Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила формулировки вопросов




Сами вопросы анкеты можно разделить по форме на два типа:

1) закрытые, в которых из предложенных вариантов ответов нужно сделать выбор. Например:

Примете ли вы участие в предстоящих выборах?»

а) да; б) нет; в) не знаю.

2) открытые, где респонденту предлагается самому сформулировать свое мнение. Например:

Что вас больше всего привлекает в процессе учебы в училище?»

_________________________________________________________ (в анкете для записи ответа оставляется свободное место).

Чаще используются закрытые вопросы, так как ответы на них легко поддаются количественной обработке, а респоденту проще отвечать.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными.

Альтернативный вопрос предполагает выбор только одного варианта ответа. Например:

«Пользуетесь ли вы общественным транспортом?»

а) да; б) нет.

Неальтернативный вопрос (вопрос «меню-ответ») предполагает выбор нескольких ответов. Например:

«Каким видом городского транспорта вы обычно пользуетесь?»

а) трамвай; б) троллейбус; в) автобус; г) маршрутное такси.

При разработке вопросов и вариантов ответов на них необходимо помнить, что:

1) Формулировки должны быть максимально четкими и ясными. Не стоит задавать вопросы, над которыми надо ломать голову. Например, о фактах, которые респонден не помнит, или предлагать ему подсчитать частоту событий, их количество (Это не экзамен!).

2) Там где допустимо по смыслу, лучше включать варианты типа «затрудняюсь ответить», «не помню», позволяя респонденту уйти от ответа, чем вынудить его отвечать неискренне.

3) Вопросы должны быть корректными. Они не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, вызывать отрицательные эмоции, иначе они могут остаться без ответа. Следует избегать прямых вопросов, особенно, когда они потребуют от респондента критического отношения к себе. Такие вопросы лучше формулировать в косвенной форме. Например, н е «Сколько вы тратите времени на подготовку к докладу?», а «Как вам кажется, сколько студенту необходимо времени на подготовку к докладу?»

В этом случае респондент опирается на собственный опыт, но отвечает в безличной форме.

4) Большую помощь в проверке искренности респондента оказывают так называемые контрольные вопросы (вопросы-фильтры). Например, после вопроса «Знаете ли вы о своих политических правах как гражданин России?» можно включить вопрос: «Какие из них вы считаете наиболее важными?»

И змерение социологической информации

Сбор и обработка данных связана с процедурой измерения социологической информации. Задача социолога перевести всю собранную информацию в числовые (статистические) величины, которые можно подсчитать и сравнить. К ним могут относиться разнообразные предметы, события, признаки явления и процесса, поведенческие акты, оценки, поступки, суждения людей, то есть все то, что может характеризовать объект исследования.

Одни социальные характеристики измерить довольно просто, например: возраст (в числе прожитых лет), зарплату (в денежных единицах), продолжительность рабочего дня (в часах). Эти характеристики называются количественными.

Другие характеристики, так называемые качественные, не имеют четких единиц измерения. Их приходится создавать самому социологу. Например, когда речь идет о профессии, социальной принадлежности, мнении, потребностях людей. В данном случае едиинцей измерения является вариант ответа на вопрос. Все варианты ответа образуют шкалу измерения. Наибольшее распространение имеют следующие типы шкал:

- номинальные используются когда речь идет об объективных признаках, например: пол – мужской, женский;

профессия – перечень профессий.

- порядковые (ранговые) используются при изучении субъективных признаков (суждений, оценок людей, их отношения к чему-нибудь). Данная шкала устанавливает интенсивность проявления признака, при этом все варианты располагаются в порядке возрастания и убывания некоторого свойства. Например:

«Ваше отношение к рекламе на телевидении?»

а) очень нравится;

б) не очень нравится;

в) безразлично;

г) не нравится;

д) чрезвычайно раздражает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.