КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОбщностьШкола Модернизм Художественные направления как составляющие литературного процесса
Течение – подразделение литературного направления
Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система жанров, ассоциирующихся в виды и роды Рождение, развитие и упадок жанровых и видовых образований – это процесс, который имеет свои закономерности. Существуют объективные трудности классификации родов литературы. Система признаков родового членения: 1) предмет изображения; 2) отношение к нему речевой структуры; 3) способы организации художественного времени и пространства (хронотопа). Таким образом, род – «ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения» (М.Н. Эпштейн). Традиционно выделяются три рода литературы, каждый из которых определяет функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику: 1) эпос, охватывающий бытие в его пластичной объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность); 2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность); 3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, то есть в их двойственной эспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы слияние черт лирики и эпоса. Понятие рода сформировалось на определенном этапе развития художественной культуры. А.Н. Веселовский рассматривал вопрос о синкретизме древнейшей поэзии и начале дифференциации поэтических родов. Теория подражания («мимезис») и система литературных родов была разработана в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии». Он выделял три способа подражания в поэзии. Продолжателями формальной родовой дифференциации в немецкой эстетике на рубеже XVIII – XIX вв. были Гете, Шиллер, Авг. Шлегель и Шеллинг. Родовое и жанрово-видовое деление литературы в теории классицизма было предложено Н. Буало. Романтики подвергли критике жанровую теорию классицизма (В. Гюго). Содержательный принцип родового членения выдвинул Гегель. В России значительную роль сыграло учение Белинского о жанровой систематизации литературных произведений. Ф. Гегель, предложивший содержательный принцип родового членения, разграничил их в соответствии с предметом изображения: в основе эпоса находится событие, в основе драмы – действие, а лирики – чувства, ощущения, настроения. В одном случае возникает эпическая дистанция, в другом – драматическая коллизия, в третьем – лирическая изоляция. Все это воплощает эстетический комплекс разобщенности и противостояния человека и мира. Род определяет меру, состав и связь частей в произведении. Эпос предполагает просторность, неограниченность объема, драма скована в объеме временем театральной постановки, лирика – необходимостью передать чувство в сжатой, компактной форме (отсюда то, что Ю. Тынянов назвал «теснотой стихового ряда»). Род литературы диктует состав произведения, то есть те композиционно-речевые формы, которые являются доминирующими в нем: диалог в драме, монолог в лирике, диалог и монолог – в эпосе. Что касается связи, то отдельные части эпического произведения могут быть относительно автономными, автор свободен в объединении отдельных частей. В драматическом произведении существует жесткая связь между частями, так как в происходящем на глазах зрителей действии одна ситуация должна быть причиной следующей. Лирику отличает точечность. Можно говорить об избирательной способности каждого из родов к синтезу с другими видами искусства: например, лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой и живописью (театр и картины), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |