КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность как субъект социальной жизни. Ролевые теории личности
Лекция № 5 1.Индивид, человек, личность. Структура личности. Социальная деятельность личности. Типология личностей. 2. Ролевые теории личностей. Социальный статус и статусная роль личности. Типология ролей. 1 вопрос. Проблема человека - вечная проблема, которую исследуют многие дисциплины. И прежде, чем мы обратимся к специфике социологического анализа данной проблемы, определимся с понятиями, ибо в обществознании часто употребляются как синонимы такие понятия как «человек», «индивид», «личность». Для того, чтобы ими правильно оперировать необходимо провести демаркационную, разграничительную линию и выделить те черты, которые отличают их друг от друга. ИНДИВИД. Понятие «индивид» обозначает принадлежность к человеческому роду - homo sapiens. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не является индивидом. Вместе с тем, понятие «индивид» имеет абстрактных характер, так как не выделяет те черты, которые превращают индивида в индивидуальность. ЧЕЛОВЕК – это биосоциальное существо. Это означает, что с одной стороны, ему свойственны биологические признаки - как и другие природные существа он рождается, стареет и умирает, удовлетворяет свои жизненные потребности в еде, жилье, одежде. С другой стороны, человек - социальное существо. Он становится человеком только в обществе, при определенных социальных условиях. (Пример, когда животные воспитывали новорожденных детей и те так и не становились людьми. Ребенок - это человек в возможности. И чтобы эта возможность была реализована он должен находиться среди людей). Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем и т.д. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.
ЛИЧНОСТЬ. Если человек - биосоциальное существо, то личность - это только социальное существо. Всякая личность - человек, но не всякий человек - личность. 2500 лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека»! Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Слово <личность> употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим <личность новорожденного>. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность - относительно поздний продукт социального развития. Чтобы стать личность необходимо обладать рядом черт (качеств): 1. Наличие разума (ребенок не есть личность, но как только у него начинает появляться сознание он становится личностью). 2. Другая черта личности - ориентация в обществе. Разумный человек не только ориентируется в обществе, но и приносит ему определенную пользу. 3. Личное достоинство, которое проявляется в уважении к другим и требовании уважения к себе (беспринципный человек, приспосабливающийся к изменяющимся условиям, не имеющий собственного мнения - не есть подлинная личность). Настоящая личность имеет собственное лицо, убеждения, принципы и готова их отстаивать независимо от ситуации. 4. Способность нести ответственность за свои поступки. Кто является личностью? Ребенок - это личность в потенциальном развитии, находящаяся в процессе формирования. Преступник - это личность с отрицательным знаком, но который может вернуться к нормальной жизни, для которого характерен низкий уровень культуры, противопоставление себя обществу. Психически больной человек - это также потенциальная личность. Бывает, что природа лишает человека его природных качеств: зрения, слуха, но даже в этих условиях он может победить ее, социальное побеждает природное. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления: - природное — существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; - биологическое — общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными; - наследственное — существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно); - социальное — приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми. Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих: - собственно социальное — совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей; - специфически культурное — совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным; - нравственное — высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований. Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия "человек", "индивид", "личность". Результат такого разграничения показан на схеме.
В современной науке существует 2 подхода к понятию «личность»: I. Формально-логический, который разделяет представители психологической и педагогической науки. Понятие личности определяется через положительные характеристики. В таком подходе есть рациональное начало, но есть и ограниченность. Кого нельзя считать личностью: если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то какого? по каким основаниям? II. Диалектико-логический подход. Позволяет избежать с делением людей на «личности» и «не личности», что трудно совмещать с гуманизмом, социальной справедливостью. Фромм определяет личность как «целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным» (Человек для себя. С. 53.). Таким образом, понятие личности применимо ко всем людям, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков. В социологии различаются понятия «личность» и «индивидуальность». Если в личности ценится автономность, степень освоения социальной действительности, то в индивидуальности - самобытность, исключительность, уникальность. Важно выяснить социальную структуру личности. Она включает: 1. Все виды деятельности личности: трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая, где труд - основное звено в структуре личности. 2. Объективные социальные потребности личности. 3. Способности к творческой деятельности, знания и умения, навыки. Именно творческие способности отличают личность от индивида. Творчество - основная отличительная черта личности. 4. Духовный мир личности, степень овладения культурными ценностями. 5. Нравственные принципы и нормы, которыми руководствуется личность в своей жизни. Ее убеждения - принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Человека отличает от животного социальный характер деятельности. Социальная деятельность личности – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых обществом, группой, личностью в различных сферах, преследующих определенные социальные цели и использующих для этого различные средства: экономические, социальные, политические, идеологические. Социальную деятельность отличает ¾ предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, опыт, знания; ¾ целесообразность; ¾ преобразование объекта; ¾ созидание нового, ранее неизвестного объекта.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |