Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод фокус-групп




Качественное исследование – это определенный тип исследования, который предполагает использование специальной методики и техники получения глубинной информации: о чем думают люди, и как они себя чувствуют. Оно имеет цель получить ответ на вопрос "почему", в то время как количественное исследование отвечает на вопросы " как много" или "как часто ". Можно сказать: качественное исследование – это процесс открытия; количественное исследование – это процесс доказательства и подтверждения. Качественное исследование отличается также особым способом анализа полученной информации. Оно в большей степени интерпретационное, нежели описательное. Кроме этого, для его проведения достаточно небольшого количества людей, его выборка не базируется на теории вероятности и статистики. Исследователи не пытаются делать строгие выводы и переносить их на большие совокупности (например, на все население).В индивидуальном глубинном интервью вопросы задаются респонденту высококвалифицированным интервьюером в ситуации "один на один".Этот метод используется не очень широко, но при определенных обстоятельствах его применение бывает целесообразным. Социологи пользуются этим методом если: • предмет исследования сложный и приходится работать с компетентнымиреспондентами • затрагиваются интимные проблемы или чувства респондентов • респонденты проживают в различных географических районах. Индивидуальное глубинное интервью трудно контролировать, посколькуоно может проходить в разнообразных местах. Оно может часто прерываться, если интервьюер работает, например, в больнице или в магазине, что влияет на качество информации. Существуют определенные моменты в поведении интервьюеров, от которых зависит успешность применения этого метода. Интервьюер должен уметь: • точно воспринимать информацию • точно запоминать ее • критически ее оценивать • регулировать процесс интервью Все это говорит о необходимости высокого уровня подготовки интервьюеров: они должны обладать хорошей памятью, точно фиксировать информацию (уметь вести записи), улавливать изменение ситуации в ходе интервью, управлять им, "уводить" респондента от несущественных или несоответствующих исследованию тем. Методика фокус-групп представляет собой нестандартизированное интервью, но проводится оно не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду социальных признаков. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придает этому виду интервью новые черты и возможности. Интервью проводится в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану) предлагаемых модератором вопросов. Группа участников обсуждения составляет, как правило, 8-10 человек. Если будет меньшее количество людей (например, 4 человека) то обсуждение быстро затухает. Если участников будет больше 10 человек, то не все получат возможность выразить свое мнение и обсуждение будет проходить не со всей группой, а с ее частью. Основное требование к составу группы - ее однородность, так как члены группы не должны оказывать на других какого-либо влияния или давления тем, что: участник группы имеет больший жизненный опыт, принадлежит к более старшей возрастной группе, имеет более высокие доходы, обладает более высоким статусом, у него более высокий уровень знаний. Обычно сценарий для фокус-групп включает около 10 основных вопро-сов, обсуждение которых длится 1,5 -2 часа. Фокус-группы применяются в следующих случаях:для оценки новых программ, нововведенийпри изучении влияния средств массовой информации на населениев маркетинговых исследованияхв прикладных исследованиях при разработке программы и для апробации вопросников. Таким образом, метод фокус-групп обладает рядом преимуществ перед другими методами получения социологической информации: • фокус-группа проходит в естественной обстановке, в которой человексвободно высказывает свое мнение • в отличие от глубинного интервью в дискуссии участвует большая совокупность людей • модератор в ходе дискуссии может уточнять ответы участников • результаты фокус-групп могут быть получены быстрее, чем при исполь-зовании других методов, они более наглядны и понятны потребителям информации, чем, например, таблицы распределения ответов респондентов на вопросы анкеты • стоимость проведения фокус-групп относительно низка по сравнению,например, с массовыми опросами населения

Экспертным опросом называют метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов - высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. Основными этапами экспертного опроса является разработка концептуальной схемы и программы, постановка задачи, снабжение экспертов необходимой первичной и дополнительной информацией, выработка оценок, их согласование при необходимости выработки группового решения.

 

Словарь к теме

Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста.

Вероятность - числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Выборочная совокупность - уменьшенная модель генеральной совокупности.

Выборочное обследование - способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность - множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Данные - первичная информация, полученная в результате социологического исследования.

Закон больших чисел - утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

Закономерность - мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи.

Контролирование репрезентативности - сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Логический анализ основных понятий - логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Обработка социологической информации - математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования - в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.

Объем выборки - количество единиц выборочной совокупности.

Операционализация - установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Основа выборки - полный и точный перечень единиц выборочной совокупности.

Ошибка репрезентативности - мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибка выборки - отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

Паспортичка - совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.

Переменная - понятие в социологии, которое может принимать различные значения.

Полевое исследование - крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.

Предмет исследования - те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Программа социологического исследования - изложение концепции, общей схемы, инструментария и рабочего плана всего исследования.

Проект выборки - указание принципов выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.

Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

Респондент - опрашиваемый.

Систематические ошибки - ошибки при опросе, допускаемые социологом в силу недостаточного профессионализма или незнания параметров генеральной совокупности.

Случайная ошибка - вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала.

Социальная проблема - существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Структура выборки - процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

Основная литература

по курсу «Социология»

1. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Тетра Система, 2001.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. /Под ред. В.Н. Добренькова. – М.: Гардарика, 1999.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

4. Добреньков В.И, Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА –м, 2004 («Классический университетский учебник»)

5. История социология: Учебное пособие. /Под общей редакцией А.Н. Елсукова и др. – Минск: Высшая школа, 1997.

6. История теоретической социологии. В 4 т. /Отв. ред. и составитель Ю.И. Давыдов. – М.: Канон, 1997 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.