. Настало время перейти от временной преходящей идеолого- методологической проблематики отечественной психологии к вечным проблемам психологии к которым были причастны советские психологи.

 

  1. Аллахвердов выдвигает следующий принцип логика процесса познания необходима и достаточна для объяснения всех явлений и механизмов психической жизни человека. Теории таким образом все, что человек делает должно восприниматься как обусловленное только стоящими перед ним когнитивными задачами

 

Он называет то психологика, которая как… последовательный радикальный когнитивизм и в след за своей прародительницей когнитивной психологии предлагает рассматривать человека исключительно как существо познающее.

 

Дубровский подчеркивал «актуальность основательной разработки теории познания субъективной реальности» (субъект нельзя посмотреть так как мир мы познаем). Так как всякий акт познания включает так же и отображение субъектом самого себя. Он сосредоточил внимания на нескольких ключевых моментах гносеологии субъективной реальности:

1 Есть исходная форма всякого знания;2 Зависимость отображения (знания) явлений внешнего мира от отображения(знания) мира субъективного реальности. 3Проблема фундаментальной асимметрии преобразовательной и образующей деятельности человека. 4 субъективная реальность как особый предмет познания и взаимосвязь гносеология онтология Акеология проксеология в исследовании субъективной реальности.

Автор рассмотрел существенные свойства субъективной реальности:

Динамичность, многомерность, биполярность и самоорганизация

 

9 зинченко считает что псих может быть наукой о душе, а не только наукой об ее отсутствии. ВД Шадриков предмет науки должен представлять целостное изложение ряда конструктов полученных в результате содержательного теоретического обобщения ………Автор выделяет 8 таких конструктов:

1 Единство души и тела

2 Единство психического и социального

3 Единство первого второго конструктов

4 Энергетическая составляющая психическую

5 Свобода воли

6 Единство

7 Поведение

8 Внутренний мир человека. Внутренний человек является завершающим интеграционным конструктом рассмотрение предмета психологии, он представляет собой потребностно-эмоционально информационную субстанцию, является душой человека «в ее научном понимании»

 

Петровский АВ. вопрос о предмете психологии, что есть сама психика. Психика-это «система процессов и состояний взаимоперехода и взаимо опосредствование объективных и субъективных атрибутов бытия индивида (шире-живых существ). Будучи посредником психика не имеет предметной формы, она не может быть помещена перед субъектом предъявлена ему или кому то еще. предмет психологии не предметен. Тем неменее психика реальна, это не фикция, а особый род бытия»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.