КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Политическая власть как социальный феномен
1. Сущность и особенности политической власти 2. Легитимность и эффективность власти Сущность и особенности политической власти Во все времена взаимосвязь политики и власти в политологии считалась и считается аксиоматичной. Политическая власть является ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Как и любая другая форма власти, политическая власть означает способность и возможность одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Специфика политической власти состоит в ее признаках, среди которых следует выделить следующие: дееспособность, т.е. способность осуществлять свою волю, сделать общеобязательными решения власти; наличие объекта и субъекта власти; принудительность (политическая власть никогда не реализуется на абсолютном и полном позитиве и готовности подчиняться ей); легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах государственных границ; моноцентричность, т.е. существование системы властных органов для принятия решений; широкий спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. В политологии существуют различные подходы к определению природы и источника политической власти. К наиболее распространенным относятся: • Религиозно-идеалистический подход. Сторонники этого подхода определяют божественный источник происхождения власти, что порождает как ее непостижимость, так и греховность противостояния ей. • Объективистско-реалистический подход. В рамках этого подхода существуют различные теории (нормативная, ролевая, элитистская), которые, несмотря на различия, стремятся объяснить власть с позиций здравого смысла: поскольку идеи самоуправления нигде не реализованы, следовательно, политическая власть в обществе так же нужна, позитивна и целесообразна, как и деньги в экономике.
• Леворадикальный подход. Источник власти сторонники такого подхода видят в классовом господстве, классовом подавлении и угнетении. Политическая власть – это феномен неравенства, асимметрии, когда у одних есть право властвовать, а у других – обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается системой разнообразных ресурсов власти. Под ресурсами понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ресурсам политической власти традиционно относят: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые. Политическая власть имеет разнообразные формы и средства осуществления. К первым относятся: господство, руководство, управление, координация, организация и контроль, а ко вторым – насилие, манипуляция, традиции, право, убеждение, принуждение, авторитет. Основные функции политической власти: 1) управление, руководство страной в целом и каждой ее сферой; 2) оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти; 3) обеспечение стабильности в развитии общества. Власть – явление историческое, развивающееся. В современных условиях выделяют некоторые новые тенденции в развитии политической власти: • усиление интенсивности процессов демократизации политической власти; • становление системы разделения властей по горизонтали и вертикали; • нарастание конфликтности между различными ветвями власти; • высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур; • возрастание фактора легитимности как обязательного признака цивилизованной власти.
Легитимность и эффективность власти Под легитимностью власти понимают признание обществом ее законности и правомерности, готовность ей подчиняться. Здесь речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывает ей народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Таким образом, следует различать легитимность власти (т.е. общественное признание ее законности) и легальность власти (т.е. правовое, формальное ее закрепление). В политологии выделяют различные типы легитимности, которые имеют разные основания. Так, традиционная легитимность основана на вере в святость и незыблемость традиций и обычаев занятия властных должностей. Эта легитимность характерна для монархической формы правления. Харизматическая легитимность опирается на веру в сверхъестественные качества и способности руководителя, лидера. Становление такой власти связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен и крупных социальных реформ. Легальная или рационально-правовая легитимность в качестве основы имеет веру народа в закон и целесообразность порядка формирования властных структур. Легитимность тесно связана с эффективностью власти, т.е. с тем, насколько власть реализует ожидания населения. Эффективность – важнейший фактор стабильной власти, увеличения ее легитимности. При низкой эффективности легитимность власти падает. Признаками падения легитимности являются следующие: рост степени принуждения; ограничение прав и свобод; сужение рамок гласности, запрещение независимой прессы; рост коррумпированности институтов власти; низкая экономическая эффективность. На практике идеальной и абсолютной легитимности достичь не удается. Типы легитимности могут быть причудливо перемешаны, а недостатки в работе отдельных институтов власти порождают недоверие к ним граждан, хотя в целом политическая система остается легитимной и эффективной,
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |