Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в романе-эпопее

Эпилог.

Изображается мирная жизнь. Две семьи. Но в финале части в Росси формируются тайные политические общества. Наступила мирная жизнь, единая душа нации опять распадается. Начинает формироваться национальный кризис. Столкновение разных сторон единой нации. Разговор о мирной жизни. Финалом становится сон Николеньки Болконского. Он и Пьер – великие античные герои. Размышляет об отце. Заканчивается темой отца (семьи).

Человек и история даны во взаимодействии.

1. Человек как часть исторического процесса и история как часть внутреннего мира человека.

2. Человек дан в синтезе телесного и духовного. В равной степени внешность и внутренний мир. Тщательно дается внешность. В этом смысле принципиальное отличие от Достоевского. Сначала фиксируется внешность, но затем появляется внутренний мир человека, фиксируется во внутренних монологах. Внешность и внутренний мир находятся в непростом соотношении. Проблема несоответствия. Самой красивой женщиной является Элен Курагина. Она и самая безнравственная. С этим связано определенное отношение его к красоте. В каждом человеке побеждает либо желание быть телом, либо желание быть духом. Классический обратный пример – княжна Марья. Внутренний мир, который преображает естественные недостатки – красота человека.

Почти с каждым из его персонажей связана устойчивая внешняя деталь.

Наряду с мыслью народной, большое место в романе занимает мысль семейная, хотя она связана с «Анной Карениной». Роман многосюжетен. Семья – опора нации. Семьи гармоничные. Общий национальный аспект сохраняется. Все герои располагаются так, как они соотнесены с душой нации. Роман начинается с салона Анны Павловны. Начало 1 тома и 4 тома – минус-прием, начало фиксирует антинациональную силу, чтобы развернуть национальную тематику. Особое явление – военные карьеристы. Целая семья – Курагиных, занимает позицию вне души нации. Этой семье Толстой дает право внести вклад в общую победу. Сцена встречи в госпитале.

Оптимальным воплощением абсолютно слитого с народной душой человека – Платон Каратаев. Он о себе говорил «мы».

В центре – две семьи: Болконские и Ростовы. Изображение семьи Болконских восходит к Волконских. Ростовы – семья Толстых. Пьер сложно соотносится с семейной темой, он незаконорожден.

Семья Ростовых – воплощает свой идеал единства дворянства со всей нацией. Они живут единой жизнью со всей нации, потому что Толстой изобразил идеал естественных людей. Чтобы подчеркнуть – вводит сестру Веру. Естественность Николая Ростова проявляется в преданности императору, восстановлении имения. Естественный мужчина – воин и хозяин. Воплощение естественной женщины – Наташа Ростова. Это проявляется в любви к близким, мужчинам.

Любовь преображается в материнство.

При встрече с Пьером в Наташе просыпаются силы жизни и любви. Гармоничный брак Пьера и Наташи. Их связывает любовь и духовная близость. Наташа оказывается на одном уровне понимания жизни с Пьером. Внутреннее родство мужчины и женщины.

В семье Ростовых воплощена конценпция естественного человека. Особый образ – Пети Ростова. Это жертва, которую семья платит войне.

Болконские – дворянство как воплощение русского духа. Вплощение интеллекта и мощного духа. Прототип – дед по матери.

Княжна Марья – религиозность.

Семья с Николаем ростовым гармонична.

Поворот функции материнства.

Андрей Болконский – мощный интеллект. Начинает с военной карьеры.Небо аустерлица и глубокое разочарование в военной карьере. Следующий этап – частная жизнь в имении. Затем Петербург и государственная деятельность. Помощник Сперанского. Любовь к Наташе Ростовой пробуждает князя Андрея. Князь Андрей решает ситуацию с браком рационально и дает Наташе год на раздумия. Это разрушает их любовь.

Отечественная война – движение от Наполеона к Кутузову. На бородинском сражении князь ранен смертельно. Встречается с Наташей. Их духовная близость состоялась.

Духовный перелом – князь отказывается бороться за жизнь, захотел уйти. Ситуация сна. Страх смерти преображенный в ощущение того, что смерть – пробуждение от жизни. Высокий интеллект хрупок.

Пьер Безухов – герой вне семьи, незаконный сын от простой женщины. Происхождение Пьера важно. Для Толстого даже на физиологическом уровне было важно, что в нем течет и народная и дворянская. Он стал художественным ответом на вопрос о соединении дворянства и народа. В Пьере соединились качества естественного человека – высокий интеллект и нравтсвенно-религиозные искания. Сочетает основные представления о человеке. На протяжении всего романа он внутренне близок князю Андрею. Свойственно плотское начало – брак с Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым – это первая точка нравственного перелома. Оказавшись перед лицом смерти. Ему не было страшно быть убитым. Испытал ужас от того, что может убить человека. С этого момента начинаются нравственные искания. Приходит в масонство. Нравственное совершенствование личности. На уровне этих формулировок масонство чем-то близко учению Толстого в рамках самосовершенствования. Бородинское сражение дается глазами Пьера. Он переодевается в простое платье – это карнавальный акт слияния с народом. Он остается в Москве. Пьер оказывается в плену у французов в качестве поджигателя. Он сливается с народом. Встречает Платона Каратаева. Сон Пьера считается воплощением сути «Войны и Мира». На фоне впечатлений от гибели Платона. Глобус как весь мир, в центре Бог. Капли – отдельные люди. Это единая душа мира. Это и становится сущностным ответом на все наполеоновские идеи.

Любил Наташу с самого начала. Он знакомит Наташу с князем Андреем. В финале – гармоничная семья. В начатом романе «Декабристы» - возвращение Пьера и Наташи из ссылки.

Анна Каренина (1873-1878)

Создается в 70-е годы. Это совсем другая эпоха. В Росси формируется капитализм. Интенсивное осмысление Россией своего нового качества. Роман о современности. В роман войдет русско-турецкая война. При этом Толстой определяет его как произведение о «мысли семейной». Это было проблемой для самого Толстого. Отношения в семье писателя усложняются. У Толстого начинаются его религиозно-философские искания, которые Софья Андреевна не понимает.

«Анна Каренина» - художественное воплощение идей, которые Толстой отметил в «Исповеди».

Современность в романе выражена Толстым во фразе: «У нас все переворотилось и только укладывается». Целый пласт мужских героев, которые обсуждают актуальные проблемы. У них разные позиции. С ними в роман входят споры на социально политические темы. Они организованы вокруг Константина Левина, который выражает позицию Толстого. Он – естественный человек. Его глазами даются политические споры. Брат Николай левин – социалист, анархист. Кознышев – известный писатель и публицист. Свияжский – взгляды капиталистического толка. Стива Облонский – человек, который присутствует при спорах, но не разделяет мнения.

Господствует в романе «мысль семейная». Это проблема современной семьи. Мысль о тотальной дисгармонии семьи. Капитализм принес новую ситуацию в русскую семью. Она начинеат разрушаться. Крах и отсутствие семьи. Новая Россия характеризуется через новую семью.

События происходят в Москве. В романе несколько семей – Каренины, Облонские, Щербацкие, Левины. Семейный подход сохраняется. Роман выстроен парадоксально.

Два главных героя – Каренина и Левин. На протяжении всего романа не знакомы. Одна случайная встреча. Две истории в одном романе. Они никак не связаны. «…своды сошлись так, что не видно где замок».

В основе – духовные искания, которые воплощены в «Исповеди». Жить и не грешить невозможно. Ставит перед собой задачу жить «чистой жизнью». Выход:

Путь «людей моего сословия» -

«выход неведения», неосознания этой идеи (

«выход эпикурейства» (человек знает, что грешит и это его не волнует)

«выход слабости» (смиряется с грехом)

«выход силы и энергии» (самоубийство)

Путь «простого народа» -

«Я стал сближаться с народом и нашел у них веру в Бога»

Эти два пути и воплощены в романе. 1 – Анна Каренина, 2 – Константин Левин. Эпикуреец – Стива Облонский, слабые – Долли и т.д. Все выходы представлены.

Анна Каренина.

История о падшей женщине (позиция Толстого). В первых вариантах романа она была просто развратной.

Эпиграф «Мне отмщение, и Аз воздам». Перефразированная и скорректированная фраза из Евангелия. Создает новый тип естественной женщины, которая живет чувством. Она поставлена в ситуацию, когда она не любит мужа. Толстой ставит ее в эту ситуацию и наказывает. В ситуации любовного треугольника. Первое объяснение в любви состоялось на железной дороге в бурю. В роман входит мотив железной дороги, который переплетается с историей любви. Толстой изображает случайную смерть человека под колесами поезда. Железная дорога, открытая в 66 году – воплощение эпохи, века.

Анна и Каренин. Он – высокопоставленный чиновник. Полюбив Вронского, быстро признается. Входит слово «любовница». Начинается ситуация нравственного выбора для всех. Каренин не отпускает ее, не дает развода. За этим его позиция о сохранении семью. Начинается обсуждение проблемы. В Каренине усиливаются религиозные искания. С ним появляется ряд персонажей, он становится глубоко религиозным человеком. Искания становятся основой его позиции о сохранении семьи. Это сложно сочетается с историей с сыном Сережи. Он запрещает ей встречаться с сыном, полагая, что если мать ушла, то встречи будут травмировать. Неоднозначность ситуации. Анна сама сделала выбор и ушла от сына – позиция Каренина.

Анна и Вронский.

Взаимная и сильная любовь. Он выходит в отставку и полностью меняет свою жизнь ради Анны. Они живут в его имении Воздвиженское. Вся жизнь дома организована Вронским. У них рождается дочь Анна. Насколько она любит сына, настолько холодна к дочери. После того, как Анна умрет, Каренин забирает девочку. Возникает случайное семейство.

Анна не может жить в грехе, приходит к «выходу силы и энергии». Последний монолог. Самоубийство.

Проблема семьи – важная для Толстого. Наиболее близкий человек – Стива Облонский(Степан Аркадьевич). Роман начинается с ситуации в его семье. Семейная ситуация не разрешается до ее самоубийства. Отчество – Аркадьевна. Аркадия – страна благоденствия в Греции. Общее у них то, что они стремятся к счастью. Кризис стремления к счастью и любви. Жить в любви недостаточно по мнению Толстого.

Путь Анна – противоположный пути Татьяны Лариной. Пушкинские традиции в творчестве. Та же история в другом развитии. Выводы те же. Анна наказана. Позиции совпадают.

Толстой беспощаден к Анне. Создал женщину для любви, но поставил в ситуацию незаконной любви и наказал ее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема войны | Вронский
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.