Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный статус и социальные роли личности




Социальная типология личности.

Социализация как социально-культурный процесс, его особенности и стадии.

Факторы, влияющие на формирование личности.

1. По мнению исследователей, на формирование и развитие личностных черт человека оказывают влияние следующие факторы:

ü биологическая наследственность;

ü физическое окружение;

ü культура;

ü групповой опыт;

ü уникальный индивидуальный опыт.

v Биологическая наследственность не может полностью создать личность, ведь культура, социальный опыт не передаются с генами. И, тем не менее, биологический фактор необходимо учитывать, т.к. он создает ограничения для социальных общностей. Благодаря ему становится возможным бесконечное разнообразие темпераментов, способностей, характеров, которые делают каждого человека индивидуальным, т.е. уникальным и неповторимым.

v Физическое окружение. Некоторые мыслители (Аристотель, Гиппократ, Л.Н. Гумилев) утверждали, что групповые различия в поведении личностей, в основном определяются различиями климатических, географических особенностей и природных условий.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальных групп, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

v Культура. Независимо от того, на какой ступени развития находится то или иное общество, культурный опыт является общим для всего человечества. Каждый ребенок в процессе социализации осваивает наиболее общие куль-

 

 

турные образцы. Вместе с тем, каждое общество дает своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. К примеру, личность, сформированная в условиях православной культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в исламской традиции.

v Групповой опыт. В начале жизненного пути человек еще не имеет своего собственного “Я”. Ребенок начинает использовать понятия “Я” в возрасте около полутора лет, при этом он становится отдельным человеческим существом. Формирование образов различных личностей, в том числе и собственного “Я – образа”, происходит благодаря накоплению социального опыта ребенка. Все дальнейшее формирование личности – это построение собственного “Я” на основе сопоставления себя с другими личностями.

v Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается его повторить. Не являются исключением даже близнецы, имеющие одинаковую наследственность. Ведь воспитываются они всегда по-разному, т.к. не могут встречаться постоянно одни и те же огорчения и радости. Картина индивидуального опыта усложняется еще и тем, что личность не просто суммирует опыт, а интегрирует его.

Из вышеперечисленных факторов, влияющих на формирование личности, главными, по мнению социологов, являются групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт.

2. Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Термин “ социализация ” соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Выделяют следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода; в это время ребенок чаще подражает).

 

 

  1. Стадия индивидуализации или промежуточная социализация (18–25 лет); в это время появляется желание выделить себя среди других.
  2. Стадия интеграции (появляется желание “вписаться” в общество).
  3. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека. В этот период человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
  4. Послетрудовая стадия социализации, пожилой возраст. Его рассматривают как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям.

Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов). Их называют – агентами социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Так как социализация подразделяется на первичную и вторичную, то и агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, учителя, врачи и т.д.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, вуза, армии, церкви и т.д.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация – сфера социальных отношений.

Социализация проходит стадии, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения и т.д.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа:

 

 

десоциализация – отлучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения;

ресоциализация – следующий за этапом десоциализации этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

3. Социальный тип личности – продукт взаимодействия историко-культурных и социально – экономических условий жизнедеятельности людей.

В современной социологии типы личности выделяются в зависимости от их ценностных ориентаций:

ü Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, самореализации низкий.

ü Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие.

ü Фрустированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием.

ü Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем.

ü Гедонистические материалисты – ориентированны на удовлетворение потребительских желаний.

Принято выделять также:

ü Модальный тип личности – преобладающий в данном обществе;

ü Базисный тип личности – максимально отвечающий потребностям современного общества.

Общественные отношения способствуют развитию определенных типов личности. В свою очередь, комплекс определенных личностных качеств влияет на общественное развитие.

4. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Каждая из этих позиций предполагает определенные права и обязанности – это и есть статус. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним че-

 

 

ловеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный.

ü Главный статус – это наиболее характерный для данного человека статус, в котором его идентифицируют (отожествляют) другие люди, или с которым он сам себя идентифицирует.

Обычно главный статус связан с основным местом работы.

Главный статус относителен, т.к. он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы:

ü Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

ü Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами (душа компании, знаток, лидер).

К разновидности социального статуса относят:

ü предписанный статус – это статус, навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он дан человеку от рождения – “пол”, - “цвет кожи” - “место рождения” – “фамилия семьи”;

ü приобретенный (достигнутый) статус – определяется усилиями самого человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек.

Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие.

Перечень формальных ролей в обществе практически бесконечен. Толкотт Парсонс сумел классифицировать это огромное множество ролей с помощью пяти основных характеристик:

 

  1. Эмоциональность (медсестра, врач, гробовщик – эти роли требуют эмоциональной сдержанности).
  2. Способ получения (одно дело, когда роль получена от статуса – негр, дворянин, другое от заслуг самого человека - доктор медицинских наук, профессор).
  3. Масштаб (часть ролей сфокусированы и строго ограничены: директор школы, врач и пациент, родители и ребенок).
  4. Формализация (библиотекарь, например, обязан выдавать книги на определенный срок и брать пеню с тех, кто задерживает книги).
  5. Мотивация (то, что побуждает индивида к действию).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.