Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I и II вопросы. 1 страница




2 традиции интерпретации истории социологии:

1. Развитие социологии происходило непрерывно -- от античности до наших дней. Хотя всё, что было до Конта, принято называть "протосоциологией":

"Если мы отбросим соц взгляды Платона, Аристотеля и т.д., то крайне обедним социологию как науку".

2. Социология -- специальная (особая) дисциплина, к-ая формируется именно начиная с Конта (сер.-втор. пол. 19 в.), и имеет свой самостоятельный предмет и методы исследования, категорически отличающиеся от предыдущих этапов развития социальной мысли.

Как бы там ни было, начиная с Конта, в общественной мысли происходит принципиально новое явление -- социология институционально оформляется как самостоятельная научная дисциплина.

Считается, что "социология начинается с Огюста Конта (1798-1857)".

Основные труды: "Курс позитивной философии" (1830-1842), "Система позитивной политики" (1851-1854).

Именно Конт сформулировал мысль, к-ая вызревала у его предшественников (Кондорсе):

"Сформировать науку, принципиально отличную от спекулятивной умозрительной социальной философии".

По Конту, эта наука должна быть построена по типу естественных наук:

а) Социология должна давать точные, общезначимые знания, т.е. открывать объективные законы общественного развития ("столь же необходимые и неприложные, как закон тяготения", "Как нет свободы воли в математике и астрономии, нет её и в социологии" Конт);

б) Социология должна при этом использовать общенаучные методы (такие же, к-ые используются в естествознании);

в) Социология должна обеспечивать господство человека над обществом (как естествознание позволяет господствовать человеку над природой) -- "Социальные технологии".

Конт считал, что сформулировал 2 основных закона социологии:

1. Закон двойной эволюции -- социальной и интеллектуальной. Конт был идеалистом, поэтому считал, что в основе развития истории лежат интеллектуальные изменения.

На его взгляд, основные этапы развития человеческой истории определяются способом мышления.

Отсюда выводится второй закон.

2. Закон "трёх стадий" (к-ые неизбежно проходит человеческий ум в своём развитии).

а) Теологическая (до начала 14 в.) -- человек получает "фиктивное" знание, и человеческий ум объясняет все процессы действием сверхъестественной силы;

б) Метафизическая (до начала 19 в.) -- "Ум человеческий ищет конечных причин и сущности явлений" (и, естественно, их не находит);

в) Позитивная (точная) стадия (с начала 19 в.) -- "Человеческий ум ограничивается выявлением наблюдаемых связей (-> закономерностей)" (феноменологический подход).

Эти 3 системы взглядов (по Конту) являются взаимоисключающими. Получается, что человечество к 19 в. практически исчерпало потенциал ценностного знания и осталось наедине с рациональным (позитивным, научным) знанием.

Это утверждение Конта подвергалось критике (Макс Шеллер и Владимир Соловьёв): "Конт дезориентировал общественную мысль таким предложением интерпретировать эволюцию человеческого общества". (В настоящее время существует колоссальный запрос общества на ценностное знание, возникает "Ренессанс религии").

Долгое время считалось, что единственное знание, к-ым может оперировать человек, -- внеценностное научное знание. Это привело к кризису "антисциентизма" в середине 20 в.: человечество столкнулось с экологическим кризисом (последствия НТР), с ядерным оружием, радиацией и другими проблемами, для осмысления к-ых потребовались ценностные формы знания.

Основная заслуга Конта: он оформил, чётко проявил основы западной цивилизации, к-ая получила название "Техногенной" -- основанной на рациональном познании ("разрешение всех проблем может быть найдено методом поиска соответствующих технологий").

 

3. Закон "классификации наук".

Утверждение позитивного мышления происходит в различных науках в разное время. Конт выстраивал такую хронологическую последовательность:

математика -> астрономия -> физика -> химия -> социология.

Конт считал социологию недостающей наукой, к-ая дала бы научное точное позитивное знание об обществе.

В это же время Маркс предлагает свою идею подлинно научной теории общества (аргументация примерно та же -- большую роль играли классы), но замысел такой же: "Вся предшествующая социологическая мысль была неистинной (утопической), только сейчас наступает период, когда можно сформировать принципиально новую, подлинно научную теорию общества". (Именно эту цель и задачу ставил перед социологией Конт и перед философией политэкономии Маркс).

"Почему логика Конта была именно такой?"

Примерно в то же время Адольф Кеттли (бельгийский математик, основоположник статистических методов изучения социальных процессов) в 1835 году выступил с небольшой работой, в к-ой указал на необходимость создания новой науки об обществе -- "Социальной физики". В своей первой работе Конт "Социологию" тоже называл "Социальной физикой", но прочитав предложение Кеттли, "страшно обиделся" и придумал новое слово -- "Социология".

Таким образом, два учёных независимо друг от друга пришли к одному и тому же.

 

Предпосылки возникновения социологии:

1. Утверждение механико-математического мировоззрения под воздействием успехов естествознания нового времени.

Естествознание нового времени формировалось, начиная с 60-ых гг. 16 в. по 17-18 вв.

Работа Ньютона называлась "Математические начала натуральной философии", т.е. теория движения, к-ая до этого развивалась в натуралистической (натур-философской) форме приобрела чётко выраженную количественную форму. Отсюда возникла иллюзия, что можно, используя математические методы, создать такую же социальную теорию. Поскольку социальные и естественные науки не были "разведены", витала мысль, что "в любой науке ровно столько науки, сколько в ней математики".

Господство этой тенденции порождало мысль о возможности построения чёткой, стройной, математически правильной модели общества.

Современная социология отказалась от желания выстроить науку так математически чётко, но влияние этих веяний на науку было чрезвычайно велико.

Характеристики классического социального знания (мышления) -- исходные допущения, сформулированные Контом и продержавшиеся в социологии больше века:

а) Универсализм -- "Мир устроен на основе универсальных объективных законов";

б) Линейный детерминизм -- "Социальное развитие рассматривается как жёстко детерминированное, одновариантное, безальтернативное";

в) Прогрессизм -- "Вера в неизбежность прогрессивного развития общества" (идея утвердилась со времён Просвещения, была сформулирована примерно так: "Бога нет, но есть прогресс");

г) Вера в предсказуемость развития социальных процессов (зная объективные законы, вполне можно предсказать дальнейшее развитие событий).

"Вера в абсолютную предсказуемость мира -- основная иллюзия классической мысли" Илья Рогожин.

Натурализм -- стремление построить социальные науки на основе теоритических моделей и методологии естественных наук. Общая тенденция: как только в какой-либо естественной науке делается какой-либо прорыв, социология пытается применить используемую методологию для решения собственных задач.

2. Принципиальное изменение роли науки в обществе (18-19 вв.) -- "Наука становится непосредственной производительной силой" (Маркс).

Мастерство существовало в разных формах. До НТР профессиональные навыки передавались из рук в руки: человек приходил к мастеру, тот его обучал "таинству профессии". В 18 веке впервые предпринялась попытка обобщить накопленные знания и организовать институт передачи технических знаний через обучение. В 1751-1752 гг. выходила энциклопедия Дидро и деАламбера, где были собраны знания обо всех ремёслах. Во второй половине 18 века появляются технические учебные заведения: Школа Мостов и Дорог (Франция, 1747 г), Школа СельскогоХозяйства (Германия, 1770 г.), Школа Горного дела (1777 г.).

Только в 18 веке начали обучать технологиям; в 19 веке этот процесс сделал следующий шаг: технологии стали разрабатываться на осное науки (и технологиям как профессии стали обучать) -- наглядно показан процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

Принципиально изменилась роль науки в целом и социологии (науки об обществе) в частности. Раньше она применялась для управленческой деятельности монархов (узкой элитарной группы), теперь это знание также становится технологией. По замыслу Конта, социология как раз и должна была стать научной основой управления, научной основой социальных технологий: "Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять".

Иными словами, социальные технологии начали быть востребованы как профессия (в массовом порядке). Отсюда выработан огромный научный аппарат.

Сфера социального (как особый предмет научного исследования) тоже выделяется только в 19 веке. Античность и средневековье не различали общество и государство (наглядное подтверждение: работы Платона и Аристотеля назывались "Государство" и "Политика" соответственно). Знание об обществе накапливалось в рамках государственно-правовых дисциплин, и только в 18 в. выделяются как самостоятельные сферы исследования экономические теории (Адам Смит с идеей "невидимые руки рынка").

Что порождает науку "Социология"? (практический аспект)

Добуржуазные общества были обществами сословными, т.е. статус человека закреплялся в правовом (законодательном) порядке и передавался по наследству. Иными словами, социальные стратификационные проблемы решались государством. Когда начинается волна буржуазных революций, первым требованием революционеров было правовое равенство. Возникает экономический механизм определения социального статуса.

При этом социальная структура общества не может быть редуцирована к экономической (или какой-либо другой) сфере общественной жизний: она обладает своей спецификой, которую и изучает наука "Социология". (На практике: нельзя заработать много денег и занять любое понравившееся социальное положение).

Итак, предмет изучения социологии: сфера социального, в которой действуют свои (не сводимые к правовым, экономическим и проч.) законы.

Вывод:

Появление социологии связано с усложнением социальной структуры общества, с новым типом социальной организации общества, который сформировался в период Модерна. (Поэтому социологию часто называют "Дитя модерна"). Она была призвана осмыслить принципиально новую организацию общества, которая не могла быть осмыслена в рамках других сфер исследования.

*Социология как наука и как идеология.*

Социология (так же, как до неё теология и метафизика) выполняла (и выполняет) важнейшую общественную функцию -- легитимация общественного устройства.

По Конту, до 14 в. функцию обоснования справедливости общественного устройства выполняла теология, затем метафизика (философия); позднее -- социология.

Но социология решает эту проблему принципиально отличным путём -- "якобы научно". Считается, что общество, формирующееся в период 19 в., основывается на универсальных объективных законах (а значит, оно исторически неизбежно), к подобному устройству должно (раньше или позже) прийти всё человечество -- научное обоснование неизбежности развития всего человечества по капиталистическому пути.

Конт: "Задача настоящего социолога -- сделать всех позитивистами" -- в изложенном ключе это значит привить мысль о неизбежности (правильности, объективности устройства) европейской цивилизации.

 

III. Первые модели социологического знания. ***

Первые модели соц знания были натуралистическими.

*Редуционизм -- сведение (в данном случае) социального процесса к процессу иного порядка.

Примеры:

Географический детерминизм (книга Паршева "Почему Россия не Америка");

Психологический редукционизм -- объяснение социальных процессов, исходя из индивидуальной или социальной психологии;

Механистический редукционизм -- рассмотрение общества как совокупности атомизированных индивидов и выявление закономерностей на основе статистических связей.

Биологический редукционизм (ведущая модель в конце 19 в.) -- попытка проанализировать общество на основе биологических моделей. Был распространён не только в социологии, появился из-за книги Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора" (1853).

Из этой модели начинают развиваться несколько других, отличающихся по уровню идеологизированности.

1. Концепция эволюционизма Герберта Спенсора -- применение для общества идеи эволюционизма, рассматривая общество как особую форму общеприродного эволюционного процесса.

2. Социал дарвинизм (Саммер). Рассматривая американское общество после гражданской войны (1861-1865), он применил в чистом виде модель Дарвина "выживает сильнейший".

Саммер: "...Некоторые экономисты выражают сомнение в справедливости действия этого механизма. Но что мы можем предложить кроме него? только "выживает слабейший". И если лозунг "выживает сильнейший" означает цивилизацию и прогресс, то "выживает слабейший" наоборот антицивилизацию и регресс, поэтому от него следует отказаться".

3. Рассово-антропологическая школа. Появилась в среде французских интеллектуалов-дипломатов (Гобинон -- французский посол в некоторых арабских странах). Практически рассизм.

4. Антропосоциология -- абсолютный рассизм (в своём развитии дошла до измерения головного коэффициента -- соотношения высоты и ширины черепа).

Вывод:

Любая идея в социологии, выполняющая познавательные и идеологические функции, может, в зависимости от ситуации, быть как близкой к академической науке, практически не имея никакого идеологического налёта, так и почти полностью идеологизированной (практически свободной от каких бы то ни было научных подходов).

 

 

Тема 2: Классические социологические теории. Социологический модерн.

1. Предмет и метод социологии у Эмиля Дюркгейма;

2. Макс Вебер -- основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия.

3. Типы научности в социологии;

4. Концепция Парсонса: вершина социологии модерна.

Два последних вопроса см. в следующей лекции.

Современная социология -- полипарадигмальная наука, т.е. в ней существует несколько принципиальных позиций, выступающих как бы особым "световым конусом", позволяющим посмотреть на общество с разных позици (а значит и увидеть различные стороны объекта изучения).

!Парадигма (греч. -- образец) -- принятый научным сообществом способ постановки и решения научных проблем. Термин введён в современннуюфилософию и методологию науки Томасом Кунном в его работе "Структура научных революций".

Объект социологии (как и любой другой общественной науки) -- общество. Вопрос о предмете гораздо более сложен (однозначного ответа на него нет).

Каждая из социологических парадигм по-своему определяет предмет социологии -- тот специфический аспект, с позиций к-ого и анализируется общ-во.

С точки зрения современной науки существование двух различных парадигм выглядит нормальным, но вплоть до последней четверти 20 в. между ними шла "борьба на выживание": одна считалась "неправильной". На настоящий момент эти парадигмы рассматриваются с позиций компаративистики (сравнительного анализа или принципа дополнительности (в физике сформулировал Дезинберг)). Каждая из парадигм имеет право на существование, и ставить вопрос, какая истинная, какая ложная -- неправомерно.

Модель:

Субъект науки (учёный как представитель научной общности лишённый личностных характеристик) ->

средства познания (цели и ценности науки) ->

объект познания (цели и ценности общества).

Исходные принципы:

наука развивается не путём постоянного приращения "истинных" знаний (получаемых одними и теми же методами, на основе одной методологии) (некумулятивно), а путём перехода от одного типа научности к другому -- путём научных революций (Томас Кунн), с соответствующим изменением представлений о том, что такое наука вообще.

результат познания зависит от субъекта, используемых средств (методов) и характеристик изучаемого объекта.

В последнее время имплицируются (проявляются) связи между субъектом и средствами познания.

Осознание этой связи проходит в 3 этапа:

Этапы развития социологического (и всего знания в целом):

1. Классический тип научности (Конт, Спенсор, Маркс, Дюркгейм, Парсонс);

2. Неклассический тип;

3. Постнеклассический тип.

(Подробнее см. следующую лекцию)

Примечание:

Конт, развивая мысли о новой науке -- Социальной физике, имел в виду обособление новой науки в рамках классической научности.

С точки зрения предыдущих типов, нацчный был действительно новым и единственно возможным. С точки зрения неклассического типа научности, научный тип не является абсолютно правильным и единственно верным.

I. Предмет и метод социологии у Эмиля Дюркгейма. ***

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Работы: "Разделение общественного труда" (1893), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).

2 основных принципа социологии Дюркгейма:

1. "Объяснять социальное социальным" -- чётко сформулирована позиция антиредукционизма, т.е. несведения социальных явлений и процессов к явлениям и процессам другой природы (биологическим, психологическим и проч.).

2. "Рассматривать социальные факты, как вещи".

Ход мысли Дюркгейма:

Люди в процессе взаимодействий порождают "реальность особого рода", к-ая раз возникнув, начинает давлеть над каждым отдельным индивидом, и развивается по собственным законам.

Дюркгейм считал, что впервые открыл природу социального.

"Социальный факт" -- обладает двумя признаками:

а) Существует независимо от индивида;

б) Оказывает на индивида принудительное воздействие.

Пример Дюркгейма:

Процент самоубийств (суицидальное течение). На протяжении 50 лет в странах западной Европы поддерживается очень устойчивый процент самоубийств -- 0.5%.

Принудительное воздействие этого социального факта состоит в следующем:

В данном обществе в это время обязательно найдётся ровно 5 человек (ни больше, ни меньше) из 1000, которые по совершенно разным мотивам покончат жизнь самоубийством.

"Коллективная жизнь всегда богаче индивидуальной". Надъиндивидуальные закономерности всегда оказывают на индивида принудительное воздействие.

(Вступая в брак мы не интересуемся, какой процент разводов, но совершенно точно, что определённый процент вступающих в брак разведутся).

Эта позиция Дюркгейма называется социологический (социальный) реализм.

!Социологический реализм -- это общеметодологическая и теоретическая позиция, согласно к-ой общ-во в целом и его отдельные институты (гос-во, семья и т.д.) поступают как самостоятельные сущности или "особая реальность", не сводимая к взаимодействию индивидов, те.е. общ-во существует как жёсткий социальный структурированный объект -- как вещь. Поэтому познавать его социальный индивид должен также, как природу, существующую надъиндивидуально.

Таким образом, Дюркгейм остаётся на позициях позитивизма: познавать общ-во также, как и природу, необходимо общенаучными методами.

С точки зрения методологии, Дюркгейм становится основоположником очень популярного направления -- структурного функционализма.

!Структурный функционализм -- способ объяснения поведения людей, исходящий того способа, которым структурировано общ-ва, и места, к-ое индивид занимает в соответствующей структуре.

!"Общ-во и его социальная структура задают базовые координаты для социального поведения индивида".

"Структурная предопределённость", "Социальная клаустрафобия" -- боязнь замкнутого социального пространства (Питер Герберт, Томас Лукман -- представители феноменологической социологии).

Закономерности, по Дюркгейму, носят не природный, а социальный характер, механизм действия этих закономерностей Дюркгейм определяет как нормативный.

"Общ-во существует как устойчивая ценностно-нормативная система, т.е. основа единства общ-ва -- ценностно-нормативный конценсус; только тогда, когда в общ-ве существует устойчивая система ценностей и норм, оно способно воспроизводиться".

Отсутствие норм -- АНОМИЯ (нормлеснес).

!Аномия -- состояние общ-ва (социальный факт), когда в нём отсутствуют устойчивые нормы и образцы поведения.

Меняется механизм взаимоотношений индивида и общ-ва:

Если в традиционном общ-ве ("Общ-во механической солидарности") индивид был абсолютно подконтролен для общ-ва и его индивидуальное сознание покрывалось коллективный, то в формирующемся общ-ве модерна ("общ-ве органической солидарности") индивид всё больше и больше высвобождается из-под подавляющего влияния общ-ва.

Возниает проблема социального контроля общ-ва над индивидом. Дюркгейм описывает эту ситуацию как переходную: старая ценностно-нормативная система уже не функциональна, новая ещё не сложилась. Именно в этой ситуации возникает аномия.

Вывод Дюркгейма: только религия способна обеспечить устойчивое ценностно-нормативное единство общ-ва. Дюркгейм -- основоположник радикально функционалистского подхода к религии: "...когнитивное содержание не имеет никакого значения, равно как и то, есть Бог или нет. Главная ф-ция релегии -- социальная, к-ую не может выполнить ни один другой институт: ф-цию сокрализации ценностно-нормативной системы общ-ва".

Дюркгейма критиковали за этот рационализм. Он говорил: "Там, где убеждения общ-ва приобретают устойчивый характер, мы имеем дело с религией"; на самом деле -- с идеологией (коммунистической, тоталитарной, фашистской...).

Дюркгейм заложил основы языка социологии, ввёл оч много проблем, к-ые до сих пор развиваются в соц науке.

"Конт -- крёстный отец социологии, а Вебер и Дюркгейм -- настоящие родители, к-ые ввели социологическую проблематику, сформировали понятийный аппарат и проч."

Итак, Дюркгейм -- представитель классического типа научности в социологии и представитель парадигмы социологического реализма ("линии Дюркгейма") или объективистского направления в социологии).

II. Макс Вебер -- основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия.***

Макс Вебер (1864-1920).

Макс Вебер, Георг Зиммель и Фердинанд Кённес -- заложили основу классической немецкой социологии.

Вебер оказал огромное влияние на социологическую науку, постоянно современная наука переживает "Веберовский ренессанс".

Линия Вебера -- антипозитивизм, антинатурализм, антиредукционизм, субъективизм. Противостояние с Дюркгеймом методологически осознано.

Вебер считает, что общ-во нельзя рассматривать по аналогии с природными явлениями (корни неоконтианской школы). Общ-во нельзя изучать методами естественных наук, а можно и нужно рассматривать только как продукт индивидуальных действий и взаимодействий.

Исходным понятием Вебера является понятие социального действия. Его признаки:

а) Наличие субъективного смысла -- социология должна изучать тот смысл, к-ый индивид вкладывал в соц действие, а не, например, тот смысл, к-ый понимал под "ИТ" (инстинктивным стремлением) Фрейд или скрытые экономические интересы в марксизме. (Отсюда название "понимающая социология");

б) "Ориентация на другого" -- индивид учитывает, как его поведение будет оценено другим(и) индивидами, какой окажется реакция на него и проч.

"Почему люди ориентируются на других?"

Вебер вводит понятие "лигитимность".

!Лигитимность -- признание обществом (легальность -- соответствие закону); "нормативная фактическая значимость" (Вебер).

Если социальный "другой" (человек, группа лиц, лидер, общественные институты, принятые нормы и проч.) легитимен для индивида, то он в своём социальном поведении ориентируется на него, воспроизводя его поведение. Любая социальная норма воспроизводится только в том случае, если она легитимна (признаётся общ-вом).

"Индивид может повести себя так, как требует норма, а может и не повести. Легитимность есть шанс, что индивид поведёт себя требуемым образом".

Социальные институты, структуры и т.д. только тогда реально определяют поведение людей, когда они легитимны: когда люди ориентированы на них в своих действиях; и наоборот, только тогда, когда они легитимны, они воспроизводятся в социальных действиях и взаимодействиях людей.

Легитимность -- это шанс, что люди будут ориентироваться на существующий социальный порядок.

Сравнение:

у Дюркгейма общество -- устойчивая онтологическая реальность, люди обречены на её воспроизводство;

у Вебера образ общества неустойчивый, подвижный: люди могут его воспроизводить, а могут и не воспроизводить, т.е. социальная детерминация индивидуального действия приобретает вероятностный характер.

Поэтому в науке Вебера относят к представителям неклассического стиля социального мышления.

Характеристики типов научности:

1. Классический -- жёсткая линейная детерминированность индивидуального поведения и социального развития в целом (объективные универсальные закономерности);

2. Неклассический -- вероятностный характер индивидуального социального поведения и вероятностный характер исторического развития.

Типы социального действия (по Веберу):

1. Целерациональное (практически экономический человек);

2. Ценностнорациональный (пример: капитан корабля покидает его последним -- нерационально, но ценность выше);

3. Традиционный -- по привычке, "так принято";

4. Аффективный (пример: любящая мама в гневе шлёпает своего ребёнка).

Исторические эпохи (по Веберу) отличаются доминирующими типами социального действия.

В традиционном общ-ве доминировали 2, 3, 4 (афективный существует всегда). Общество формирующегося модерна характеризуется доминированием 1 типа. Вебер определяет этот переход как процесс рационализации.

Все происходящие изменения в организации общ-ва Вебер рассматривает как создание или формирование таких соц структур, к-ые обеспечивают максимально рациональное (оно же эффективное) поведение индивида в модерном общ-ве.

Этот процесс характеризуется:

1. Переходом к рациональной форме легитивности, лидерства, политической орг-ции общ-ва;

Три основных типа легитивного лидерства:

а) В западных странах существующий порядок признаётся легитивным, потому что он признаётся самым правильным, разумным, оптимальным (рациональные аргументы) -- характерен для общ-ва модерна;

б) Традиционный тип лидерства -- основан на вере в правомерность (и даже священность) существующего порядка (обычно монархия);

в) Харизматический (в буквальном смысле -- "Божий дар") -- основан на огромном эмоциональном воздействии на массы (примеры Будды, Магомета). Харизматический лидер переопределяет ситуацию. (самый мощный тип легитимации, но проявляется только тогда,когда существует необходимость радикальной перестройки соц порядка. Тогда появляется ч-к, к-ый предлагает сначала делегитимировать предыдущий порядок и легитимировать новый. Последнее под силу только харизматику).

Пример:

Ельцин был харизматиком. В этот период никто не задавался вопросом, действует ли он в рамках существующего законодательства или нет. Как только он утратил харизму (стал просто легальным правителем), сразу поднялся этот вопрос.

2. Переходом к рациональному управлению (рациональной бюрократии);

3. Переходом к рациональному способу получения прибыли (есть суть капитализма);

4. Переходом к рациональному мировоззрению (рациональная религия -- протестантизм).

Главная особенность рационального управления -- безликое подчинение системе.

Предпосылки развития (генезис) капитализма (по Веберу и Марксу).

Маркс:

Развитие общ-ва -- "естественно исторический процесс", проходящий по общим универсальным закономерностям. Тогда капитализм -- закономерная и универсальная стадия любого общ-ва (азиатский способ пр-ва: возможно, неевропейские страны пойдут другим путём, выпадающим из формационной схемы).

Собственно предпосылки:

а) Противоречия между производительными силами и производственными отношениями (экономический фактор.

Значит, капитализм для Маркса -- социально-экономическая система (социологический натурализм).

Вебер:

Капитализм -- социокультурная система и прежде всего особый тип социального действия -- рационального экономического действия, к-ый формируется на основе изменения смыслов социального действия под влиянием рациональной религии (протестантизма).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.