Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Культура как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции




План.

Тема 5. Культура и общество

Концепция общества «третьей волны» Алвина Тоффлера

Этап развития общества Характерные черты
Сельскохозяйственная цивилизация (до XVII века) - основой социальной жизни является земля; - власть имеет авторитарный характер; - классы и касты четко определены; - социальное происхождение человека определяет его место в обществе и его судьбу.  
Индустриальная цивилизация (XVIII- XIXвв) - централизация экономики; - стандартизация жизни; - специализация в разделении труда.  
Общество третьей волны   - трансформация структуры производства: производство электронно-вычислительной техники, космическая индустрия; - гибкий график работы, мелкосерийное производство, возвращение к надомному труду, домашний труд рассматривается как экономическая деятельность.

 

Вывод: Таким образом, в рамках социологического знания сформировалось несколько подходов к рассмотрению развития обществ, диаметрально противоположными являются формационный и цивилизационный. На их основе выделяют типы динамики развития обществ. При этом следует учесть, что, несмотря на свою специфику, различные факторы развития общества диалектически связаны и задают общий уровень развития общества.

 

 

Цель лекции: Определить роль культуры в жизни общества, охарактеризовать культурную сферу жизнедеятельности людей, выявить ее содержание и специфику формирования.

Задачи:

1. Выявить взаимосвязь социологии культуры с другими отраслями социологии и с общим социологическим знанием.

2. Рассмотреть культуру как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

3. Охарактеризовать основные формы культуры.

 

 

Дидактическое и техническое обеспечение:

1. Мультимедийное сопровождение.

2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб.,-2000;

 

Основная литература:

1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М., 2002. Раздел I, Гл. III (- С. 78 – 109), Раздел VI, Гл. XIV-XVIII С. 330 – 454.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – 2-е изд. – М.: Центр, 1996. – Тема № 4. – С.

51 – 61.

 

Дополнительная литература:

1. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.

3. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

4. Ямпольский М. Россия: Культура и субкультура // Общественные науки и современность. – 1993. № 1. – С. 58 – 67

1. Понятие «культура» содержание и основные характеристики.

2. Культура как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

3. Формы культуры

Вопрос 1. Понятие «культура» содержание и основные характеристики

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений включающий в себя систему социального поведения, набор правил, процедур для удовлетворения основных потребностей. Каждая личность понимает социальные отношения, создавая личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимодействий, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура — явление чрезвычайно многообразное как по характеру так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.

Научный термин «культура»появился в древнем Риме, где он обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, это понятие утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, такие виды деятельности. Часто в обыденном, значении культура понимается как духовная возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего, искусство и образование. Но существуют еще такие понятия как культура производства, культура управления, культура общения.

Культура — это то, что производится, социально усваивается и разделяется людьми как членами общества.

Раскроем сущность культуры, обозначив ее характерные черты.

Во-первых, культура как социальный феномен, прежде всего связана с сознанием. Вне сознания нет культуры, поскольку любая сфера человеческой деятельности подразумевает овладение определенными знаниями и навыками.

Но культура — это не сознание вообще, это метод ценностного освоения действительности. Таким образом, можно сказать, что культура — сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на эти импульсы, как ему действовать. Культура воплощается в устойчивых образцах деятельности. Она формирует эталоны и нормы в обществе.

Во-вторых, культура проявляется в двух основных формах: материальной и духовной. духовная культура включает в себя слова, идеи, обычаи, верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, зданий, орудий труда, мебели и других физических субстанций, которые постоянно используются и изменяются людьми. Не разрушенная духовная культура позволяет быстро восстанавливать материальную культуру.

В-третьих, культура выступает как средство формирования прошлым (накопленным опытом и традициями) жизнедеятельности в настоящем. Человеку, чтобы быть полноправным и полноценным членом данного общества, необходимо перенять опыт предшествующих поколений. Но мы создаем новые идеи на основе предоставленных нашей• культурой элементов старых идей, существовавших ранее. Иными словами, преемственность, способность к саморазвитию и изменчивости — важная характеристика культуры.

Преемственность культур осуществляется в процессе социализации личности. Культурными законами можно овладеть в ходе социального наследования. Культурное наследие представляет собой часть материальной или духовной культуры, созданную прошлыми поколениями, но выдержавшую испытание временем и перешедшую последующим поколениям которые ее приняли и усвоили как нечто ценное и полезное. Культурное наследие находит свое выражение в культурных универсалиях. Культурные универсалии — это нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, периода или социального устройства общества. ученые выделяют более 60 универсалий, свойственных всем обществам. К ним относят язык, религию, символику, этику, искусство, образование обычаи, ритуалы правила поведения и тд. Эти универсалии существуют поскольку удовлетворяют наиболее важные биологические психологические, социальные потребности людей.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Культурные элементы и комплексы — это основные составляющие культуры. Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хобел в 1949 году. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет. Культурные элементы составляют культурный комплекс

Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека.

Культура, как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий, обеспечивает целостность общества и социальный порядок. Любое поведение индивида в обществе определяется его ориентацией на ценности. Ценности — главные элементы духовной культуры, играющие определяющую роль в регулировании социальных взаимодействий.

В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии Поведение человека определяется его потребностями на основе которых формируется интерес, т.е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей. В таких ситуациях выбора вступают в действие ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Ценность — это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества, определяемая не их свойствами как таковыми, а вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей и социальных отношений.

Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения

Будучи отражением фундаментальных интересов личности, ценностные ориентации выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

Но ценностно-регулятивньий механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека помимо ценностей осуществляют еще и нормы — своеобразные правила поведения.

Нормы по своему содержанию тесно связаны с ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, то есть на то, что мы должны (или не должны) делать, называют нормативной культурой.

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура — это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимые границы деятельности, выступающие условием принадлежности к группе. Следовательно, нормы — это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Выделяют следующие виды норм в порядке возрастания их общественной значимости

1. Обычаи. Обычаи — это привычные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Например, пожатие правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак — все это обычаи. Они регулируют все действия людей — умывание, приготовление и употребление пищи, способ ухода за собой. Обычаи возникают бессознательно. К тому же они могут быть основаны на незнании и появляться случайно.

2. Нравственные нормы. Некоторые обычаи, и в определенной группе или в обществе в целом оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы членов группы их безопасности и социальному порядку. Нравы — это обычаи, включающие в себя философские и эстетические суждения о благополучии общества которое непременно наступит, если люди станут последовательно соблюдать их

Нравственные нормы всегда основаны на вере в правильность или неправильность действий.

3. Институциональные нормы. Они отличаются от нравственных норм тем, что сознательно разрабатываются и сводятся в формальный или неформальный кодекс.

4. Законы. Это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Каждый закон может быть эффективным только тогда, когда он стремится поддержать те нравственные нормы, которые твердо приняты

большинством членов общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.