Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие советской социологии




Неокантианская школа (П.А.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов)

К концу 19 века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Начался поиск синтезирующих вариантов, что побудило к уточнению как объекта и предмета социологии, так и её методологии. Антипозитивистское течение выступало против изучения об-ва с помощью естественнонаучных методов. Это стало причиной появления нового этапа – неокантианства, основанного на критике натурализма, эволюционизма, механицизма.

Представители русского неокантианства хотя и признавали, что истории присущи закономерности, но сущность этих закономерностей получала чисто психологическую трактовку. Они считали невозможным рассматривать общественно-политическую жизнь как естественно-натуралистический процесс. Основные моменты социологии неокантианства:

● Приоритет логических основ

● Критика понятий и языка социологии

● Гносеологическое философствование

● Акцентирование внимания на проблемах культуры и ценностном аспекте человеческого поведения.

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:

1. Ортодоксальное ядро (Лаппо-Данилевский, Кистяковский)

2. Концепция, близкая к философскому иррационализму (Новгородцев, Хвостов)

3. Вариант индивидуального психологизма (Петражицкий).

Б.А. Кистяковский (1868-1920)-выдающийся социолог и правовед. Ключевая проблема – проблема определения специфики соц. гносеологии, стремление вывести из сущности об-ва методологические принципы его познания(работа «Социальные науки и право»). Существует три проблемы логики и методологии соц. наук:

1) проблема образования соц. понятий и соответственно выявление наиболее простых признаков соц. явлений, из которых и строятся научные понятия;

2) проблема применимости причинных объяснений к соц. явлениям;

3) проблема роли и значения норм в соц. жизни, ведущая к постановке проблемы оценки.

В итоге социология выступает как наука «об обществе вообще или соц. законах безотносительно к месту и времени; как познание безусловно достоверного в соц. явлениях, устанавливающее необходимое. Для конкретных соц. процессов не может существовать никаких особых законов развития, но для них сохраняют силу общие абстрактные формулы причинных соотношений. Зная эту формулу, социолог может исследовать ту индивидуальную и случайную комбинацию, в которой эти соотношения обусловили ход каждого отдельного изучаемого процесса.

В работе «Об-во и личность» изложил свою методологическую программу, полагая, что следование ей увеличит научный потенциал социологии. К. исследовал практику создания и употребления таких понятий тогдашней социологии как общество, соц. взаимодействие, личность, толпа, гос-во, коллект. сознание. Им критически анализируется натуралистический редукционизм органической школы. Также он даёт строгое логическое подразделение наук об об-ве: разграничение социологии и юриспруденции, исследований соц. деятельности и нормативных наук.

Общество – психологическое взаимодействие людей, а объект социологии-те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания.

Социальная эволюция – результат пересечения ряда различных причин, которые можно проанализировать в отдельности и объяснить при помощи основных соц. законов. Социальная дисциплина может создаваться только правом, поэтому дисциплинированное общество – общество с правовым порядком.

П.И. Новгородцев (1866-1924)-правовед и социолог. Работы: «Кризис современного правосознания», «Об общественном идеале», «Проблемы идеализма».

Критикует позитивную социологию за наивные реалистические утверждения объективного характера изучаемых связей и фактов. Логика соц.науки не фиксирует ни соц. закон, ни объективные состояния соц. явлений, как думают позитивисты, а это есть не что иное, как систематизация построений нашей мысли, абстрактных гносеологических типологий.

Мы отличаемся от животных не тем, что наши нормы меняются со временем, а тем, что они у нас в отличие от них есть. Поэтому специфика соц. явлений состоит в наличии норм. Говорит о нравственной основе структуры личности. Нравственность (как и право) должна изучаться не только как историческое и общественное явление, но также как внутреннее, психическое переживание, как норма или принцип личности. Нравственность должна быть понята как явление и закон личной жизни, как внутренняя абсолютная ценность.

Личность – единственный источник сознательных решений, следовательно, общество – сознание отдельных индивидов. Выступал против исторического подхода, так как он изучает не личность, а массы.

В работе «Кризис современного правосознания» рассматривает проблему становления правового гос-ва, института демократии и свободы личности. Задача – найти границу между правами личности и гос-ва для подлинного сотрудничества и реализации народного суверенитета.

В.М. Хвостов (1868-1920) закончил юрфак МГУ, занимался преподавательской деятельностью. Работы: «Теория исторического процесса», «Социология. Исторический очерк учений об обществе». Социология, по Х.,- промежуточная наука, использующая типологические методы (создают особые мыслительные конструкции, в логическом содержании менее широкие, чем законы и помещаемые в структуре научного объяснения между описанием фактов и теорий), статистику и «понимание». Она одна из «наук о духе», т.к. соц. мир состоит из психических взаимодействий. Об-во и личность, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, являются теоретическими абстракциями, взятые же в жизненном единстве, они есть реальность особого психо-материального ряда онтологических явлений, причём духовное в этом единстве играет решающую роль. Между материальным, стихийным и духовным, ценностным идёт постоянная борьба, которая временно преодолевается созданием относительно устойчивой, стабильной соц. структуры и культуры того или иного об-ва. Соц. структура – совокупность естественных общностей и групп – демографических, этнических, правовых, расовых и т.п. С появлением группового сознания появляются в ней новые, более значимые элементы – соц. организации и институты.

Подчёркивал практическую нагрузку социологии и основал в 1910 г. институт соц. психологии (проблемы общественного мнения, психологических аспектов индустриального труда и кооперативов).

Человек по своей природе общественное существо, вне групп и организаций он не существует. А предметом социологии будут те коллективные психические процессы, которые происходят в конкретных индивидах в результате общения их между собой, но не сводятся к их суммированию. Это изучение и составляет тот отдел социологии, который имеет своим предметом раскрытие общих законов жизни и развития общества.

Подчёркивая важность получения достоверного, методологически проверенного фактического материала, упоминает о необходимости непосредственного наблюдения, анкетирования. Говорит о создании социологических лабороторий.

25. М.М. Ковалевский: социологические концепции...

В конце XIX в. в русской социологии зарождается плюралистический подход к обществу, наиболее полное выражение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм, биологическое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распространения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рассматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Максим Максимович КОВАЛЕВСКИЙ (1851—1916) — один из ведущих русских немарксистских социологов, историк, правовед и этнограф. Г.В. Плеханов высоко оценивал вклад Ковалевского в общественную науку и считал, что он относится к кругу “очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями” /160, с.27/.

Социологическими являются следующие работы Ковалевского: “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1895), “Современные социологи” (1905), “Очерк развития социологических учений” (1906), “От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму” (1906, т. 1—3), “Социология” (1910, т.1—2), “Современные французские социологи” (1913), “Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии” (1914) и др.

На взгляды Ковалевского оказали влияние многие идейные течения как Запада, так и России (О. Конт, Г. Спенсер, Е.В. Де Роберти, К. Маркс). Он был лично знаком со многими известными социологами, принимал активное участие в работе ряда социологических организаций и журналов.

Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.

Он считал, что социология “является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками” /62, с.66/. Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы “раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой” /66, т.1, с. 9/.

Он считал также — что социология,— это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. По мнению Ковалевского: “Социолог устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими” /64, с.260/. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.

Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

Ученик и секретарь Ковалевского П. Сорокин отмечал, что центральной социологической проблемой была проблема факторов социальной жизни. Именно она привлекла к себе основное внимание социологов, и в конце XIX — начале XX в. вокруг нее велись наиболее оживленные споры. Проблема факторов общественного развития была основным стержнем, вокруг которого группировались уже все остальные вопросы. Насколько важным было решение данной проблемы, говорит уже тот факт, что выделение ведущего фактора, повлияло на название ряда социологических школ и направлений.

Ковалевский верно отметил, что: “Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, лежит в том, каковы важнейшие и в частности важнейший фактор общественных изменений” /65, с.7—8/. Однако, поставив этот вопрос, он вместо того, чтобы решать, снимает его как метафизический. “По природе своей этот вопрос,— пишет Ковалевский, — принадлежит к категории метафизических. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массой остальных, ими обусловливается и их обусловливает” /65, с.8/.

Понимая, что исторический процесс есть результат сложных общественных взаимодействий, он подчеркивал: “Я думаю, что выражу не только кратко, но и весьма определенно мою заветную точку зрения, сказавши, что социология в значительной степени выиграет от того, если забота об отыскании фактора, да вдобавок еще первичного и главнейшего, постепенно исключена будет из сферы ее ближайших задач, если в полном соответствии с сложностью общественных явлений она ограничится указанием на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин”/65, с. 14/.

Ковалевский подчеркивал, что в различные эпохи на какое-то время выдвигались на первое место и доминировали отдельные факторы, данные факторы являлись объективными причинами развития общества. Он всегда выступал против субъективизма в социологии. Несмотря на высказывание о множественности факторов” каждая отдельная сфера общества имела свою единственную главную причину изменения. Так, по мнению Ковалевского, “главным двигателем экономической эволюции является рост населения” /62, с.99/. Экономическое развитие общества зависит от биосоциального фактора. Например, он считал, что увеличение количества населения было в первобытном обществе главной причиной перехода от рыболовства и охоты к земледелию и скотоводству, впоследствии по этой же причине общество перешло от непроизводительного труда рабов к более производительному труду крепостных.

При изучении семьи он применил метод историзма. Попытался проследить эволюцию семьи, начиная с группового брака, с матриархата. Переход от матриархата к патриархату Ковалевский также связывал с ростом плотности населения. Нехватка пищи, голод заставляли людей искать новые плодородные места. Это вело к тому, что родственники, расселяясь, стали утрачивать сознание своего общего происхождения, а для жены муж становился единственной опорой. Поэтому он обретал власть над женой и детьми. При объяснении перехода от матриархата к патриархату, Ковалевский выдвигал два фактора: биосоциальный — увеличение населения — и психологический — осознание женщиной (женой) своей беззащитности.

В центре социологической теории Ковалевского находится учение о солидарности. С его помощью он объяснял все историческое движение человечества как постоянный рост солидарности. В соответствии с этим строится и концепция прогресса. Под социальным прогрессом он подразумевал расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народом. Поэтому основной задачей социологии, по мнению Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов.

Ковалевский считал, что социальный прогресс связан с существующей исторической закономерностью. В истории господствует закономерность, строгая последовательность, проходящая через всю жизнь общества. Свое выражение социальный прогресс находит в строгой последовательности, закономерности развития всей жизни общества. Он не может быть результатом случайного субъективного влияния. Ковалевский писал: “Общественные феномены управляются известными законами. Они не являются продуктами свободного выбора” /66, т.1, с. 4/. Все народы “проходят одинаковые стадии развития” /62, с.33/. Прогресс, по его мнению, выступал в виде последовательной с мены определенных общественных и политических состояний. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считал ее патологией.

Только система продуманных реформ являлась необходимым благом для общества.

Социологическая теория Ковалевского тесно связана с его историческими исследованиями. Он один из первых России использовал и развивал во всех своих трудах сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, является основным в социологии. С помощью этого метода социология должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни социальных институтов.

В своих работах по истории семьи, собственности и гоcyдарства Ковалевский социологически обосновывает сравнительно-исторический метод. Так, он выдвигает идею необходимости всемирно-исторических сравнений, для которых следует привлекать не только западный, но и восточный материал. Он указывал, что “всякое социологическое обобщение останется неполным, пока Восток не выдаст тайны происхождения социальных явлений. Для того чтобы выводы социологии стали вполне убедительными, ее наблюдения и опыт не должны замыкаться в какие-нибудь определенные границы. Основатель социологии Огюст Конт,— продолжает Ковалевский, — сделал, по-моему, большую ошибку тем, что не разделял этого убеждения. Он воздвиг величественное здание на фактах, которые вовсе не являются общераспространенными, как он это предполагал, так как чести быть объектом его позитивистских исследований удостоился лишь римско-католический мир. И всякая новая попытка установить какое-нибудь социологическое положение может иметь значение только при условии, что она введет в поле нашего изучения жизнь Востока, в особенности же славянского мира” /63, с. 18/.

Также Ковалевский выдвинул идею эволюции, т.е. органической смены стадий общественного развития. Он считал, что, используя сравнительно-исторический метод через “параллельное изучение факторов и явлений общественной эволюции народов, можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни”. С помощью этого метода он пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях.

Необходимо признать важность представления Ковалевского об объективном и поступательном характере развития общества, что как раз и влияет на определенную последовательность перехода от одной стадии развития к другой. Например, он отмечал невозможность заимствования разных социальных и правовых учреждений одной страны у другой, если страна объективно для этого еще не готова и эти страны находятся на различных ступенях развития.

Ковалевский поставил перед собой задачу выявить в истории различных народов однотипные институты, всесторонне их изучить, используя письменные и этнографические данные, а также сравнительно-исторически их осмыслить. Главным образом его интересовал генезис, истоки основных социальных институтов. Предметом его изучения и социологического осмысления были следующие важнейшие институты — род, семья, община, институт частной собственности и государство.

Необходимо отметить, что Ковалевский не был непосредственным создателем сравнительно-исторического метода. Уже Монтескье в своих работах применял сравнения. Первоначально этот метод был методом правовой науки. С помощью его устанавливались общие юридические нормы, а также выяснялось происхождение, развитие и функционирование этих норм в законодательствах разных стран. В XIX веке сравнительно-исторический метод становится общепризнанным и получает разнообразное применение во многих науках. Сравнительно-исторический метод — это разновидность исторического метода. С его помощью “путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений” /131, с.328/.

Следует подчеркнуть, что социологическая теория Ковалевского — это очень сложное и многообразное явление, которое органически слито с его историческими исследованиями.

25. (ещё один вариант – более сокращённый)

Социолог. концепция К сложилась под влиянием 2-х напрвлений: позит-ма и маркс-ма (т.е. он дополняет позит-зм Конта с помощью экономич. теории Маркса). Результатом исслед-я социол. проблем явились 2 книги: «Современные соц-ги» и два тома «Соц-гия». В первом томе «Соц-гии» К пытается опред-ть специфику соц-гии. За основу берет опред-ние Конта и видоизменяет его. Конт опред-т соц-гию как науку «о порядке и прогрессе», К предл-ет заменить понятие «порядок» на «организацию», т.к. каждое об-во имеет свою орг-ю (нечто вроде соц. стр-ры), но не каждое порядок (устойч., гармониз-ное состояние эл-тов). Далее, предлагает заменить понятие «прогресса» на пон. «эвол-я», т.к. прогресс предпол-ет усоверш-ние, измен. к лучшему, а эвол-я есть изменение вообще. Таким образом, соц-гия в поним. К – это наука «об орган-ции и эвол-ции об-ва». Далее послед-но рассм-ет соотн-ние соц-гии с др. общест. науками: истор., этикой, псих., биол. и др., доказ-ет что они не поглощ-ют друг др. Соц-гия – самост. наука, кот. имеет свою пробл-ку, предмет и метод. Др. общест. науки рассм-ют лишь одну из сторон жизни об-ва, а соц-гия призвана раскрыть соц. закон-ти, присущие соц. орг-му в целом. Задача соц-гии – указать общее напр-иние развития, основные ступени общест. эвол-ции, установ. взаимосвязь между всеми частями соц. орг-ма. Предмет соц-гии – исслед-ние коллект. сознания соц. групп в аспекте орг-ции и эволюц. изменений. Субъект. методу, кот. он считал тормозом для разв. соц-гии, противопост. сравнит.-исторический (т.е. соц-г должен придер-ся эволюц. теории при рассм-нии ступеней в развитии об-ва различ. народов, прибегать к сопост-ям,, устан-ть сход-ва и различия однотипных явл-ний, в рез-те чего в истор. процессе выявл-ся общие и частные закон-ти). К явл. сторонником теории плюрализма, т.е. многофактор. объяснения об-ва. Задачей своей видел сближение различных учений об об-ве, в преодол. одностор-ти псих., биол., геогр. и др. школ социологии на почве теории «соц. прогресса». Связ-ет начало челов. об-ва с коллект. жизнью животных и пытается подвести под теорию прогресса биол. основания. Об-во наследует от живот. мира коллект-зм, или «социальность», которая затем совершен-ся. За показатель прогресс. развития брал идею кооперации, солидар. и взаимной помощи, которые имеют место у животных, а в челов. мире становятся основ. законом. Соц-гия призвана объяснить прошлое и наст. разл-х форм челов. солид-ти и саму природу последней.

Одним из первых понял, что развит. соц-гии невозможно без создания инст-ов ее интеграции, обучен. и пропоганды науч. знания. В 1901 году открыл в Париже 1 русс. школу общест. наук(1-й русский фак-т). В Росс. в это время запрещ. преп-ние соц-гии. Первыми учениками стали Сорокин, Тахтарев. Заложил трад-ции непрер. воспр-ва научных кадров.

В 1920 и 1926гг. в СССР были проведены переписи населения, к-ые дали интересную соц статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т. д. Важное значение имел выход в свет ж-ла «Статистика труда» и др аналогичных изданий по статистике, в к-х содержался большой фактический материал об изменениях в соц структуре общ-ва.

В 20-30 гг. проводились также социально-эк-ие и социально-этнограф исследования. Была выявлена роль соц ф-ра в производственной деятельности чела. Эти иссле-ия получили м/народ признание.

Однако формирование авторитарного режима, административной с-мы упр-ия всеми сферами жизни отрицательно сказалось на социологии. В 1922 г. многие авторы высылаются за рубеж (Сорокин, Струве, Бердяев, Булгаков), в 1924 г. запрещают преподавание социологии в вузах, в 1936 г. социология названа лженаукой, с тех пор понятия и теории социологии рассматрив-ся только на фил-ком ур-не. Социологич м-ды конкр иссл-ия изъяты из обращения. На изучение явлений, процессов соц жизни наложен строжайший запрет. Причины этих печальных для социологии событий – несовместимость с диктатурой. Н-р, официальные показатели вала свидетельствовали о росте, соц же показатели говорили об обратном. Хотя кое-какие исследования проводились, они не использовались открыто, а доводились до директивных органов, результаты этих обследований использовались для выработки внутренней политики режима.

Перерыв в р-ии социологической мысли в СССР продолжался до к 50-х - н 60-х гг. С началом «хрущёвской оттепели» происходит возрождение СИ. Парадокс: СИ существуют, а социология как наука – нет. Поэтому ввели следующие опр-ие социологии – наука, занимающаяся конкретными СИ. В это же время в нашу страну приглашаются зап социологи (Мертон). Появляются работы наших (Ядов, Грушин. Выход в свет 2-хтомника «Социология в СССР» Осипова), в 1962 официально учреждена Советская социологич ассоциация. Значит часть соц инф-ии осталась в архивах – проблема экологии, отчуждение труда, р-ие националистических тенденций и т. д. 1969 г. – институт СИ АН СССР. Затем при отраслевых и промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах стали работать социологич службы. В университетах введены спецкурсы по прикладной социологии. Первые учеб пособия для студентов: Осипов «Теория и практика СИ в СССР», коллективные труды «Рабочая книга социолога» и др. С 1974 г. выходит ж-л «СИ», гл редактор Харчев.

Ещё одно наступление на социологию после периода оттепели. Резкое сокращение публикуемых работ, снизилось кач-во СИ. Но на 27 съезде КПСС было обращено внимание на важность изучения проблем соц сферы. Встал вопрос о восстановлении прав науки, снят запрет на р-ие теоретической социологии.

Институт СИ преобразован в Институт социологии (1991).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.