КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объяснение социальных процессов
Одним из наиболее заметных событий в социологии стала публикация в 1998 г. сборника статей "Социальные механизмы. Аналитический подход к социологической теории". Авторы сборника (среди которых Дж.Элстер, Д.Гамбетта, Р.Будон, А.Сорен-сен, А.Стинчкомб, Р.Хедстрем и другие известные зарубежные социологи) приходят к единому мнению, что главной задачей социологии должно стать выявление и изучение фундаментальных социальных механизмов, которые генерируют и объясняют ход социальных процессов. Социальный механизм — это причинно-следственная модель изучаемого процесса. Такие модели показывают, каким образом взаимодействие различных факторов (переменных, индикаторов...) генерирует качественные и количественные характеристики, отражающие реальное течение социальных процессов. По мнению авторов, сами по себе причинно-следственные модели не дают полного, окончательного объяснения изучаемых явлений. Дело в том, что в социальной жизни действуют не абстрактные факторы и переменные, а реальные люди. Поэтому необходимо также объяснить, каким образом декларируемые причинно-следственные связи взаимодействуют с верованиями и убеждениями людей, формируют их поведение. Трактовка понятия социальный механизм расширяется и включает в себя не только причинно-следственную модель, но и объяснение взаимодействий между индивидами, а также между индивидами и социальными агрегатами. Один из авторов сборника Т.С.Шеллинг приводит такой пример: когда водитель контролирует расстояние до идущей впереди машины, то это взаимодействие между индивидами; если водитель регулирует свою скорость в соответствии со средней скоростью потока автомобилей, то это взаимодействие индивида и социального агрегата. По мнению Шеллинга, социальный механизм это интерпретация, в терминах индивидуального поведения, абстрактной модели, которая воспроизводит изучаемый феномен. Подобная трактовка понятия социального механизма соответствует парадигме методологического индивидуализма. Согласно этой широко используемой в экономической теории парадигме, все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивидов. В экономической теории индивид, как правило, принимает рациональные решения — максимизирует ожидаемую полезность (разность между выгодами и издержками). Однако модели "рационального выбора" не всегда адекватны реальным экономическим процессам. Еще реже ограничения этой модели выполняются в социокультурных и политических процессах. Как справедливо указывает Р.Будон, в социологии необходимо использовать когнитивные модели, включающие модели рационального выбора как частный случай*. Можно сказать, что авторы утверждают, что подлинное объяснение социальных процессов дает двухуровневое описание социальных механизмов: • на макроуровне используется причинно-следственная модель; • на микроуровне используются когнитивные модели взаимодействия между индивидами, а также между микро- и макроуровнями. Такие модели лучше называть не социальными, а социокогнитивными механизмами. Когнитивными моделями могут оперировать любые когнитивные системы. Соответственно традиционная трактовка микро- и макроподхода нуждается в уточнении. В социологии обычно считается, что микроуровень — это уровень индивидов. Рассмотрим более удобную трактовку различения микро- и макроуровней на примере социальных систем. Анализ мир-системы как целого проводится на макроуровне, при этом анализ поведения отдельных стран осуществляется на микроуровне. При анализе рынка микроуровень — это отдельные фирмы и потребители. При анализе фирмы микроуровень — это подразделения или сотрудники. Таким образом, анализ системы в целом производится на макроуровне, а изучение поведения отдельных элементов осуществляется на микроуровне. В последующих главах читатель найдет много примеров социальных и социокогнитивных механизмов. Рассмотрены также другие модели, которые пока не имеют строго методологического обоснования, но, безусловно, помогают объяснять и прогнозировать течение социальных процессов. Интерес к быстрым, катастрофическим социальным изменениям обострился в последние годы. М.Халлинен отмечает, что разрывы, дискретность в развитии социальных систем являются главным вызовом существующим теориям социальной динамики. По ее мнению, такие события последнего десятилетия, как крах коммунистической системы, распространение национализма и терроризма, эпидемия СПИДа, стремительное развитие компьютерной революции требуют новых теоретических подходов. Необходимы новые концепции социальных изменений, базирующиеся на моделях теории катастроф и теории хаоса. Халлинен полагает, что в осмыслении новых подходов значительную помощь может оказать изучение формальных, математических моделей социальных процессов. Литература 1. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999 2. Бек У. Что такое глобализация. М., 2001 3. Будон Р. Место беспорядка, крика теорий социального изменения. М., 1998 4. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000 5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000 7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 1998 8. Нэсбитт Дж., Эбурден П. Что нас ждет в 90-е годы: мегатенденци. Год 2000 9. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998 10. Социология. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001 11. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000 12. Филатова О.Г. Общая социология: Учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2005. Гл. 4 13. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996
Лекция 6. Модели жизненного цикла. План 1. Развитие циклических представлений. 2. Жизненный цикл цивилизаций. 3. Многообразие моделей жизненного цикла.
1. Еще в глубокой древности было замечено, что плоды социального, культурного и материального творчества человека не вечны. Как и любой организм, творения людей рождаются, развиваются, стареют и умирают. Естественно, с точки зрения системного подхода подобная логика развития свойственна любой социокультурной системе, а также отдельным ее элементам и подсистемам. Циклическая модель времен порождает мифы о циклической смене мировых эпох: "ночи Брахмы" и "дня Брахмы", гесиодовская смена "пяти веков" и возвращение "золотого века"; цикл эпох в доколумбовых мифологиях Америки, каждая из которых кончается мировой катастрофой. Английский мифолог Э. Линч предложил отличный от круга и цикла образ архаического чувства времени: маятник, который качается между двумя полюсами — днем и ночью, жизнью и смертью. Представления о периодической гибели и возрождении природы и человечества существовали в германской мифологии. Циклические теории разрабатывались многими философами и историками древности, стремящимися усмотреть определенный порядок, ритм, выявить смысл в хаосе исторических событий. При этом использовались аналогии с космическими ритмами, сменой времен года, биологическими циклами, кругооборотом веществ в природе. Восточные учения о цикличности были развиты древнегреческими философами и историками (Платон, Полибий, Аристотель, Плутарх). Циклические представления развивались в астрономических и астрологических исследованиях жрецов и магов Вавилона. В вавилонских источниках упоминаются циклы с периодом 600, 59, 54, 19 и 8 лет. Значительное влияние на историков Нового времени оказали взгляды великого мыслителя возрождения Н.Макиавелли (1469-1527). Многие идеи, актуальные и сегодня, изложены Н.Макиавелли в следующем отрывке из "Истории Флоренции". "Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку. Поскольку уж от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже не способны к дальнейшему подъему, неизбежно должны приходить в упадок, и наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванные беспорядками, они не в состоянии пасть еще ниже и по необходимости должны идти на подъем. Так вот всегда все от добра снижается ко злу и от зла поднимается к благу. Ибо добродетель порождает мир, мир порождает бездеятельность, бездеятельность — беспорядок, а беспорядок — погибель и соответственно новый порядок порождается беспорядком, порядок рождает доблесть, а от нее проистекают слава и благоденствие". Через два столетия другой великий итальянец, придворный историограф Дж.Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития наций. Каждый народ проходит три постоянно воспроизводящихся этапа: эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высшая точка цивилизации). Каждый цикл завершается общим кризисом и распадом данного общества. Русский философ и социолог Н.Я.Данилевский (1822-1885) в книге "Россия и Европа" (1869) выделил в истории локальный "культурно-исторический" тип (цивилизация), который подобно биологическим организмам проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. Историософские идеи Данилевского оказали воздействие на К.Н.Леонтьева (1831-1891), который выделял три стадии циклического развития: а) первичную "простоту"; б) цветущую "сложность"; в) вторичное "упрощение" и "смешение". Взгляды Данилевского и Леонтьева предвосхитили аналогичные построения О.Шпенглера (1880-1936). В своем главном труде "Закат Европы" Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и западноевропейскую. Каждая культура трактуется как организм, обособленный от других культур. Время жизни культуры — порядка тысячи лет. Умирая, культура перерождается в "цивилизацию", в которой отпадает нужда в художественном творчестве. В системном анализе под жизненным циклом системы понимается период от зарождения системы до ее гибели. В типичной модели жизненного цикла общественно-исторической системы Ю.В.Яковец выделяет шесть последовательно сменяющих друг друга фаз: • зарождение в недрах старой системы, внутреннее латентное развитие; Типичная модель жизненного цикла системы • рождение, утверждение в процессе революционного переворота в борьбе с уходящей, отживающей системой; • распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему; • зрелость, когда в полной мере проявляются присущие системе черты • дряхление, нарастание противоречий, вступление в кризис, в противоборство с уже родившейся и борющейся за свое "место под солнцем" следующей системой; • отмирание, реликтовое существование в виде отдельных трансформированных осколков на периферии утверждающейся новой системы. Модели жизненного цикла обычно являются качественными и содержат список фаз, этапов развития системы. Длительность и число фаз могут колебаться в весьма широких пределах. Исследователей обычно интересуют качественные характеристики каждой фазы и механизм чередования фаз. Ниже приведен не претендующий на полноту список систем и подсистем, для которых разработаны модели жизненного цикла: социокулътурные системы — цивилизация, этнос, институт, общественное движение, организация, группа, семья, индивид; элементы и подсистемы социокультурных систем — хозяйственный уклад, технологический уклад, стиль в искусстве, мода, научная специальность, новые товары, инновации во всех сферах жизни общества, модели. Прежде чем приступить к изложению наиболее интересных моделей жизненного цикла, напомним читателю, что речь идет лишь о моделях, которые, как и все создания человека, тоже имеют "свой жизненный цикл: они возникают, развиваются, сотрудничают с другими моделями, уступают место более совершенным". 2. Многообразие моделей жизненного цикла. Жизненный цикл цивилизаций. Как уже указывалось, разработкой моделей жизненного цикла цивилизаций занимались многие известные историки. Одно из наиболее фундаментальных исследований принадлежит английскому историку А. Тойнби (1889-1975). Под влиянием Шпенглера он разработал свою концепцию всемирной истории, где речь идет о 13 относительно замкнутых цивилизациях. Тойнби пытался вывести эмпирические законы повторяемости общественного развития. Согласно Тойнби, развитие общества осуществляется через подражание. Если в примитивных обществах подражают старикам и предкам (что делает эти общества статичными), то в цивилизациях подражают творческим личностям, что обеспечивает динамику развития. Круговорот (или жизненный цикл цивилизаций) содержит, по его мнению, четыре фазы: возникновение (генезис), рост, надлом и распад. Генезис и рост цивилизаций обусловлен ответом на вызовы истории. "Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное до сих пор усилие". В качестве "вызовов" рассматриваются неблагоприятные погодные условия, нападение иноземцев и гниение предшествующих цивилизаций. "Рост цивилизаций является поступательным движением. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ дальнейшему вызову: от дифференциации к интеграции и снова к дифференциации. Развитие цивилизации (прогресс) представляет собой кумулятивное поступательное движение, связанное с территориальной экспансией — от географического центра цивилизации к периферии. Стремление к территориальной экспансии вызывает к жизни милитаризм, который является на протяжении четырех или пяти тысячелетий наиболее общей и распространенной причиной надломов цивилизаций. Милитаризм надламывает цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные войны". В фазе надлома нарастают социальные, политические и экономические конфликты. "В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада... за спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживление, но последует окончательный распад".
3. Жизненный цикл этноса.
Л.Н. Гумилев (1912—1992) считал, что недопустимо разделять социальные и биологические факторы, определяющие процесс развития цивилизации. В этом он видел главный недостаток предшествующих концепций цикличности. Критикуя идею цикличности в истории, Л.H. Гумилев указывал, что наличие строгого ритма не подтверждается историческими фактами. Главный недостаток этих концепций Гумилев видит в том, что в них проводится граница между социальным и биологическим в отдельном человеке и общественном коллективе, тогда как эти факторы находятся в неразрывном единстве.
Гумилев полагает, что нашел фактор, определяющий развитие этноса, введя понятие пассионарности. Пассионарностъ — это характеристика поведения и психики, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Обобщая 40 индивидуальных историй этногенеза, Гумилев разработал модель жизненного цикла этноса, состоящего из семи фаз. Возникнув в момент пассионарного толчка, этнос должен немедленно сложиться в систему, иначе он будет уничтожен соседями. Для самосохранения этнос вырабатывает социальные институты, характер которых запрограммирован конкретными географическими условиями и временем (стадией развития человечества). Потребность в самоутверждении обуславливает быстрый рост системы, ее территориальную экспансию и усложнение внутриэтнических связей. Силы же для развития этноса черпаются в пассионарности популяции как таковой. Рост системы создает инерцию развития, медленно теряющуюся от сопротивления среды, вследствие чего нисходящая ветвь кривой значительно длиннее восходящей. На рисунке по оси абсцисс отложено календарное время и соответствующие фазы эволюции системы, а по оси ординат уровень пассионарного напряжения. В точке О в обществе преобладают тихие обыватели, а в точке максимума — герои, готовые пожертвовать собой. Фаза подъема является периодом интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе, возникшей вследствие пассионарного толчка. Формируются новая этническая доминанта и социальные институты. Начинается экспансия. В акматической фазе пассионарное напряжение достигает наивысшего уровня. Возможен пассионарный перегрев, когда избыточная энергия начинает погашаться на внутренних конфликтах. Фаза надлома характеризуется резким снижением пассионарности, сопровождается расколом этнического поля и повышением вероятности распада и гибели этноса. Эту фазу можно рассматривать как "возрастную болезнь" этнической системы. В инерционной фазе происходит укрепление государственной власти и социальных институтов, интенсивное накопление материальных или культурных ценностей, активное преобразование природы. В обществе доминируют гармоничные личности, еще не знающие, что за "золотой осенью" наступают "сумерки". В фазе обскурации общественный организм начинает разлагаться, растут коррупция, преступность, численность населения значительно сокращается. Этническая система может стать легкой добычей более пассионарных соседей. В фазе регенерации возможно кратковременное восстановление этнической системы с последующим переходом к реликтовой стадии существования этноса, которая может длиться довольно долго. Последние две фазы Гумилев объединяет в одну мемориальную фазу, в процессе которой воспоминание о былом величии сохраняют только отдельные члены общества. Память о героических деяниях предков продолжает жить в виде фольклорных произведений и легенд. Мемориальная фаза — завершение процесса этногенеза. Воспоминание о былом величии сохраняют только отдельные члены общества. На каждой из перечисленных фаз возможен, впрочем, процесс регенерации или же «новый пассионарный взрыв». Гумилев подчеркивает разнообразие человеческой истории — одновременно в разных регионах представлены разные фазы процесса самоорганизации этноса. Почему подобные «цивилизованные империи» рушатся так легко под ударами малочисленных и часто более отсталых врагов? Вполне понятно, почему это происходит в критической фазе надлома, но чем объясняется риск гибели этноса в фазе инерции или обскурации? Тем, что система вынуждена черпать запасы негэнтропийной энергии из окружающей среды (ограбление природы, нарушение баланса биоценоза). Сама она отличается структурной хрупкостью и адаптационной неприспособленностью, расходуя все силы на борьбу с инакомыслием, тотальное погашение внутренних девиаций, нивелирование разнообразия.
Литература. 1. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопресс, 1993 2. Волновые процессы в общественном развитии. Новосиб., 1992 3. Лапыгин Ю.И. Теория организаций: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА – М., 2007 4. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика., 1993 5. Плотинский Ю.М. Анализ риска социальных реформ // На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции. М., 1996 6. Тойнби А. Постижение истории. М.: Наука, 1993 7. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973 8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996 9. Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992
Лекция 7. Моделирование социально-политических процессов.
План.
1. Социальные движения, типология, специфика. 2. Жизненный цикл общественных движений. 3. Модель жизненного цикла организации. 4. Модели жизненного цикла семьи, индивида. технологического уклада.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |