Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции делового управленческого общения

Психология общения Функции и структура общения

► Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

♦ коммуникативная, состоит в обмене информацией между людьми;

♦ интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

♦ перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык: система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Функции общения в управлении деятельностью коллектива целесообразно

рассматривать на двух уровнях: интегральном и локальном.

На интегральном уровне общение обеспечивает жизнедеятельность организации

в целом. Здесь можно выделить следующие функции:

1. Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется

непосредственное или опосредованное воздействие на объект управления. Эта

функция позволяет организовывать совместные действия, планировать,

согласовывать, координировать и оптимизировать взаимодействие различных

объектов управления. От осуществления именно этой функции зависит эффект

управленческого общения.

2. Функция социального контроля. Способы решения задач, стоящих перед

организацией, принципы и формы работы имеют выраженный нормативный

характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в групповых и

социальных нормах обеспечивает целостность и организованность учреждения,

согласованность совместных действий исполнителей. Поддержание необходимой

согласованности и организованности осуществляется благодаря функции

социального контроля.

3. Функция социализации. Эта функция является одной из важных в работе

руководителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые

сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и

учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и

взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане

межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной

профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при

этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное,

заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.

4. Социально-педагогическая функция. В процессе общения осуществляется

обучение, воспитание и развитие личности сотрудника, передается

практический опыт. Вследствие систематических контактов в ходе совместной

деятельности, участники общения приобретают самые различные знания о себе

самих, о партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных

перед ними задач. Овладение необходимыми практическими умениями и

навыками, возможная компенсация недостающих знаний у отдельных сотрудников

также обеспечивается социально-педагогической функцией.

На локальном уровне рассматриваются функции, реализуемые в процессе

конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей

в акте общения.

1. Контактная. Ее цель - установление контакта как состояния обоюдной

готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообщения и

поддержания взаимосвязи в форме взаимной ориентированности.

2. Информационная. Ее цель - обмен сообщениями, т.е. прием и передача

каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении - это прежде всего

доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения,

задания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого

решения, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.

3. Побудительная. Это осуществление стимуляции активности объекта

управления, направление его на выполнение тех или иных действий.

4. Координационная. Цель данной функции - взаимное ориентирование и

согласование действий различных исполнителей при организации их совместной

деятельности.

5. Функция понимания, т.е. не только адекватное восприятие и понимание

смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений,

установок, переживаний, состояний и т.д.).

6. Амотивная функция, цель которой возбуждение в партнере нужных

эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с их

помощью собственных переживаний и состояний.

7. Функция установления отношений, которая преследует цель осознания и

фиксирования своего места в системе ролевых, статусных, деловых,

межличностных и прочих связей организации, в которой предстоит действовать

сотруднику.

8. Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния людей, их

поведения, намерений, установок, а также мнений, решений, представлений,

потребностей, действий, активности и т.д.

Знание интегральных функций общения в управленческой деятельности дает

возможность выявить причины отклонений и нарушений этого процесса,

несовершенство структуры управления. Ориентация в локальных функциях,

выполняемых общением в ситуациях непосредственного взаимодействия

руководителя и подчиненного, помогает выявить причины возникающих

трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения.

Разработка теоретических основ управленческого общения имеет своей

целью повышение его эффективности. Поэтому не праздным является вопрос о

том, какое управленческое общение мы будем считать эффективным. Иногда

эффективность коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей

участниками общения. Но в управленческом общении может быть два и более

партнеров, и каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели

собеседника, а иногда и противоположную. Например, руководитель может

ставить своей целью убедить подчиненного в необходимости выполнения какой

либо работы, а подчиненный, в свою очередь, может стремиться отказаться от

этого поручения. Цели противоположны и, при отсутствии компромиссного

решения, общение для одного из участников будет “неэффективным”.

Эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от

управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и

элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать

такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей

управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой

информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания

между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Психологические закономерности управленческой деятельности | Лекция 6. Конфликт и его причины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.