Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки культуры




В-третьих, культура выражает высокий уровень качественно­го развития духовных достижений.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, рус­ской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабо­чего класса и др.

Мы употребляем выражения "культурный человек" в значе­нии воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрят­но прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровне-вый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры.

Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизо­ванностью". Для большинства антропологов в XX веке "цивили­зация" обозначала особый, высший тип культуры. Для социоло­гов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение "отсутствие культуры" бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:

- средством утоления жажды,

- способом получения электроэнергии,

- средством транспортировки грузов,

- религиозным символом,

- санитарно-гигиеническим средством,

- местом развлечения, игр, отдыха,

- границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д.

Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.

Со временем все, до чего добрался человек, даже отдален­ные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст.

В этом смысле животные существуют в необозначенном, не­названном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значе­ний, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет сред­ства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью ко­торого создается язык, а именно мышления.

Итак, вывод: культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она – искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений – среда.

Черты культуры.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или первокирпичики.

Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую форму культуры — ма­териальную культуру. Она включает физические объекты, создан­ные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполня­ют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефак­ты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Немате­риальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия мате­риального посредника — галстука.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, те­ория относительности, идея равенства и справедливости, тради­ция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиноче­стве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функцио­нально с ним связанных.

Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одеж­да, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имуще­ства или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы вла­сти, системы вознаграждения, законы.

Сделаем вывод: культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им – артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.