Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э.Дюркгейма

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

1.О. Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития

общества

2. Классический тип научности социологии. Учение о методе

Э.Дюркгейма.

3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г.Зиммеля

и М.Вебера.

4. Основные принципы материалистического учения об обществе

К.Маркса и Ф. Энгельса.

5. Основные этапы и направления развития социологии в США.

1.О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развитии общества.

Социология ведёт начало с работы О.Конта «Курс позитивной философии» (1839), где он впервые исполь­зовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития че­ловека: теологической, метафизической ипозитивной. На теологической, стадии человек объясняет все явления на основе ре­лигиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественно­го. На второй, метафизической, стадии пытается все объяснить при помощи философских абстрак­ций. Третья стадия - позитивная, или научная. На ней человек ограничивается наблюдением за явлениями.

Социология - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих иссле­дованиях на «позитивный метод» или совокупность эмпирических данных, собран­ных в экспериментах.

О.Конт, в соответствии со своими представлениями о разви­тии, делит социологию на две части: социальную статику и социаль­ную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественных инсти­тутов: семьи, государства, религии. В соци­альной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогрес­са, решающим фактором которого выступает умственное развитие человечества.

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895). Дюркгеймовская соци­ология основывается на теории социального факта, основанной на 3 правилах.

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать соци­альные факты как: а) внешние для индивидов; б) строго наблюдаемые объекты.

Второе правило состоит в том, что: а) социология должна порвать связи со всякими идеологиями и личност­ными пристрастиями.

Третье правило состоит в признании: а) источника социальных фактов в об­ществе, а не в мышлении индивидов; б) общества как автономной системы, управляемой собственными законами.

Признание объек­тивной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г.Зиммелем (1858-1918) и М.Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она у естествознания заимствует приверженность к точ­ным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

М.Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям». Ценностное суждение связанное с нравствен­ной и политической оценкой. Отнесение к ценности – это процедура отбора эмпирического материала.

Синтез классического и неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К.Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895).

Предметом социологии в марксизме является изучение общества с точки зрения:

1) принципов исторического материа­лизма или признания закономерности общественного разви­тия или связей между процессами и явлениями.

2) принципа детерминизма, то есть при­знанием существования причинно-следственных связей.

3) принцип прогресса или учения об общественно-экономических формациях как основ­ных структурах общественной жизни, основу которых составляет способ производства, производственные силы и производственные от­ношения. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются формы общест­венного сознания.

4) концеп­ции развития общества как естественно-исторического процесса.

5) принципа партийности. Согласно которому социологическое исследование несет на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система социологического знания | Основные этапы и направления, развития социологии в США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.