КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Общество как социокультурная система
Общество как социокультурная система. Исторические типы обществ. Лекция № 4 1. Общество как социологическая категория: основные подходы к определению. 2. Структура общества. Основные подсистемы общества. 3. Исторические типы обществ. Закономерности исторического развития. 4. Неолитическая, промышленная и информационная революции: предпосылки, черты, последствия. Понятие общества является одной из центральных категорий социологии как науки об обществе. Именно поэтому социология должна ответить на вопрос: что же такое человеческое общество? Какова его специфика как социального явления? И в конечном итоге, что определяет общество от природы? Что способствовало выделению человека из природы? Содержание понятия «общество» изменялось в соответствии с конкретно-историческими условиями существования человечества. Выделим основные исторические этапы становления понятия «общества», что, в конечном счете, привело к появлению самостоятельной науки об обществе - социологии. – Древние не отделяли человека от природы, космоса. «Космическое мироощущение» господствовало на протяжении тысячелетий в высокоразвитых цивилизациях древности: Египте, Вавилоне, Древней Греции, Китае, Индии. Слово «космос» в его донаучном значении означало «порядок». Применялось оно и для обозначения воинского строя, и государственного устройства и даже по отношению к украшающей себя женщине (приводящей себя в порядок - отсюда «косметика»). Долгое время в социальной мысли общество отождествлялось с государством. Платон выделял основными функциями общества: защита; поддержание порядка внутри страны. – Средневековье сохранило данную трактовку человека и мира как микро– и макрокосмоса. – Социальная мысль Нового времени в трактовке общества исходила из концепции «естественного состояния» и «общественного договора». В основу общества положены взаимная полезность людей, договорные начала. 5. В современных условиях понятие «общество» подвержено переосмыслению. Это происходит в связи с тем, что формируется всепланетная и глобальная цивилизация. Она основывается, с одной стороны, на том, что мировое сообщество неделимо, а с другой, на плюрализме, самостоятельности народов, культур. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей - человеческое общество, социум. В социологии выделяются три группы факторов, которые раскрывают специфику человеческого общества. Это ТРУД, ОБЩЕНИЕ, ПОЗНАНИЕ. ТРУД - специфически человеческая, целесообразная деятельность направленная на преобразование окружающей среды. Труд рождается и существует как результат взаимодействия людей: начиная с природно-биологического, материального, экономического и кончая духовным общением. ОБЩЕНИЕ - это вторая группа факторов, определивших выделение из всего сущего человеческого общества. Другими словами - коллективный характер деятельности людей. Аристотель рассматривал человека как «общественное животное», которое не в состоянии самостоятельно обеспечить свою жизнь. Коллективность, таким образом, изначальное условие выделения человека из природы. Именно в коллективе человек формируется как неповторимая личность. ПОЗНАНИЕ - Третью группу факторов становления человеческого общества составляют сознание, интеллект, духовное содержание человеческой деятельности. Каждое общество основывается на определенных ценностях и нормах, эрозия которых влияет на трансформацию как общественных отношений, так и самой цивилизации. Подходы к определению: В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: – узкий социологический – широкий философский. Оба они по-своему правы и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. В узком смысле под обществом понимают: · определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, · конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. ·сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты. Небезынтересен вопрос о соотношении понятий «общество», «государство», «страна». общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство – как искусственный политический конструкт – учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие – «страна» – также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства и описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира. Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Необходимо заключить: понятия "общество", "государство" и "страна" по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками (какими именно, подумайте самостоятельно).. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество – самая большая из проживающих на данной территории группа. Оно обладает рядом признаков. 1. Э. Шилз полагал, что обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям: · Оно не является частью какой-либо более крупной системы. · Браки заключаются между представителями данного объединения. · Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями. · Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной. · У него собственное название и собственная история. · Оно обладает собственной системой управления. · Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида. · Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
2. В 1967 г. Р.Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом: · постоянная территория - например, Испания в своих государственных границах; · пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом; · высокоразвитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни; · политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.
Однако сам Марш видел некоторую ограниченность этих признаков. Во-первых, культура таких стран как США, Индия, Россия, где проживают представители различных этнических и религиозных групп не имеют общих ценностей, а являются лишь совокупностью субкультур. Во-вторых, понятие «политическая независимость» вызывает вопросы в связи с тем, что такие страны как Канада, Мексика считаются политически независимыми, но экономически они полностью зависят от инвестиций США. Таким образом, говорить об их политической независимости крайне проблематично (Панама, Сальвадор).
3. Другие социологи и политологи, а именно Д .Аберле, А.Коэн, К.Дэвис, М.Леви и Ф.Саттон в 1950, а Т.Парсонс в 1966 г. предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». – способно прокормить себя, не прибегая к внешним заимствованиям, – способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, – создавать весь комплекс культуры - от высокой до народной и популярной – главное – экономическое требование – наличие у страны валюты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги. 4. Сторонники концепции мирового сообщества видят в обществе наднациональную, мировую систему Действительно, потоки информации, телевидение, телефонная связь, Интернет не знают национальных границ (« глобальная деревня » Маклоуэн). Они объединяют людей в единое общество. В таком случае национальные общества отходят на второй план. В таком случае Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами. Европа тоже не является обществом. Только всеобщая мировая система соответствует понятию «общество». Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем двумястами обществами, существующими на планете. А если быть верным коммуникативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества – мирового. В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Подсистемами именуют "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. 1. Атомистическая теория (Дж. Дэвис) - общество – «паутина межличностных отношений, чувств, сотканной человеком – прямо - с немногими и – косвенно – со всем миром. 2. Сетевая теория (Г.Зиммель, Р.Берт) ). Общество – взаимодействие индивидов, которое складывается ради целей или вследствие влечений: эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра, предпринимательство, стремление помочь и др.мотивы побуждает человека к деятельности ради другого; с другим, против другого. 3. Институциональная теория (Т.Боттомор, С.Липсет): Общество - это система социальных институтов, организаций, которые гарантируют устойчивость, удовлетворение потребностей. Существуют и другие подходы. 4. Отечественные социологи добавляют к названным характеристикам свои признаки – Целостность - важнейший системообразующий признак. В основе развития общества лежит деятельность людей, направленную на сохранение воспроизводства социума (общества). – Устойчивость - определенный консерватизм. Может основываться на власти, общих ценностях. – Способность к саморегуляции. Процесс саморегуляции предполагает 1) выработку определенных правил, требований, норм, запретов и дозволений; 2) а также функционирование определенных управленческих структур в экономике, органов политического и правового регулирования. – Автономность и самодостаточность. Данные характеристики связаны с саморегуляцией общества. Общество регулируется с помощью институтов и органов, которые создаются внутри самого общества. Это также относится к нормам и принципам. Они не привносятся извне, а вырабатываются самим обществом. Самодостаточность обеспечиваются способностью накормить, защитить, социально обеспечить, создать свою валюту, возможность оплачивать долги. Подведем итоги. Общество – это система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. И, наконец, общество как целое, обладает новыми качествами, которые не имеют входящие в нее элементы, системным качеством. Общество – это относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми, которая поддерживается - силой обычая, традиции; - закона; - социальных институтов и основывающаяся на определенном способе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |