Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантное и делинквентное поведение человека

Л-я 9. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

Билет 36

1. Девиантное и делинквентное поведение человека.

2. Классификация дезадаптированных детей и подростков

3. Основные направления деятельности специалистов, работающих с дезадаптированными детьми и подростками

В результате неэффективных или несвоевременных профилактических действий либо их отсутствия дезадаптивное поведение закрепляется в различного рода социальных отклонениях - девиациях.

К наиболее выраженным проявлениям девиации относится так называемое делинквентное (противоправное) поведение. Девиантное поведение - отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. Разновидности такого аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды (самоубийства), сексуальные извращения и др. Девиации проявляются как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивидуальном порядке.

Несмотря на разнообразие подходов к проявлениям девиантного поведения, его весьма сложно определить. Трудность связана с тем, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии с нормами, которые сами по себе весьма размыты и часто вызывают разногласия.

Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

К проявлениям девиантного поведения относят устойчивые отклонения корыстной, агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.

Социальные отклонения корыстной направленности - это правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция и т.п.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно наказуемых действий, так и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации выражаются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования, убийства).

Отклонения социально-пассивного типа проявляются в стремлении уйти от активной общественной жизни, уклониться от своих гражданских обязанностей и долга, в нежелании решать личные и социальные проблемы. К такого рода отклонениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство (суицид).

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения находят выражение в мелких проступках, нарушениях норм морали и правил поведения в общественных местах.

Г. М. Миньковский выделяет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:

1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15 %). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.

2. Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30-40 %). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному время препровождению, склонность к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

3. Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25-30 %). Такие подростки совершают преступления, прежде всего ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25-30%). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации — легкомысленности или неправильной оценки действительных последствий.

Личность асоциального типа аккумулирует в себе негативные социальные влияния, испытываемые в процессе социализации. Отрицательные влияния, испытываемые индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения, если оно открыто демонстрирует образ­цы асоциального поведения, антиобщественных ориентации и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа. В подобных случаях мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации. В роли этих институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.п., а также семьи, где пьянство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.

Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды. Косвенная десоциализация выражается в отчуждении индивида от своих институтов социализации, в его невосприимчивости к нормам и ценностям ближайшего окружения, когда система внешней регуляции не усваивается им, не становится для него внутренним законом.

Косвенные десоциализирующие влияния среды могут быть обусловлены факторами разного характера: социально-психологического (отсутствие необходимых условий для реализации ведущих механизмов и способов социализации - неорганизованная должным образом воспитывающая среда), психолого-педагогического и психологического. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды, но и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных детских учреждений, которые должны стать для подростков предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью.

С учетом вышесказанного становится, очевидно, что профилактику девиантного поведения не стоит рассматривать лишь с позиции социального контроля и ограничения. Профилактические меры административно-правового и общественного характера по социальному контролю и ограничению, безусловно, не утрачивают своего значения и уместны в том случае, когда речь идет о прямых десоциализирующих влияниях, т. е. в случае, когда имеют место отклонения противоправного, криминального характера в поведении несовершеннолетнего или среди его ближайшего окружения. В то же время, когда процесс социальной дезадаптации несовершеннолетних обусловливается не только прямыми, но и косвенными десоциализирующими влияниями, применение мер социального контроля и ограничения оказывается и неоправданным и неэффективным.

Меры по нейтрализации косвенных десоциализирующих влияний должны носить, прежде всего, психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения. Такие меры осуществляются общими органами ранней профилактики (школами, учреждениями дополнительного образования, досуговыми центрами, психологическими консультационными службами, центрами социальной помощи и т.п.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы реализации медико-социальной программы реабилитации | Психосоциальная дезадаптация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.