Вопрос 1. Социальное развитие. Типы динамики социального развития
План
Тема 4. Социальное развитие.
Цели лекции: На основе анализа социологических теорий раскрыть проблему социального развития и выявить основные его тенденции в современном мире.
Задачи:
1. Раскрыть понятия социальные изменения и «социальное развитие», охарактеризовать основные типы динамики социального развития и его формы.
2. Выявить основные факторы социального развития.
3. Рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к рассмотрению развития общества. Провести их сравнительный анализ.
4. Рассмотреть основные типологии обществ.
Основная литература:
1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, Л.А. Кабыща и др. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Дополнительная литература:
1. Т. Парсонс Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения / Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковский. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 2. (- С. 3 – 43)
2. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. – Новосибирск: Наука, 1980.
Дидактическое обеспечение: мультимедийное сопровождение, учебники: Волков Ю.Г., Мостовая И.Р. Социология, модульный курс по «Социологии».
1. Социальное развитие. Типы динамики социального развития.
2. Развитие обществ в зависимости от развития способов добывания средств существования.
3. Типологии и типы обществ.
Развитие обществ осуществляется благодаря социальным изменениям, социальной динамике.
Социальные изменения – количественное и качественное изменение состояния социальных систем (обществ), социальных общностей и институтов в процессе их взаимодействия, возникновение или исчезновение социальных явлений или каких-либо компонентов, являющееся основой социального развития. Социальные изменения лежат в основе социальной динамики и социального развития, но не всякие изменения являются необратимыми в общественном развитии.
Социальное развитие – необратимый процесс, направленный на существенное количественное и качественное изменение в структуре общества, общностей и социальных институтов, приводящее к появлению принципиально новых общественных отношений и последовательной, поэтапной смене старых. Социальное развитие предполагает последовательную смену стадий в состоянии общества, в структуре общностей и социальных институтов: 1) возникновение, 2) становление, 3) зрелость, 4) преобразование (от организации к дезорганизации и к новой организации).
Линейно-поступательная динамика
Циклическая динамика
Спиралевидная динамика
Социальные процессы имеют поступательный, однонаправленный характер развития, исключающий скачки и периоды стагнации.
Прогрессизм в историческом развитии общества – средневековая парадигма:
Миф о том, что человек и общество стремятся к вечному «божественному» существованию (вечности) – если стремление к совершенствованию не наблюдается – это отсталость в общественном развитии.
Понятие прогресса общества не предполагает возможности его регрессивного развития. Социальные инновации постепенно накапливаются, сменяя старые формы.
Социальные процессы периодически воспроизводятся, и все изменения носят характер циклического развертывания и свертывания.
Внеисторическая парадигма эпохи античности: Миф о том, что все возвращается на круги своя, развития нет, а есть циклическое воспроизводство общественной жизни от подъема к упадку и вновь к подъему. Цикл – способ стабильного существования и сохранения общества, особенно в относительно замкнутых обществах или обществе.
Общественное развитие носит единый циклический характер, или множество циклов в различных обществах.
Социальные процессы не только генетически взаимосвязаны, но и отрицают друг друга. Количественные изменения накапливаются и подготавливают качественный скачек.
Историческаяпарадигма эпохи нового времени.
Сопряжены: количество - качество, отрицание – отрицаемого, единства и борьбы противоположностей.
Учитывается проблема прерывности и непрерывности исторического развития общества.
Возвращение в спять возможно, но не как полный регресс, а как подготовка к новой стадии, к скачку в развитии. Это соединение стадиальности и цикличности
Пример: теория О. Конта о законе трех стадий общественного развития: мифологической, теологической и позитивной.
теория Г. Спенсера - рост общественной структуры ведет к дифференциации и затем к интеграции и гармонизации процессов. Теория Э. Тофлера о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном развитии.
Пример: теория П. Сорокина изучение социальной динамики концентрирует внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп.
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского– 13 типов.
Теория цивилизаций и культур Дж. Тойнби и О. Шпенглера.
Пример: теория К. Маркса, развитие общества осуществляется по спирали, новые общественные формы борются со старыми, и сменяя их, не уничтожают совсем, а отрицают. Старые формации остаются в снятой форме и продолжают присутствовать при господстве новых форм, и возвращение к старым формам в процессе общественного развития возможно.
Формы социального развития
Эволюция
Революция
Эволюционные процессы – постепенные, медленные преимущественно количественные преобразования в обществе приводящие к качественным изменениям, но не радикальным преобразованиям общественных отношений и социальной структуры.
Революционные процессы – относительно быстрые, скачкообразные, преимущественно качественные изменения, кардинальным образом приводящие к смене всех общественных отношений и коренного изменения всей социальной структуры.
Основная форма соц. процессов – реформы и модернизация.
Реформы– постепенное накопление изменений, модернизация общественных отношений с целью поддержания социального порядка и структуры.
Модернизация – поэтапное усовершенствование в какой-либо сфере.
Основная форма соц. процессов – революция.
Революция – комплексная смена общественных отношений, коренное изменение соц. структур, затрагивающие основы существующего социального строя и приводящие к его смене.
Эволюционные теории. Теории порядка.
Г. Спенсер, Э. Дюркгейм – однородность не ведет к устойчивости, а усложнение взаимодействий и дифференциация внутри общества приводят к разделению функций между его частями, усилению их взаимозависимости и отбору наиболее устойчивых структурных отношений, тем самым к интеграции.
Ф. Теннис – от традиционной сельской общины к современному индивидуалистическому, городскому обществу.
Т. Парсонс Теория функционального порядка социальных систем.
У. Ростоу, А. Тоффлер, Д.Белл, А.Турен - теории доиндустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального (информационное) общества.
Революционные теории. Теории конфликта.
К. Маркса и Ф. Энгельса– в зависимости от господствующего и зарождающегося способов производства изменяются и общественные отношения.
Изменения от азиатского к рабовладельческому, за тем к феодальному и капиталистическому способам производства приводят изменение в общественных отношениях между господствующим и нарождающимися классами. Конфликт между классами разрешается при помощи социальной революции и установлении господства новых классов.
Теории культурно-исторических типов
Акцент на многолинейности исторического развития обществ.
Н.Я. Данилевский - концепция развития отдельных культурно-исторических типов, которые проходят в своем развитии 4 фазы: 1) «бессознательной», этнографического материала; 2) государственного становления и формирования основных социальных институтов; 3) расцвет цивилизации; 4) упадок и смерть.
О. Шпенглер - 8 культурно-исторических типов(египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, майя, русско-сибирская культура. Все переживают рождение, молодость, зрелость, старость и закат.
Дж. Тойнби – 6 типов цивилизаций по реализации их предназначения в истории: 1) первичные, обособленные (египетская, андская); 2) первичные необособленные (шумерская, минойская, индская, шанская, майя); 3) вторичные, дочерние (от шумерской – вавилонская и хеттская, от минойской – эллинистическая и сирийская, от индской – древнеиндийская, от шанской – древнекитайская, от майя – юкатанская и мексиканская; 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мосульманская, дальневосточно-японская); 5) застывшие (эскимосская, кочевая, османская, спартанская); 6) неразвившиеся (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).
П.А. Сорокин – на основе доминирующих принципов мировоззрения и способов познания действительности выделял 3 типа суперсистем: 1) спиритуалистическая (сверхчувственная реальность и истина), 2) сенсуалистическая (чувственность, ощущения), 3) идеалистическая (синтез интуиции, разума и чувственности).
1. Стадо предлюдей (австралопитек) – 5 млн. лет назад.
2. Разложение стада предлюдей – 2 млн. лет назад.
3. Стадо людей (праобщина) – 1,5 млн. лет назад.
4. Первобытная община (родоплеменной строй, кроманьонец) – 35 - 40 тыс. лет назад.
5. Соседская община – 10 тыс. лет назад (и до XX в.)
6. Раннее и зрелое государство – 5 тыс. лет назад (и до XX в.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление