Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малая проза

В.Г. Короленко.

Западная Украина, Эвелина Иосифовна (скуревич), украинско-польское дворянство. Гимназии в Житомире, Ровно.

С середины 70ых гг начинает заниматься политической деятельностью. Он принадлежит к народничеству. У Короленко приобретает широкий спектр смыслов – преданность народной идее, доходит до революционной позиции. 1879 – 1885 гг. – 6 лет арестов, судов, тюрем, ссылок.

На этом фоне формируется журналистика. Принимает активное участие в народнических изданиях.

1881-1884 – Сибирская ссылка в Якутию. Начинается художественное творчество Короленко – сибирски е рассказы. Это не цикл, рассказы о Сибири. Пишет их до начала 20 века. 1880 и 1884гг – проезжает Томск.

1890-1900гг – журналистика. Один из первых журналистов, который в равной степени ценил публикации как в столичной, так и провинциальной прессе.

Возвращается на Украину в Полтаву. Это время активного художественного творчества. В эти годы создается «История моего современника» (1906-1908).

1917 г – относится настороженно к Октябрьской революции. «Письма к Луначарскому» - разрушается русская национальная культура. В 1821 г – ему предлагают покинуть страну. Похороны в Полтаве.

«Человек рожден для счастья, как птица для полета». Это мироощущение очень радостное и светлое определило особую позицию в русской литературе. Его реализм осложнен неоромантизмом и импрессионизм. Еще одно направление – особая сосредоточенность на психологии человека. «Огоньки» (1900). Одна из ключевых тем – тема света.

1880 – «Чудная»

1883 – «Сон Макара»

1885 – «Соколинец»

1900 – «Огоньки»

Тесным образом связаны с народничеством. В центре – человек из народа, который изображен реалистически. Короленко начинает особую тему – мощного национального характера, который воплощается в образе русского бродяги. Это абсолютно романтический герой, противопоставивший себя социуму.

«Сон Макара». Рождается из народнической позиции. Прототип – Захар Цыкунов. Дает герою имя Макар, обыгрывая фольклорные высказывания. Имя, вырастающее из фольклора. Народ национальных окраин. Этническое разнообразие. Слобода Чалган в якутской тайге. Соединение русских и якутских корней.

Имеет подзаголовок – Святочный рассказ. Сюжетом его всегда является Рождество. Главный бог в рассказе – Тойон(верховное божество мифологии). Любопытное соединение христианства и язычества.

Макар замерзает в тайге и умирает. Сон – суд над его жизнью.

Вся структура рассказа выстроена романтическим принципом двоемирия. Основное содержание рассказа – мир мертвых, после смерти. Проводник в царстве мертвых – попик Иван. Самое главное – весы. Грехи Макара. «говори сам». Макару дается право сова самом себе – кульминация рассказа. Это мощное проявление психологизма – Макар объясняет, почему ведет такую жизнь. Это и покаяние, и объяснеение, и обвинение.. Название многозначно.

Рассказ произвел большое впечатление на современников. Простая народническая позиция облеклась в неоромантические формы, связанные с фантастикой.

«Слепой музыкант» (1886-1898).

Предисловие от автора. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету». Тема судьбы человека с ограниченными возможностями.

Главный герой – Петрусь, слепорожденный мальчик. Основная тема – как он познает мир. Это вариант «Детства», «Отрочества», «Юности» Толстого. Большая роль психологизма повести.

Импрессионизм – направление в искусстве и литературе, возникшее 19-20 вв. Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца». Стремление запечатлеть момент. Отдельные мгновения, из которых художник стремися создать целостное произведение.

Особое место играет звук. Звукопись и светопись тесным образом перекликаются.

Назвав произведение этюдом, Короленко стремится подчеркнуть импрессионистическое изображение. Разворачивается как впечатление мальчика от отдельного мгновения. События Западной Украины. Короленко рисует свое собственное детство. Состоятельная дворянская семья.

Две концепции воспитания Петруся. Материнское чувство и горе приводят к тому, что ее стратегия – защита от мира. Позиция дяди Максима – выводить мальчика в мир, приучать жить в мире.

Воспринимает мир как мир звуков. На фоне хаотично звучащего мира, он однажды сталкивается с гармонией. Он слышит дудку Иохима. Ревность Анны Михайловны.

Выходом может стать музыка.

Взросление Петра. Он входит в мир своих ровесников. Особое событие – посещение монастыря. Фигура молодого слепого бандуриста рядом с казачьим атаманом Игнатом Карым.

Образы звонарей – озлобленный Егорий и добрый Роман. Психологический кризис Петра. Связан с тем, что он бунтует против своей судьбы. Это бунт против того, что он не владеет полнотой мира. Максим знакомит его со слепыми певцами. Образ Федора Кандыбы, потерявшего зрение на войне.

Изображается паломничество в Почаевский монастырь – Федор Кандыба, Кузьма, бандурист Юрий (Петр, который понял, что ему нужно узнать о жизни слепых). Повесть становится повестью о прозрении любого человека. Путешествие открывает Петру глаза на мир и самого себя. Он становится мужественным, жениться.

Со страхом ждет рождения ребенка. Через три года – дебют слепого музыканта.

Повесть о прозрении, которое должно состояться у каждого человека к своей собственной реальной жизни.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Онтология – учение о бытии.

Гносеология – учение познании, процесс познания мира.

Толстой, Достоевский – онтологи, бытие мира. Есть конечная истина.

Специфика гениальности Чехова – он гносеолог. Сосредоточен на том, как человек познает мир. Позиция Чехова сводится к тому, что «никто не знает настоящей правды..». Дело художника – «ставить вопросы».

Определенная системы личных ценностей:

«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались»

Человек – идеальное создание природы. От природы дано все. Сама природа окружающий человека мир воспринимается как рай.

«В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и чувства, и мысли».

Ответственность человека за то, что ему дано. Высокая требовательность по отношению к человеку. «Пошлые», скучные герои: человек сам искажает себя и свою жизнь.

Почему человек, которому дано все, искажает свою жизнь? Принципиально отрицание идеи среды («среда заела»). Человек сам искажает свою природу не по объективным причинам, причины лежат в сфере человеческого сознания. Фактически, гносеологическое творчество – изучение сферы человеческого сознания. Никто не знает настоящей правды.

Творит в малом жанре. В рассказах и повестях ставит вопросы. Для этого не нужен роман. В период зрелого творчества переходит к драме. Драматургия выполнит роль романов. Романное обобщение осуществляет в драмах.

Проблема реализма – реализм, осложненный модернизмом. Это художественный метод начало 20 века, в который вошло много литературных направлений. В целом, модернизм возникает в принципиальной оппозиции реализму. Вырастает на ценности искусства и новых художественных форм. В Западной культуре Чехов воспринимается как модернист.

Родился 17/29 января 1860 г. На берегу Азовского моря в Таганроге. Родители – Павел Егорович и Евгения Яковлевна, из семей крепостных. 6 детей: Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил. Все дети были очень талантливы артистически. Александр – писатель, Николай и Мария – художник, Иван – учитель. Павел Егорович был купцом, церковным старостой, разорение в 1870ых гг, переезд в Москву.

1868-1879 гг. – мужская классическая гимназия в Таганроге. Одно из лучших учебных заведений на юге России. В гимназии началось литературное творчество. Пишет юмористические рассказы, сценки. 1878 г. – пьеса «Безотцовщина» («Неоконченная пьеса для механического пианино»)

1878 – 1879 гг – начало самостоятельной жизни. Ответственность за всю семью.

1879-1874 гг – медицинский факультет Московского университета. С 1881 года занимается врачебной практикой. Некоторое время служит врачом.

1880-1887 гг – период «Антоши Чехонте».

Юмористичекое творчество, которе создается по различными псевдонимами.

1884 – первый сборник рассказов – «Сказки Мельпомены». Чехов активно сотрудничает в юмористических журналах «Осколки», «Будильник», «Стрекоза» и т.д.

1888-1889 гг - переходный, кризисный период.

1887 г – сборник «В сумерках»

1888 – Пушкинская премия Академии наук за сборник. Проблема ответственности художника за свое слово.

1888, 1889 – повесть «Степь», повесть «Скучная история».

1889 г. – смерть брата Николая. Был самым близким из братьев.

Все это создает кризисную ситуацию.

1890 г. – «сахалинский период». 21 апреля – 8 декабря 1890 г. Путешествие на о. Сахалин. Путешествие по Сибири, очерки «Из Сибири». 15-21 мая 1890 г. – Томск.

1890 – «сахалинский период» (10 июля – 13 октября 1890) Переписывает все население острова – около 10000 карточек. 1891 – 1894 – «Остров Сахалин».

Возвращение: Индийский океан, Японское, Красное, Средиземное, Мраморное, Черное моря.

Посещает: Сингапур, Цейлон.

1891 – 1892 гг – «постсахалинский период». Произведения внутренне жестки. 1891 – «Дуэль», 1892 – «Палата №6», «Попрыгунья».

«казалось – оказалось» Катаев В.Б. Проза Чехова: проблема интерпретации. М., 1979. Принципиальные произведения Чехова основаны на процессе, который протекает в сфере сознания героя. Изменение сознания героя. Все произведения основаны на этом принципе.

1892 – 1899 гг – подмосковное имение Мелихово. В это время ведущий писатель. Каждый маленький рассказ Чехова читает вся Россия. С этого момента вся семья живет за его счет. Написано 42 произведения, постоянная врачебная практика. Оказывает финансовую помощь.

Середина 1890-ых гг – экспериментальная проза. 1894 – «Черный монах», 1896 – «Дом с мезонином».

Проза 1898 г. («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка») – тема требовательности к человеку

1896 г – начало зрелой драматургии, «Чайка». Первая постановка в 1896 г. В Александринском театре – провал.

Станиславский, Немирович-Данченко организовывают Московский художественный театр. 1898 – постановка «Чайки» в МХТ. Триумф, начало нового театра в общеевропейском контексте.

1901 – женитьба на Ольге Леонардовне Книппер.

1899 – 1904 – живет в Ялте (Белая Дача). Проблема болезни.

1884 – предположительное начало болезни

С 1897 – быстрое развитие болезни

С 1901 – положение постоянного пациента.

Проза рубежа 1890 – 1900х гг.

«Дядя Ваня», «Три сестры» (1900 – 1901), «Вишневый сад» (1903 – 1904)

Лето 1904 – курортный город Баденвайлер. Скончался 2/15 июля 1904 г. Похороны в Москве 9/22 июля 1904 г.

 

1882-83 гг – наиболее плодотворны. Создано много произведений.

1883 – «Смерть чиновника».

Смерть является темой юмористического рассказа. В малой прозе Чехова господствуют два противоположных жанра. Организована как шутка. Человек сам себя делает маленьким.

«Толстый и тонкий» - встреча двух товарищей. Толстый узнает друга первым, ведет себя как нормальный человек, который рад встрече с другом. Тонкий, узнав о должности, начинает принижать себя перед старшим чином. Ведет себя униженно.

«Горе» - о токаре Григории Петрове. Везет жену в больницу, по дороге она умирает. Одно из первых произведений, которое посвящено смене точки зрения. Человеку казалось, что он проживает жизнь одним образом – оказалось, что это не так. В творчестве Чехова философствуют все – люди самых разных социальных слоев. Одно из первых произведений гносеологического характера. Столкновение с горем заставляет посмотреть, как прожил свою жизнь. Характерный мотив – он был одаренным человеком. «Сызнова бы жить..», «Как на этом свете все быстро делается!». Тема убытков – человек бессмысленно растрачивает свою жизнь. Жесткость в том, что, осознав то, что жена умерла, Григорий засыпает и просыпается в больнице, где ему ампутировали руки и ноги.

«Счастье» (1887) – рассказ. Вторая ведущая малая жанровая форма. Он на первый взгляд совершенно бессюжетен. Это «другой» тип сюжета. Бессюжетные произведения основаны на организации, описании процесса мышления. В центре – два пастуха, объездчик Пантелей. Рассказ становится размышлением о счастье. Старик всю жизнь ищет клады, пытаясь разбогатеть. Разговор о кладах переходит в размышление о том, что такое человеческое счастье. Организован как начало процесса мышления. В нем процесс мышления начинают с того, что думают овцы, думают люди. Важен хронотоп – ночь и рассвет. Большое историческое время – времена Петра 1, Александра 1. Пространство – степь. В процесс входит все.

Период 1888-1889 гг.

1888 – Степь

1889 – повесть «Скучная история»

1888 – Пушкинская премия академии наук

1889 – смерть брата Николая

«Степь» «Скучная история» - начало жизни и конец жизни.

Три героя: степь, Егорушка, Россия.

Степь представлена как живая.

Россия, русский мир представлены многочисленными персонажами. Они сложно фиксируются. Купец Иван Иваныч Кузьмичов, отец Христофор Сирийский – две ипостаси русского национального характера, романтик и практик. Хозяева жизни, степи – Варламов, запускает всю деятельность в этой степи, графиня Драницкая – тема красоты. Еврейская семья – Мойсей Мойсеич, его жена – тема женской доброты и жалости, Соломон – бунтарь.

Пантелей – старик-мудрец. Тема ума, обучения постоянно возникает в повести. У человека бывает три ума – один от родителя, другой от учения, третий от хорошей жизни.

Емельян – бывший певчий, потерявший голос. Тема нереализованного таланта.

Вася – не совсем здоров. Он своим зрением видит в степи то, что не видит никто. Он живет в своем мире, который неведом никому.

Дымов – бунтарь.

Константин Звонык – рассказывает, как он счастлив.

Фантастичность самой русской жизни.

Егорушка. Ему дано имя деда Чехова по отцу. Георгий Победоносец. Тема вхождения человека в жизнь.

Степь – сложное сочетание реализма, импрессионизма, символизма.

«Скучная история» (Из записок старого человека). Начинается тем, что в России есть знаменитый профессор Николай Степанович. Записки не имеют единого сюжета. Размышление о себе и своей жизни. Сюжетом является попытка понять смысл своей жизни. Входит формулировка «Познай самого себя». «Насколько блестяще и красиво мое имя, настолько тускл и безобразен я сам». В финале жизни испытывает чувство краха.

Проблема популярности имени – личная проблема.

Семья – жена Варя, дочь Лиза, сын – «офицер, служащий в Варшаве», жених Лизы Гнеккер. Одиночество в семье. Они постоянно обсуждают нехватку денег. «равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Все чужие друг другу.

Когда герой думает о себе, то говорит, что главной ценностью была наука. Наука, лекции, коллеги – все в прошлом, сейчас – абсолютное одиночество.

Единственный человек, которого он любит – воспитанница Катя. Михаил Федорович и Катя – единственные люди, которых он любит. Вся повесть закончится прощанием с Катей: «Прощай, мое сокровище!»

Кульминация – поездка в Харьков.

«Я хочу, чтобы любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Считается, что это высказывание самого Чехова.

«Нет «того, что называется общей идеей, или Богом живого человека. А коли не этого, то, значит, нет и ничего». Приезжает Катя. «Отсутствие того, что.. называют общей идеей, я заметил в себе только незадолго перед смертью.., а душа этой бедняжки не знала и не будет знать приюта всю жизнь, всю жизнь».

 

 


 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Н. С. Лесков | II. Цели и задачи курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.