Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция управления впечатлениями




Концепция символического интеракционизма.

Концепция социального обмена.

Теории социального взаимодействия.

Многообразие микросоциологических концепций социального взаимодействия – это проявление многообразия социологического знания.

Основные идеи концепции социального обмена:

1) В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

2) Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция").

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами конструируют, оценивают ситуации.

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.

 

ТЕМА 13: СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Сущность экономической социологии.

2. Социология рационального выбора

3. Сетевой подход

4. Новый институционализм

Экономическая социология — отрасль социологиче­ской науки, которая занимается исследованием закономерностей эконо­мической жизни и экономического развития общества, его различных сфер, социальных институтов и общностей, экономических процессов и социальных отношений в сфере экономики и производства

Основные методологические принципы анализа экономических явлений на общесо­циологическом уровне:

1) рассмотрение закономерностей экономиче­ского развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов, социальных слоев и групп, занимающих разное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта;

2) нацеленность на изучение конкретного положения (в т. ч. экономического) социальных классов, слоев и групп, их отношения к собственности на средства производства, их уровня доходов и социаль­ных условий жизни;

3) учет влияния социальных факторов, социаль­ных связей и отношений на развитие экономики и обратного влияния экономики на динамику социальных процессов и общественных от­ношений;

4) комплексный подход к активизации человеческого фактора в решении социально-экономических задач;

5) взаимосвязанное изучение экономических и социальных проблем с ориентацией на их взаимосвязанное практическое решение;

6) учет доминирующего влияния социального механизма (по отношению к хозяйственному механизму) на революционные преобразования в экономике;

7) тесная связь экономической и социальной политики.

Направления в экономической социологии:

1) т.н. старая экономическая социология (Карл Маркс, Макс Вебер, Зомбарт, Йозеф Шумпетер, Эмиль Дюркгейм и др.);

2) новая экономическая социология, она же неоинституциональная экономика (Рональд Коуз, Марк Гранноветер, Нил Флигстайн, Дж.Коулман, В.Радаев, В. Зелицер и др.);

3) отечественная новосибирская школа экономической социологии (Т.И. Заславская, Р. И. Рывкина, З. И. Калугина, Т. Ю. Богомолова и др.);

4) белорусская экономико-социологическая школа (Г.Н.Соколова, О.В.Кобяк и др.).

Эта дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.

Это направление использует самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.

Экономическая социология сторонится модели «Экономического человека», действующего как автомат, подчиненный логике экономического интереса. Человек в экономической социологии способен на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.

На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии:

- Социология рационального выбора;

- Сетевой подход;

- Новый институционализм;

- Культурноисторический подход;

- Этнографический подход.

// Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Социология рационального выбора возраждает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности.

Авторы - Дж. Коулман, Дж. Хоманс.

Сетевой подход обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей — устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии «рынок — иерархия». Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными. Авторы - М.Гранноветер, Х.Уайт, Р.Бёрт.

Новый институционализм в социологии появляется в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Во Франции активно развивается новый французский институционализм. Авторы - П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт.

1. Организация как социальная система

2. Социальные свойства организаций. Их признаки.

3. Типология организаций.

4. Понятие института и институционализация

5. Признаки социальных институтов.

6. Функции социальных институтов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.