КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По «вектору» изменений
По отношению к целям предполагаемых изменений По качеству предполагаемых изменений – прогрессивные движения – консервативными или «ретроактивными движения Первые – стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования, сформировать общество, которое раньше не существовало. Такие движения ориентированы на будущее. К ним можно отнести, например, движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Вторые – обращены в прошлое, стремятся восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Предлагаемые ими изменения направлены в прошлое, и основное внимание уделяется возрождению традиции. Это: · экологическое движение; · фундаменталистские религиозные движения; · движение «Морального большинства» в США, призывающее вернуться к семейным ценностям; · монархические движения, выступающие за восстановление монархического строя. Различие между прогрессивными и консервативными движениями аналогично общему политическому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ориентированы, правые обычно консервативны. движения, нацеленные на изменение социальных структур движения, которые ключевым считают изменении личности. Первые принимают две формы: 1. Социополитические, (или социальные национальные) движения, которые сосредоточиваются на изменении социальных структур, пытаются добиться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах. Национальные социальные движения – это вызов властям от имени населения, которое не обладает властными полномочиями в государстве. 2. Социокультурные движения – стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним хиппи, панков). Вторые выступают в форме мистических или религиозных движений, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа, призывают к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту (религиозные движения в средние века, исламские фундаменталистские движения). Движения, направленные на изменения структуры, предполагают, что достижение этой цели повлияет и на личность. И наоборот, движения второго типа предполагают, что люди, изменившиеся к лучшему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки. И все же, одни движения ключевым считают изменение структур, а другие - людей. – Движения позитивного «вектора хотят ввести в свою жизнь что-то новое. – Движения отрицательного «вектора» хотят воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций. Эти движения защищают местные культуры, борются с глобализацией, пытаются возродить этнические или национальные особенности, укрепить фундаменталистские религиозные предписания. Сюда же можно отнести экологические движения, поскольку они протестуют против явлений (загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов), вызванных индустриализацией. Существуют движения, цель которых - приостановить действие конкретных законов или решений правительства, например, движение в США против введенных методов расового объединения в школах.
5) в исторической перспективе «старые» движения, которые преобладали в Х1Х в. «новые»,зародившиеся во второй половине ХХ в. - К старым социальным движениям относятся те социальные движения, которые действуют в экономических или политических интересах отдельных, четко определенных сегментов общества – социальных классов, профессиональных групп, этнических, расовых общностей. В связи с этим, они имели четкую социальную направленность: - повышение уровня жизни, - увеличение заработной платы, - ликвидация или ограничение частной собственности и т.п. - Данные движения преобладали в Х1Х веке. Такой характер имели рабочее движение, крестьянское движение, профсоюзные движения. Они отличались высокой степенью внутренней иерархичности, организованности, легко преобразовывались в политические партии. - К новым – движения, имеющие широкий, разнородный (гетерогенный) состав участников, поднимающие на борьбу за утверждение универсальных, общечеловеческих ценностей: - права человека, - охрану окружающей среды, - мир, - эмансипацию женщин, - против абортов, - против смертной казни, - против распространения ядерного оружия. «Новые» движения, в отличие от «старых», зарождаются во второй половине ХХ века. Они рекрутируют своих членов и сторонников как бы крест накрест из всех естественных подразделений общества – классовых, сословных, профессиональных. Тем самым они и приобретают не частный, а универсальный характер. Ценности, которые объединяют людей в новые социальные движения, имеют значение для всех людей, независимо от их социальной принадлежности. Итак, новым социальным движениям свойственны три черты: Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых интересах, новых участках социальных конфликтов. Во-вторых, члены таких движений не являются представителями какого-то одного определенного класса. Можно говорить лишь о преобладании людей образованных, а также тех, кто относится к среднему классу, что объясняется, скорее всего, более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев и тем, что у них больше свободного времени, денег и энергии. В-третьих, новые социальные движения обычно децентрализованы и не принимают формы жесткой, иерархической организации. Новые социальные движения опираются на принцип добровольности, эгалитарности, носят децентрализованный характер. Таковыми являются антиглобалистские движения – социальные движения, протестующие против власти крупного капитала, финансовых центров, потребительского образа жизни в лице самых богатых стран мира, против вызывающего, бросающегося в глаза социального неравенства. В) Социальные движения также могут классифицироваться по типу социального рекрутирования, т.е. набора новых членов. Выделяются; первичное и вторичное рекрутирование. - Первичное рекрутирование – присоединение людей к социальному движению из истинных, идейных побуждений, из желания вести борьбу за осуществление целей данного движения. Данный отбор охватывает тех, кто присоединился к движению из побуждений идеологических или моральных. Для них важны те цели, которые ставит перед собой данное движение. - Вторичное рекрутирование – (вторичный набор сторонников) присоединение участников к социальному движению, которое успешно развивается и достигает поставленных целей, в поисках удовлетворения стремлений быть в коллективе, а также во имя достижения собственных, эгоистических, карьерных целей. Когда социальное движение уже существует, и более того, добивается значительных успехов, сама принадлежность к нему становится привлекательной. Это движение обеспечивает человеку: установление социальных контактов, интересную совместную деятельность, ощущение полноты и смысла жизни. Такое удовлетворение всегда приносит участие в «команде» победителей, возможность пользоваться частью ее успеха, престижа, славы. Ясно, что такое членство продолжается до тех пор, пока все идет гладко. Зато первая неудача, а тем более поражение движения приводит к массовому оттоку, бегству из этого движения тех, кто искал в нем только удовлетворения своих желаний, связанных с участием в «команде» или своих престижных расчетов. Итак, общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал и стремится изменить себя к выгоде всех его членов, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Общество, которое подавляет, блокирует или уничтожает социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулучшения и самотрансценденции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин Гидденса). Отсутствие в обществе социальных движений становится «пассивным», а его члены – невежественными, безразличными и бессильными людьми, тогда единственной исторической перспективой являются застой и упадок.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |