![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синергетика как наука о самоорганизации сложных систем любого типа
В последние десятилетия выявило свою перспективность новое общенаучное направление, исследующее природные и общественные явления под углом зрения совершающихся в ней процессов самоорганизации. Именно системный подход создал фундамент для формирования этойВ концепции, и прежде всего — идея динамики целого, аксиома взаимосвязанности явлений и состояний. Но синергетика сосредоточивает свое внимание не на состояниях гомеостаза, достаточно изученных кибернетикой и теорией управления, а на кризисных нестабильных состояниях. Работы по теории самоорганизации (синергетике) были начаты А. Тьюрингом, И. Пригож иным, Г. Хакеном, М. Эйгеном, В. Эбелингом и другими учеными. Изучение самооргани-зующих процессов различной природы обусловило междисцип-линарность и универсализм синергетики,вобравшей в себя брюссельскую школу И. Пригожина, школу Г. Хакена, математическую школу В.И. Арнольда и Р. Тома, школу А.А. Самарского и СП. Курдюмова, биофизическую школу М.В. Волькенштейна и Д. С. Чернавского, школу Н. Моисеева и т. д. Идеи самоорганизации имеют чрезвычайно широкое поле применения (теория автопоэзиса, теория о гиперциклах, концепция глобально-эволюционного развития Вселенной и т. д.). При всем многообразии подходов у всех этих научных школ общим является поиск универсальных закономерностей возникновения порядка их хаоса, описание причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада. Синергетика направлена на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации сложных систем любого типа— как природных, так и человекомерных. Ее можно определить как науку о нестабильности, «науку нестабильного мира». Но мир синергетики — это мир не только критической неустойчивости и «обвальных» процессов. Это процесс становления, возникновения порядка из хаоса, самопроизвольного перехода систем от неустойчивых состояний к стабильности и организационным структурам. Развитие «термодинамики необратимых процессов» (И. Пригожин), анализ явлений «странного аттрактора» (Роэль, Такенс), «теория катастроф» (Р. Том) позволили прийти к пониманию общих механизмов спонтанного образования высокоупорядоченных («диссипативных») структур из менее упорядоченных (Г. Хакен), конструктивной роли процессов самоорганизации/самодезорганизации в неравновесных системах. В работах, посвященных философскому анализу синерге-тических идей, отмечены глубокие параллели между положениями теории самоорганизации и идеями древних космогонии, восточных религий. Здесь можно упомянуть таких авторов, как И. Пригожий и И. Стенгерс, Э. Янч, Ф. Каира, СП. Курдюмов и Е.Н. Князева, А.А. Силин, С. Гомаюнов, В. Аршинов и др. В.В. Василькова в своей книге «Порядок и хаос в развитии социальных систем» уделяет значительное внимание анализу философско-методологических оснований теории самоорганизации. В частности, отмечается созвучие идей синергетики с идеями и воззрениями следующих философов: Платона и Аристотеля (представления об эйдосах как потенциальных формах-образцах «земных» процессов, идея энтелехии), Гераклита (о роли огня как метафоры самовозобновляющегося и саморегулирующегося начала в универсуме), Лукреция (идея кли-намена как спонтанного непредсказуемого отклонения, рождающего новое в природе), Р. Декарта (учение о космических вихрях как собственных формах организации природы), Г. Лейбница (монадология с идеями гармонии, когерентности, взаимосогласованности всех частей мира, идея преформизма, потенциально заложенного), Ф. Шеллинга (понятия организма и самоорганизации в природе по анологии с творческими исканиями человеческого духа), И. Канта (идея самоорганизованного бытия и целеполагания целого как результата спонтанного взаимоналожения целей его частей), А. Бергсона (представления о необратимости эволюции, ее движущей силе в виде жизненного порыва), А. Уайтхеда (идея о роли процессуаль-ности и когерентности событий в универсуме), К. Юнга (архетипы коллективного бессознательного), П. Тейяра де Шардена (идеи о направленности эволюции), русских философов-космистов (идеи коэволюционного развития человека и универсума), М. Хайдеггера (представления о природе времени и истины) и других. Таким образом, идеи саморазвития, самодвижения материи традиционны для философии. Основной вклад синергетики в научное познание связан с усвоением нелинейного взгляда на мир, формированием нелинейного стиля мышления. Понятие «нелинейность» начинает использоваться все более широко, приобретает мировоззренческий смысл. Идея нелинейности в своем мировоззренческом ракурсе может быть развернута посредством: *идеи многовариантности, альтернативности путей эво *идеи выбора из данных альтернатив; *идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в *идеи необратимости эволюции. Эти идеи являются базовыми установками в современной научной картине мира, современной парадигме научного мышления, сменившей ньютоно-картезианскую. Нъютоно-картезианская парадигма, связанная с именами Рене Декарта и Исаака Ньютона, доминировала в нашей науке и культуре несколько столетий. В основе мировоззрения Декарта лежало фундаментальное разделение природы на две независимые сферы — сознание и материю. В соответствии со знаменитым высказыванием Декарта «Я мыслю — следовательно, существую» человек отождествлял себя со своим разумом, а окружающий мир — с огромным, сложным агрегатом, состоящим из множества различных частей. Такое механистическое воззрение было воспринято и И. Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической физики. Согласно Ньютону, все физические явления происходят в трехмерном пространстве, описанном евклидовой геометрией. Пространство абсолютно и неизменно. Время существует независимо от пространства и плавно течет из прошлого через настоящее в будущее. Материя, заполняющая пространство, вечна и изначально пассивна. Движение материальных частиц вызвано их взаимным притяжением (гравитацией). Источник движения — Бог. Позже великий математик Лаплас дал описание механики Солнечной системы и показал, что всю Вселенную можно рассматривать как совершенную саморегулирующуюся машину. И все же огромный космический механизм жестко детерминирован и обусловлен: все имеет свою причину и приводит к определенному результату. Детерминизм был важнейшим методологическим принципом научного познания. Задачей науки было исследовать закономерности, причинно-следственные связи природных и социальных явлений. Первые три десятилетия XX века кардинально изменили положение дел в физике, прежде всего, благодаря Альберту Эйнштейну, его теории относительности. Были поставлены под сомнение представления ньютоновской механики об абсолютном характере пространства и времени, о твердых элементарных частицах, о строгой причинной обусловленности всех физических явлений и о возможности объективного описания природы. Согласно теории относительности, неверно положение, что пространство имеет три измерения, а время существует отдельно от него. Одно тесно связано с другим, и вместе они образуют четырехмерный пространственно-временной континуум (ПВК). И пространство, и время теряют свой абсолютный характер: все измерения пространства и времени оказываются относительными — в зависимости от позиции наблюдателя, скорости его движения относительно наблюдаемых явлений. Согласно теории Эйнштейна, гравитация способна «искривлять» пространство и время. Степень искривления пространства зависит от массы тела. А поскольку, по теории относительности, время не может быть отделено от пространства, присутствие вещества оказывает влияние и на время: в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структура пространства-времени зависит от распределения вещества во Вселенной, и понятие пустого пространства также теряет смысл. Таким образом, в искривленном пространстве законы евклидовой геометрии не действуют. Основоположником неевклидовой геометрии в XIX веке стал Георг Риман. Пространство-время релятивистской физики есть именно такое пространство — более высокой размерности и безвременное. Все явления, происходящие в нем, связаны друг с другом, но эти связи не являются причинно-следственными. Понятие причинности уместно только в рамках суженного, ограниченного мировосприятия, при условии, что мы последовательно двигаемся в том или ином направлении (тогда и возникают временные определения «до» и «после»). В мире повседневности нас устраивает евклидова интерпретация, но при исследовании макрообъектов и макропроцессов (например, в астрофизике) детерминизм как методологический принцип теряет свою силу. Понятие твердого тела было поставлено под сомнение атомной физикой. Квантовая теория утверждает, что даже самые малые частицы, из которых состоит атом, не являются цельными и обладают двойной природой: их можно рассматривать и как волны, и как частицы (в зависимости от ситуации, от контекста исследования). Для лучшего понимания соотношения между парными категориями, обозначающими одно и то же физическое явление, Нильс Бор ввел понятие дополнительности. В современной науке принцип дополнительности обрел методологический статус. Еще одно важное открытие современной физики — осознание того, что масса — одна из форм энергии.Это изменило в принципе наши представления о материи «как материале, из которого сделаны вещи». Энергия имеет множество разнообразных воплощений, она может изменить свою форму, но не может прекратить свое существование вообще (закон сохранения энергии). А поскольку масса оказывается мерой энергии (Е= тс2), она теряет свойство уничтожимости и, очевидно, может преобразовываться в другие формы энергии. Так, во время столкновения частиц (электронов и протонов) некоторые частицы прекращают свое существование, а энергия, содержащаяся в их массе, преобразуется в кинетическую и перераспределяется между другими частицами и т. д. Квантовая теория говорит о фундаментальной цельности мироздания — мы не можем разложить мир на отдельные «строительные кирпичики». Проникая в глубины вещества, мы видим не отдельные самостоятельные компоненты, а сложную систему взаимоотношений между различными частями единого целого. Природа — это не механическая Вселенная, а сеть отношений. В замечательной книге Фритьофа Каира «Дао физики» глава, раскрывающая такое видение процессов мироздания, называется «Космический танец». Образ пульсирующей Вселенной, запечатленный на фотографияхвзаимодействующих частиц, столь же красноречив, как и образ танцующего бога Шивы, который символизирует ритм повседневных рождений и смертей, последовательные циклы творения и разрушения, являющиеся в индуистской традиции основой всякого бытия. Позволим себе привести более пространную цитату Ф. Каира: «Современная физика пришла к выводу, что ритм сохранения и разрушения присутствует не только в чередовании времен года и физическом рождении и гибели живых существ, но и выступает в качестве основной сущности неорганической материи. Согласно квантовой теории поля, все взаимодействия между составными частями материи осуществляются через испускание и поглощение виртуальных частиц. Более того, танец творения и разрушения представляет собой единственно возможную форму существования самого вещества, так как все материальные частицы самовзаимодействуют, испуская и поглощая виртуальные частицы. Таким образом, современная физика установила, что каждая частица принимает участие в танце энергии и одновременно является этим танцем, пульсирующим процессом творения и разрушения»2. В контексте нашего исследования эту мысль можно выразить следующим образом: процессы организации, дезорганизации, самоорганизации определяют содержание развития как природных, так и социальных систем. При таком понимании физической природы материи меняется представление и о значении хаоса в процессах мироупорядочения. В физике аналогом понятия «хаос» является понятие «вакуум». Вакуум как низшее состояние квантовых полей не имеет в себе каких-либо реальных частиц. Частицы — это лишь точки «сгущения» поля, возникающие и исчезающие энергетические узлы. Поэтому неверно понимать ваккум как Пустоту-отсутствие. Скорее, это Пустота-присутствие, пустота, которая виртуально содержит все возможные частицы и состояния; Пустота как источник творения, «живая» пустота, в пульсации которой берут начало бесконечные ритмы созидания и разрушения. В квантовой теории физики пустота и форма — это два аспекта динамической реальности; хаос может быть и конструктивным (создающим форму), и деструктивным (разрушающим форму).
3. Модели хаоса и порядка. Удивительным образом на очередном витке процесса познания человек находит научное подтверждение давно известным истинам. Так, основные черты диалектического понимания Хаоса, совмещающего в себе «принципы универсального порождения и универсального поглощения» (А.Ф. Лосев), формируются в мифологии и древней философии. В древнекитайской философии происхождение и универсальный способ существования всего сущего связан с понятием Дао. Лао-цзы сравнивает Дао с сосудом, который всегда остается пустым, сохраняя таким образом способность содержать внутри себя бесконечную множественность вещей. Это и есть Пустота как источник творения. В древнегреческой традиции труды Гесиода положили начало двум путям в трактовке Хаоса. Один выдвигает на первый план понятие Хаоса как пустого, ничем не заполненного физического пространства. Другой понимает Хаос как нечто живое и животворное. Хаос порождает из себя Эреб (мрак) и Ночь, а из них возникают Гемера (День) и Эфир. В дальнейшем, как отмечает В.Н. Топоров, античная мысль двигалась в направлении тех формул, которые характеризовали Хаос как принцип становления. Стали замечать, что в Хаосе содержится своего рода единство противоположностей: Хаос все раскрывает и все развертывает, но в то же время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь3. Мы уже ссылались на интересный анализ аналогий философских и синергетических идей, касающихся понимания проблемы порядка и хаоса, в работе В.В. Васильковой4. Приведем основные выводы этого исследования. Итак, основные принципы мироупорядочения, заложенные в космогонических представлениях о хаосе и порядке: 1. Хаос амбивалентен по отношению к структурам порядка (Космосу) — он выступает как разрушительной, так и созидательной силой (порождающей и поглощающей), являя в своей смешанной структуре набор различных потенций для будущего структурированного мира. 2. С появлением структур порядка (элементов Космоса)
3. Возникновение порядка (Космоса) в Хаосе связано ссамозарождением его из наличных элементов через их особую перегруппировку, взаимосоотнесенное расположение. Самоструктурирование Среды в Хаосе осуществляется в форме возникающих круговых локальных структур вокруг центра — источника порядка
4. Порядок создается из Хаоса через операцию дифференциации исходных элементов, установление базовых оппозиций (мужское/женское, активное/пассивное, небесное/земное, разумное/неразумное и т. д.) и нахождение гармоничны пропорций и соотношений между ними.
5. Порядок связан с мерным, то есть повторяющимся последовательно, через определенные промежутки времени (и поэтому исчисляемым математически) соотношением элементов. Рождение порядка сопряжено с напряжением сил, мукой, деструкцией самого рождающего начала, что связано с реальностью (и осознанием) временной потери гармонии.
6. Идеальный порядок возможен в замкнутой системе, закрывающей и предохраняющей себя от внешних враждебных воздействий, в которой устанавливается однородная симметричная структура и которая способна благодаря этому сохранять свое гармоничное, упорядоченное состояние неопределенно долгое время. 7. Мироупорядочение происходит циклически, через чередование фаз движения и покоя (точнее — замедленного и ускоренного развития), этапов последовательного преобладания однородности и неоднородности элементов, их разделения и соединения, напряжения и расслабления. 8. Законы мироупорядочения носят сквозной, универсальный характер: они одинаково присущи макрокосму (Вселенной), мезакосму (социуму) и микрокосму (человеку). В концепции самоорганизации эти принципы получили научное обоснование. Хаосология выделилась в самостоятельную отрасль синергетики и выделяет, как минимум, три модели хаоса: 1-я модель — хаос как турбулентность, сохраняющая, тем не менее, когерентность; 2-я модель — хаос как деструктивная ветвь эволюции; 3-я модель — хаос как совокупность вероятностей. Постулируемый вывод о том, что хаос обладает собственной структурой, позволяет Э. Ласло определить хаос как сложную и непредсказуемую форму порядка 5. Основным серьезным препятствием на пути всеобщего признания данного утверждения является неустранимость «образности» самого понятия «хаос»6. Итак, обобщим ключевые идеи современной научной и культурной парадигмы мировосприятия и мироописания, которые стали основополагающими для концепции самоорганизации: 1. Осознание единства и взаимосвязи всех вещей и событий. 2.Восприятие любого феномена как целостности. В классической научной парадигме считалось, что в любой сложной системе динамика целого может быть описана через свойства частей. В новой парадигме целое первично (холистическое мировоззрение): если понять динамику целого, можно вывести из нее свойства и паттерны взаимодействия всех частиц. 3.Естественный порядок мироздания не является от века данным, материя не инертна, ей присущи источники самодвижения и внутренней активности. 4. Предметом науки является не только общее, повторяющееся, но и случайное, индивидуальное, неповторимое (не только законы, но и события). 5. Детерминизм не исключает случайности, дополняется 6. Математическое знание не является универсальным языком и стандартом познания — не менее важны качественные, 7. Акцентируется роль наблюдателя в процессе познания. Переход от «мышления в терминах структуры» к «мышлению в терминах процесса». Новый взгляд на процесс развития: 1. развитие многовариантно и альтернативно; 2. развитие происходит через неустойчивость, поэтому не 3. процесс развития сочетает в себе дивергентные тенден 4. развития мира происходит по нелинейным законам, то есть нельзя сводить его к кумулятивной поступательности, темп и направление развития не заданы однозначно. Новый диалог человека и природы: человек должен стремиться не перестраивать мироздание, а научиться распознавать в спонтанном разнообразии повседневной жизни общие универсальные алгоритмы саморазвития, самоструктурирования и формообразования; осознавать фундаментальную взаимозависимость всех явлений и «вложенность» всех индивидов иобществ в циклический процесс Природы. Переход от философии доминирования и контроля над природой к философии сотрудничества и ненасилия. В синергетическом описании возникает новый образ мира — мир открыт и сложноорганизован, он не «ставший», а «становящийся», непрерывно возникающий и изменяющийся. Цитата из книги И. Пригожина и И. Стенгерс «Время, хаос, квант» ярко и образно передает суть и стиль нового мироописания: «...это есть описание, промежуточное между двумя противоположными картинами — детерминистическим миром и произвольным миром чистых событий. Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью. В промежуточном описании физические законы приводят к новой форме познаваемости, выражаемой несводимыми вероятностными представлениями... Прокладывая тропинку, избегающую драматической альтернативы между слепыми законами и произвольными событиями, мы обнаруживаем, что значительная часть конкретного мира вокруг нас до сих пор "ускользала из ячеек научной сети", если воспользоваться выражением Уайтхеда. Перед нами открылись новые горизонты, возникли новые вопросы, появились новые ситуации, таящие опасность и риск»7. Под самоорганизацией обычно понимают процессы самоконструирования, саморегулирования, самовоспроизведения систем различной природы. Это «изменение организации, происходящее в большей или меньшей мере относительно активно, самостоятельно и спонтанно». Непосредственным объектом теории самоорганизации являются самоорганизующиеся системы. Рассмотрим основные признаки самоорганизующихся систем: 1. Самоорганизующаяся система — это система динамическая, ее движение носит нелинейный характер. Особенности феномена нелинейности состоят в следующем. Во-первых, благодаря нелинейности имеет силу важнейший принцип «развертывания малого», или «усиления флуктуации». Под флуктуацией в широком смысле слова понимается внешнее воздействие, в строгом смысле слова (как физическая категория) — случайные отклонения мгновенных значений величин от их средних значений (от состояния равновесия). При определенных условиях нелинейность может усилить флуктуации — делать малое отличие большим, макроскопическим по последствиям. Во-вторых, определенные классы нелинейных открытых систем демонстрируют другое важное свойство — пороговость чувствительности. Ниже порога все уменьшается, стирается, забывается, не оставляет никаких следов в природе, науке, культуре, а выше порога, наоборот, все многократно возрастает. В-третьих, нелинейность порождает своего рода квантовый эффект — дискретность путей эволюции нелинейных систем (сред). То есть в данной нелинейной среде возможен не любой путь эволюции, а лишь определенный набор этих путей, определяемый спектром устойчивых состояний, структур-аттракторов. В-четвертых, нелинейность означает возможность неожиданных, называемых в философии эмерджентными, изменений направления течения процессов. Нелинейность процессов делает принципиально ненадежными и недостаточными весьма распространенные до сих пор прогнозы — экстраполяции от наличного, ибо развитие совершается через случайность выбора пути в момент качественных преобразований системы, а сама случайность обычно не повторяется вновь. 1. Самоорганизующаяся система — это система открытая, что обеспечивает вещественно-энергетический и информационный обмен со средой. Открытая система обладает как «ис 2. Самоорганизующаяся система — это система неравновесная, так как процессы самоорганизации возможны только в открытых неравновесных системах, находящихся достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Равновесие, устойчивость — свойства, которые в классической парадигме мышления, как правило, отождествлялись и характеризовали стационарное состояние системы. В синерге-тической концепции эти понятия конкретизируются в зависимости от типа системы. В идеальных, закрытых системах устойчивость, действительно, обозначает высокую степень упорядоченности и организованности системы. Но в закрытой системе неизбежно наступает момент, когда внутренние резервы системы оказываются исчерпаны, далее — по законам термодинамической необратимости — происходит нарастание энтропии (беспорядка, дезорганизации), и в конечном результате абсолютное равновесие может обозначать фактическую «смерть» системы (словами Г. Спенсера), ее распад, возвращение к состоянию термодинамического хаоса. Описанное состояние характерно и для открытых систем с высоким уровнем энтропии, когда система как бы флуктуирует около конечного (наиболее вероятного) состояния, отклоняясь от него лишь на небольшие расстояния и на короткие промежутки времени. Эти отклонения связаны с теми незначительными изменениями условий, которые возникают благодаря ее открытому состоянию. В конечном счете, она неизбежно перейдет в одно из микроскопических состояний, соответствующих макроскопическому состоянию хаоса. И. Пригожий на- зывает такое состояние (за его «неизбежность») глобальным, асимптотически устойчивым состоянием, или глобальным аттрактором — исключительно сильной формой устойчивости, связанной с неуклонным ростом энтропии. Таким образом, в модели данного типа устойчивости мы встречаемся с первым парадоксом (а точнее — взаимодополняющим описанием) хаоса и порядка: максимально устойчивое, равновесное и симметричное состояние системы, соответствующее интуитивному образу порядка, есть описание молекулярного, термодинамического хаоса. Другой тип устойчивости открытых динамических систем И. Пригожий называет «стационарное состояние». Как образуется такое состояние? Чтобы понять это, необходимо учесть те изменения, которые разворачиваются в открытой системе за счет «переработки» ею внешнего вклада энергии и ресурсов. Изменения энтропии во времени в данном случае связаны с двумя противоположными процессами: «потоком энтропии», зависящим от обмена системы с окружающей средой (негэнтропии), и «производством энтропии», обусловленным необратимыми процессами внутри системы. В стационарном состоянии положительное производство энтропии компенсируется отрицательным потоком энтропии за счет обмена с окружающей средой. Так возникает особого рода устойчивое состояние в системе, находящейся вдали от равновесия (сильно неравновесной), то есть устойчивое состояние сильно неравновесной системы. Вместе с тем такое «устойчивое стационарное состояние» является крайне неустойчивым в своем хрупком балансе энтропийно-негэнтропийных потоков. Эта неустойчивость проявляется в том, что такое состояние чрезвычайно чувствительно к флуктуациям. Если рассмотренная ранее равновесная система с высокой энтропией с легкостью гасила такие флуктуации, то сильно неравновесная система может реагировать на них самым решительным образом. Возможность потери устойчивости состояний в системах, далеких от равновесия, при определенных условиях открывает путь процессам самоорганизации. Именно самоорганизация в данной ситуации выступает механизмом упорядочения системы. Синергетика изучает два типа структур: дис-сипативные (возникающие в результате самоорганизации, для осуществления которой необходим рассеивающий — дисси-пативный — фактор) и нестационарные (возникающие за счет активности нелинейных источников энергии). Исследование диссипативных структур отражено, в частности, в работах И. Пригожина, нестационарных — в работах СП. Курдюмова и Е.Н. Князевой. Структура изменяющейся системы характеризуется единством устойчивости и неустойчивости. Каждая такая система имеет (как минимум) два различных стационарных состояния, из которых в данный момент устойчиво лишь одно. Более того, одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях может определяться как устойчивое, а при других — как неустойчивое, то есть возможен переход в другое стационарное состояние. Свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы обусловлено нелинейным характером ее развития (см. признак самоорганизующихся систем № 1). Внешние воздействия могут вызвать отклонения такой системы от ее стационарного состояния в любом направлении, поэтому эволюция поведения данного типа систем сложна и неоднозначна, прогноз в области неустойчивости может опираться только на предшествующий опыт.
Таким образом, мы в очередной раз убедились, насколько важно, применяя термины «устойчивость», «стационарность», «равновесие», учитывать методологический контекст их интерпретации. Важной отличительной чертой процесса возникновения структур является появление синергетического эффекта — коллективного движения микроэлементов системы. Самоорганизующаяся система — это система, в образовании которой решающую роль играют кооперативные процессы, основывающиеся на когерентном, или согласованном, взаимодействии элементов системы. Изменяется сам тип молекулярного поведения. И. Пригожий характеризует эти изменения, используя следующий образ: «В равновесном состоянии молекулы ведут себя независимо: каждая из них игнорирует остальные. Такие независимые частицы можно было бы назвать гипнонами ("сомнамбулами"). Каждая из них может быть сколь угодно сложной, но при этом "не замечать" присутствия остальных молекул. Переход в неравновесное состояние пробуждает гипноны и устанавливает когерентность, совершенно чуждую их поведению в равновесных условиях»10. Условием появления согласованности, когерентности, «коллективного поведения» молекулярных частиц является синхронизация пространственно разделенных процессов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |