Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развёртывание рабочих гипотез




Определение цели и постановка задач исследования.

Анализ основных понятий.

Эта часть программы посвящена определению и уточнению значения употребляемых в исследовании терминов.

Анализ исследуемых понятий дает возможность автору связать научное толкование с реальными явлениями жизни.

Для интерпретации достаточно взять 1-2 основных понятий. Можно воспользоваться определением выбранных понятий, содержащимися в энциклопедиях, справочниках, учебниках или специальной литературе. В случае отсутствия такового, важна также научная позиция самого исследователя.

Социологическое исследование преимущественно преследует прикладную, т.е. практическую цель, призванную служить обоснованием прогнозов развития объекта, практических рекомендаций, предложений, подготовки и принятия управленческих решений. Цель определяется как модель ожидаемого конечного результата исследования.

В соответствии с целью, формулируются задачи, которые служат средством реализации цели. Специфика задач зависит от основной ориентации исследования – теоретической, методической или прикладной. Формулировка задач связана также с конкретными требованиями к анализу изучаемого явления. Задачи раскрывают предмет исследования, согласуются с гипотезами.

Различают основные и дополнительные задачи. Можно ограничиться описанием трех-пяти основных задач.

Гипотеза – это научное предположение, своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы и путях её разрешения. Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. Все другие элементы социологичес­кого исследования — программа, рабочий план, инструмента­рий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играют второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность челове­ческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.

Появление надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверки. Эмпирических исследований множество, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов — управления персоналом в фирме организации партийных выборов, оказания помощи пенсионе рам или матерям-одиночкам.

Что является источником возникновения гипотез в программе социологического исследования, откуда они берутся?

В истории науки описываются разные источники появления гипотез. Одним из основных источников являются уже существующие теории и концепции. Исходя из них, исследователь формулирует новые предположения.

Вторым фактором возникновения гипотез могут являться предшествующие исследования по данной проблеме. Анализируя эмпирический материал, результаты прошлых исследований, социолог нередко выдвигает новые гипотезы.

Третьим, часто встречающимся источником возникновения гипотез, является жизненный опыт, знания, интуиция исследователя, его способность осмысливать общественные явления.

И, наконец, наиболее продуктивные гипотезы выдвигает исследователь, владеющий всеми тремя выше названными источниками их возникновения.

Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных.

Гипотезы классифицируются на основании различных признаков. Так, по содержанию, гипотезы делятся на описательные и объяснительные.

Описательные гипотезы – это предположения об изучаемых свойствах объекта или характере связей между его отдельными элементами. Например:

Следует отметить, что гипотеза как научное предположение отличается от произвольной догадки в силу удовлетворения ряда требований. Перечислим основные из таких требований, которые обеспечивают состоятельность гипотезы.

Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.

2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.

3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.

4. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.

5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.