КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология Эмиля Дюркгейма
Классический этап в развитии социологии конец 19 – 20-е гг. 20 века. Назовем причины выделения данного периода: 1. исторические предпосылки: резкое обострение социальных конфликтов между социальными группами; 2. кризис в естествознании – потребовался новый подход к анализу социальной действительности. Именно в этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных. Важнейшими задачами теоретиков данного периода были 1. поиск предмета новой науки; 2. выяснение соотношения личности и общества. Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии. Работы: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912). Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в его работе «Правила социологического метода». Дюркгеймовсая социология основывается на теории социального факта. Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки: 1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества. 2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды. 3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Признание объективной реальности социального факта является центральным пунктом социологического метода Дюркгейма. Социальный факт является предметом социологии по Дюркгейму. “Социологизм” - о сновополагающие принципы социологии Дюркгейма. Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. 3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” - это “социальный реализм”. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему. 1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. 2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата 3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук. Солидарность, аномия, “Самоубийство” Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Аномия - сосояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне её самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия. Дюркгейм сопоставляет данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге становится очевидным, что: 1. Протестанты более склонны к суициду, нежели католики. 2. Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью. 3. Количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством. 4. Репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку Понятие аоемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку. 6. Формальная социология георга Зиммеля и Фердинанда Тённиса ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — социологическое направление, пользовавшееся значительным влиянием в Германии и США в конце XIX — начале XX в. Ее представители (Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, А. Фирканд и др.) противопоставляли свое учение широко распространенным в тот период историко-эволюционным концепциям, стремились создать науку об обществе на базе анализа не конкретно-исторических социальных явлений, а чистых форм «социальности». Под ними они понимали общее, свойственное всем общественным явлениям, а именно формы социального взаимодействия или социальных отношений. Идеи Ф.С. находят свое отражение и в современных социологических концепциях — символическом интеракционизме., структурном функционализме, социальном бихевиоризме и др. Фердинанд Теннис (1855-1936) Основной вклад: разработка системы теоретических понятий, начало которой было положено публикацией книги «Общность и общество» (1887). Работы: “Общность и общество. Теория философии и культуры”, “Нравы”, “Критика общественного мнения”. Главная идея Тенниса, противопоставление «общинных» отношений и связей «общественным». Это первый шаг к разработке формальной концепции социологии («чистая сц»). Впоследствии в работах по истории социологии чистая социология стала рассматриваться как формальная социология, а Теннис — ее основоположником. «Общность» = соответствует народность и культура, «общество» = государственность и цивилизация; где способ мышления людей все более определяется наукой, а не религией. Общность - синоним очага, семьи общины традиционного образца, общество - «чужое», основанное на коммерции и капиталистическом расчете.Социальность преимущественно «общинная» в ходе истории все более вытесняется социальностью преимущественно «общественной». Теннис стремится формализовать социологическое познание, найти некую универсальную систему характеристик («чистые категории»), которые можно применять абстрагируясь от содержательной стороны исследуемого предмета, применять к анализу самых различных сфер общества. Теннис выдвинул, ряд идей, которые получили свое дальнейшее развитее Георг Зиммель (1858-1918). Основные труды: «Философия денег», «Религия», «Социальная дифференциация». Зиммель предлагает выстраивать социологию не как науку об "обществе вообще", а как науку о типичных, повторяющихся социальных ситуациях, связях, положениях, которые наблюдаются во многих обществах. Их он называет "социальными формами". Они подлежат оценке, моральному истолкованию - в соответствие с историческим контекстом и ценностями исследователя. Социология может стать наукой, если поставит в центр своего внимания устойчивые формы общения, социального взаимодействия, которые видны уже на групповом уровне. Например, господство, подчинение, мода. Социальные формы можно наполнить широким политическим, моральным, религиозным содержанием. Речь идет о "чистых формах социализации", определяемых природой человека и характером социума. Они же являются и формами познания. Социальные формы - продукт практического взаимодействия индивидов и связанного с ним переживания и осознан8ия реальности. Война, семейная жизнь, научное общение - вот примеры форм взаимодействия. Их осознание включено в эти формы. Формы непосредственно связаны с процессами изменения социального порядка, социальной структуры. Но эти процессы неотрывны от " содержаний ", то есть переживаний, интересов, настроений. Формальная социология рассматривает общество как сумму форм взаимодействия, посредством которых из индивидов получается общество: сумма индивидов, объединенных взаимными связями, основанными на общности интересов («оформленный общественно-человеческий материал»). Формы взаимодействия считал предметом социологии. Зиммель уподобляет формальную социологию - геометрии, изучающей формы и отвлекающейся от содержания. Тем не менее, ч истые формы обнаруживаются лишь в редких случаях, поскольку форма и содержание в обществе неизбежно переходят друг в друга. " Формы " это: Во-первых, это границы свободы, поставленные классовыми или сословными рамками жизни. Во-вторых, всеобщие морально-правовые нормы. В-третьих, способы общения и достижения целей в коммуникации, принятые в данном обществе. В-четвертых, идеальные типы в веберовском смысле, служащие как в науке, так и на бытовом уровне сознания для классификации, упорядочивания и понимания пестрого потока жизненных явлений. В-пятых, форма выступает как модель поведения, социальная роль, дискурс. Дискурс усваивается в процессе научения и социализации и может обогащаться или ослабевать и вырождаться в каждом последующем поколении. Дискурс и роль - как формы - существенно влияют на содержание сознания, трансформируют мысли и чувства личностей в определенном направлении.
Понимание формы, социального феномена, достигается в процессе критики, сомнений, проблематизации темы таким способом, который понятен современникам. Даже отдаленные события древности подлежат "понимающей интерпретации". Признав субъективность своих постулатов и оценок, социолог должен выявить и описать еще и собственные ценности, повлиявшие на выбор предмета и методов изучения. Нельзя основывать познание общества на личном опыте. Но и избежать его в процессе исследования – невозможно.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |