КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация– это начинающиеся в условиях капиталистического общества процессы усиления взаимозависимости между регионами и странами, которые принимают всеобщий характер
Вопрос. Глобализация социальной жизни Лекция № 15. 1 вопрос. Понятие глобализации, ее проявление и противоречия. 2 вопрос. Теории глобализации: а). Империализм; б). Теория зависимости; в). Теория мировой системы.
К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Она может быть определена как «ряд процессов, оторые составляют единый мир». Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах–политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих заимозависимостей тановится действительно глобальным. «Ни одна страна не является самодостаточным островом». Человечество приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. Большинство социологов разделяют мнение Норберта Элиаса, согласно которому социология возможна лишь как социология мирового сообщества. В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племен, царств, империй и кончая еще относительно недавно наиболее широко распространенной формой - национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность, которая нс пересекалась и была несоизмерима с остальными. Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: – политические и военные блоки (например, НАТО), – коалиции правящих групп (например, «Большая семерка»), – континентальные или региональные объединения (например, Европейское сообщество), – всемирные международные организации (в первую очередь ООН и ее специализированные подразделения). – контуры всемирного правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными учреждениями (например, Европейский парламент, Международный трибунал или Интерпол), и признаки растущей политической однородности. – началась т.н. «третья волна демократизации», о которой писал Самуэль Хантигтон в своей знаменитой работе «Третья волна». Волны демократизации, на его взгляд, пришлись на 1828–1926 – 1-ая волна; 1943–1962 – 2-ая волна; третья – с 1975 года. Она прошла над миром, не затронув только жесткие авторитарные и тоталитарные режимы. Благодаря 3-ей волне демократизации в большинстве стран мира появились такие типичные для демократии институты как парламенты, выборы, активные предвыборные кампании, активное общественное мнение и др. Процессы демократизации в Латинской Америке, южной Европе и посткоммунистических странах свидетельствуют о том, что парламентская демократия становится поистине «универсальной, доминирующей политической формой на земном шаре» – формируется концепция «глобальной истории». На первое место выходят не государства, регионы, области, а наднациональные и надгосударственные образования. Проще говоря, в глобальном мире история протекает иначе: у нее формируются новые движущие силы, новые механизмы и новые направления, и это нельзя игнорировать. События в одной стране влияют на другие страны (финансовый кризис в США; контракты РФ с Ираном в области атомной энергетике.
В экономической сфере проявляется УНИФОРМИЗАЦИЯ – капитализм с ХV века (теория «мировых систем» И.Валлерстайна) становится «мировой системой». Крах плановой системы социализма вместе с распадом мировой системы социализма (в СССР и странах Восточной Европы) – наднациональная координации и интеграции (ОПЕК, ЕС); – региональные и мировые экономические соглашения – глобальное разделение труда – трудовая деятельность и образ жизни ряда социальных групп (менеджеры, финансисты, ученые, спортсмены и др.) оторваны от конкретного места (города, страны) – увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Штаб-квартиры ряда подобных корпораций находятся в конкретных странах (например, «Ниссан» или «Тойота»), другие утратили национальные корни и действуют по всему миру, используя местные субсидии и т.д. (например, «Пепси-Кола», «МакДональдс», «Дженерал Моторс»). Это новые могущественные силы в мировой экономике. С кончиной планово-командной экономики рынок, похоже, становится «универсальным», единым экономическим механизмом, охватывающим весь мир. Отметим молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдельных, даже наиболее географически удаленных странах – В культуре доминирует тенденция к единообразию – ГОМОГЕНИЗАЦИИ: – складывается общий язык. Идея международного языка ЭСПЕРАНТО не прижилась. Зато английский язык берет на себя роль средства профессионального общения в науке, технике, бизнесе, в области компьютерной техники, транспорта, а также роль средства межличностного общения в путешествиях или туризме. – средства массовой информации, в частности ТВ, Интернет превращают нашу планету в «большую деревню» Глобальный Gemeinschaft (Маклуэн) – унификация вкусов, потребительского рынка, моды. Миллионы людей, которые становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же социокультурному опыту: спортивные соревнования, футбольные матчи, олимпиада, рок-концерты, автомобили, стили одежды, архитектура, музыкальные хиты, фильмы, к.идут одновременно в десятках стран и т.д. – проявляется феномен «кока-колизации»: одни и те же потребительские товары распространяются повсеместно в разных странах – унификация обработки информации: одни и те же программы, используемые во всем мире, становятся единым образцом организации и обработки данных и информации – миграции, временная работа за границей, туризм обеспечивают непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.
В массовом сознании: – формируется региональная идентичность, когдапонятие «мы» выходят за рамки отдельного национального государства. Например, «МЫ – европейцы». В сознании людей в разных странах зреет мировая солидарность. Это связано, в первую очередь, с идеей естественных прав человека, которые имеют универсальное значение в отличие от политических или социальных прав. – с другой, стороны, формируется локальная идентичность, или оборонительное сознание, направленное на защиту самобытной культуры, традиций, образа жизни. В связи с этим, Мишель Маффесоли пишет о рождении «племенной культуры». «Глобальность является в сущности неизбежной проблемой современного мира» Она несет с собой как опасности, так и надежды, и люди должны это осознавать:
1. рост неравенства между различными странами и регионами мира и возникновение стран «третьего мира» 2. появились глобальные проблемы современности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |