КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие социологии в XIX–XX вв
Центром социологической мысли в 19 веке была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наиболее значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие вопросы: · что и как должна изучать социология · каковы пути развития · как регулировать отношения · что определяет социальное поведение человека При этом у каждого из них был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка»: Конт: социология должна быть точной наукой. Маркс: задача ученых не только объяснять, но и изменить мир – путем революции. Спенсер: путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение. Дюркгейм: задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов. Вебер: основатель «понимающей социологии», сторонник идеи всеобщей рационализации.
Так, Дюркгейм полагал, что социологическое познание должно быть направлено не на сознание и поведение отдельных индивидов, а на изучение так называемых социальных фактов, которые стоят над каждым из членов данного общества. Социальные факты – это особые общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием. Это, в частности, действующие в обществе моральные и правовые нормы, определенные традиции и привычки, сложившееся отношение к религии, образованию, науке и иным духовным ценностям. Именно социальные факты отличают одно общество от другого. И они же определяют поведение индивидов среди других людей. Пример: в США очевидным социальным фактом стало пунктуальное выполнение правил дорожного движения и уважительные взаимоотношения между пешеходами и водителями. Это, во-первых, отличает американское общество, например, от российского. А во-вторых, во многом предопределяет такое же поведение новых поколений американцев. Спенсер: идея эволюции – процесс постепенного, плавного и естественного развития человеческих обществ, подобно тому, как это происходит тысячелетиями у живых организмов в природе. Вебер: сторонник идеи всеобщей рационализации, т.е. разумно организованной, целесообразной жизни. Это предполагает: а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование; б) рациональную бюрократию, т.е. хорошо отлаженное управление обществом; в) рациональное право – четкие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми; г) рациональную религию (протестантизм), воспитывающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т.д. В 20 веке более плодотворно социология развивалась в США. Причем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского образования. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой. Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых всегда фокусировались на решении практических задач: · каковы мотивы поведения людей · как лучше осуществлять социальный контроль и управление · как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества · как обеспечить дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан и т.п. Среди теоретических разработок подобных проблем можно выделить следующие: Система Тейлора, или тейлоризм. Своим название эта система обязана американскому инженеру и исследователю Фредерику Тейлору (1856-1915). Тщательно проанализировав производство, Тейлор пришел к выводу, что оно зачастую недостаточно эффективно, т.к. рабочие проявляют пассивность, лень и «работу с прохладцей». Чтобы исправить положение, исследователь впервые разработал систему научной организации труда (НОТ) и рационального управления производство (менеджмента). Система НОТ, в частности, предусматривала подробный анализ трудовых операций, устранение лишних и неловких движений, определение оптимальных приемов труда и отработку их до автоматизма, чередование элементов труда и отдыха и т.д. Рационализация управления, в свою очередь, предполагала осуществление а) жесткой дисциплины и контроля на предприятии, б) правильного подбора и расстановки кадров, в) системы повышения квалификации и служебного продвижения работников, г) принципа их материальной заинтересованности в производстве на основе дифференциации зарплаты по результатам труда. В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии (помощи нуждающимся). Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки – высокими. Кто не справляется с нормами, получает меньше других. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство. Теория «человеческих отношений». Критики Тейлора упрекали его в чрезмерной жестокости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве. Они предложили иные пути повышения эффективности производства. Так, на рубеже 20 – 30-х годов 20 века американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949) и его сторонники провели многочисленные эксперименты и разработали теорию «человеческих отношений». В ней они предложили поставить в центр внимания самого человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной». Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы 1. сплоченность группы, в которой работает индивид 2. благоприятный моральный климат в ней 3. хорошие взаимоотношения с руководством 4. учет интересов работника 5. удовлетворенность его своим трудом и т.п. Отсюда, управляя производством необходимо · проявлять заботу о людях · создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп · дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным · развивать демократический стиль руководства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т.д.
Теория иерархии потребностей. Эта теория американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия запросов людей на их поведение. Согласно ей, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий (снизу вверх): Физиологические: наиболее насущные, жизнеобеспечивающие потребности (в воде, пище, жилье, сне, отдыхе и т.д.) Экзистенциальные: потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспеченности и стабильности своего существования (комфорт, постоянство условий жизни). Социальные: потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность). Престижные: потребности в признании и уважении со стороны других людей, в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте. Духовные: потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, в самовыражении, в самореализации и т.д. Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становится насущным для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, человеку, как говорится, «не до театра», если он голоден или не имеет крыши над головой. Идеи Маслоу нашли практическое применение в программах по улучшению стиля управления и обогащению труда, а также в сфере воспитания. Бихевиоризм представляет собой одну из ведущих направлений в американской психологии конца 19 – начала 20 века. Родоначальники бихевиоризма американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения» человека. При этом, при аналогии с животными, понятие поведения сводилось простейшей формуле «стимул-реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция (ответные действия) на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.д.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе. Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животных и социального бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в одинаковых ситуациях? Почему, например. один человек откликается на крик о помощи со стороны жертвы бандитского нападения, а другой – нет? Или почему одни люди берут предлагаемую взятку, другие – брезгливо и с достоинством отворачиваются? Стимулы (зов о помощи, взятка) одни и те, же, а реакции разные. Наконец, какой стимул движет летчиком, который ценой своей жизни уводит падающий самолет подальше от жилья? Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в необихевиоризм (новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как - научность, строгость и точность исследований; широкая опора на математику и статистику; новые методики экспериментов и т.д. - все это позволило социологам и психологам использовать его для решения многих практических задач. Кроме того, сегодня в ходу и еще один термин – бихевиоральные науки. Он подразумевает как самостоятельную поведенческую науку, так и соответствующие разделы психологии, социологии и других наук, в которых изучаются различные аспекты(точка зрения) поведения живых организмов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |