КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы стабильности семьи
Типы и функции семьи. Структура семьи и семейные отношения. Семья как социальный институт и малая группа. Брак как неглавный институт семьи. Часть № 3.
1. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой стороны – малая группа. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санаций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Как малая группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за воспитание и здоровье детей. Рассматривая семью как социальный институт, следует отметить, что он включает в себя множество неглавных институтов, таких как институт брака, институт родства, институт материнства и т.д. Как правило, семью составляет брачная пара. Существует принципиальное отличие между социальным институтом семьи и социальным институтом брака. Брак – это институт, регулирующий отношение между полами. Семья – институт, регулирующий отношение между супругами, между родителями и детьми.
Брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Принято выделять следующие виды брака: ü гражданский брак – оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. (Иногда гражданским браком называют
нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству); ü эндогамный брак – партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий; ü экзогамный брак – выбор брачного партнера из чужой группы. (Это может быть: другой род, племя, класс, раса, нация); ü неравный брак – супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу; ü выкупной брак – предполагает устную договоренность молодых людей и родителей, а также заключение контракта, где оговариваются права и обязанности сторон, и размер выкупа; ü калымный брак – одна из форм покупного брака. Возник и получил широкое распространение на мусульманском Востоке. Размер калыма определяют три фактора: умение невесты вести хозяйство, внешние данные, репутация семьи; ü детский брак – насильственная выдача замуж малолетних девочек; ü ранний брак – это брак, в который вступают молодые люди моложе 18 лет; ü брак по расчету – в нем отсутствует главное – чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды одним из супругов за счет другого. 2. Под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее членами, включая отношения родства, систему духовных, в том числе нравственных отношений, а также отношений власти и авторитета. Выделяют два типасемейных отношений: ü авторитарный (организация и руководство всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, который осуществляет в семье принудительную власть); ü демократический (равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем). Структура семьи, в настоящее время, претерпевает качественные изменения, связанные с социально-экономическими процессами, эмансипацией, усилением роли женщины. 3. По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основных типа: ü традиционная (патриархальная) семья. В такой семье под крышей проживает минимум три поколения. Основными характеристиками этого типа семьи являются: * главенство мужчины в семье; * экономическая зависимость женщины от мужчины; * функциональное разделение и закрепление мужских и женских обязанностей. ü нетрадиционная семья (эксплуататорская). Предполагает: * сохранение установки на мужское лидерство; * равное участие мужчины и женщины в общественном труде; * домашние обязанности возложены на женщину. ü эгалитарная семья (семья равных). Характеризуется: * справедливым распределением домашних обязанностей;
* эмоциональной насыщенностью отношений; * совместным обсуждением и решением важных для семьи проблем. В зависимости от своего состава семьи бывают: ü нуклеарные – в которых проживают 2 поколения (родители и дети); ü расширенные – в которых проживают более 2-х поколений (родители, дети и другие родственники, например бабушка или дедушка). По числу родителей различают семью: ü полную (два родителя); ü неполную (один родитель). По числу детей выделяют семью: ü бездетную (нет детей); ü однодетную (один ребенок); ü многодетную (трое и более детей). В современном мире преобладают нуклеарные семьи, это вызвано процессами индустриализации и урбанизации. Семья выполняет рядфункций. Важнейшие из них: ü репродуктивная – воспроизводство в численности детей численности родителей; ü воспитательная – семья оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Выделяют следующие стереотипы семейного воспитания: v детоцентризм – предполагает в воспитании повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви; v профессионализм – форма воспитания, при которой родители возлагают свои обязанности по воспитанию детей на профессионалов (воспитателей, учителей, психологов и т.д.); v прагматизм – концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами. ü хозяйственно-экономическая функция – охватывает такие аспекты семейных отношений как: ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, опека
ü над малолетними и престарелыми, распределение домашних обязанностей и т.д.; ü рекреационная функция – заключается в организации досуга и отдыха семьи, а также создании чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи. 4. Для стабильности семейно-брачных отношений определяющее значение имеют внутренние факторы. Как правило, в основе развода лежит конфликт между супругами. Уровни супружеских отношений, на которых возникают конфликты: ü психофизиологический уровень (дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни); ü психологический уровень (нездоровый климат в семье, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках); ü социально-ролевой уровень (неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки); ü социокультурный (духовный) уровень (непонимание и неуважение супругами друг друга, а также отсутствие интереса к партнеру). Причины семейного конфликта социологи делят на: ü причины, существовавшие до создания брака. К ним относят: * большую разницу в возрасте между супругами (особенно если старше женщина); * разницу супругов в образовании; * легкомысленное отношение к браку; * ранний возраст вступления в брак; * малый срок знакомства; * алкоголизм (наркомания) одного из супругов; * вероятность скорого рождения ребенка; * резкое несогласие родителей на брак;
* брак по принуждению. ü причины, возникающие в течение совместной жизни. К ним относят: * бытовые (жизненные, материальные и т.д.); * межличностные конфликты (утрата чувства любви, разные взгляды на жизнь); * внешние факторы (измена, вмешательство родственников).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |