Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность

Институт

Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются раз­личные социальные институты. Социальный инсти­тут существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры. Так, функция семьи — заботиться о новых членах общества и обучать их традициям культуры.

Экономические институты обеспечивают приоб­ретение материальных ресурсов и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты способствуют сосуществованию людей. Школьные, семейные и досуговые институты иг­рают множество различных ролей, направленных на стимулирование жизненной активности, и в ко­нечном итоге на воспроизводство индивидов.

Приведенные примеры показывают, что общест­во удовлетворяет свои основные потребности с по­мощью социальных институтов. Социальный ин­ститут можно определить как весьма устойчивую модель действия, связанную с той или иной основ­ной потребностью общества, регулируемую опреде­ленными нормами и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институ­ты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы (Douglas, 1973).

Щепаньски (1970) перечисляет следущие четы­ре функции социальных институтов:

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Несмотря на то что каждый институт выполняет свою основную задачу, он имеет кроме этого также побочные задачи, самым различным образом участ­вуя в общественной жизни и воздействуя на нее. Семья — наглядный пример такого многосторон­него влияющего фактора.

Ценность — приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что явля­ется желательным; это — тенденция выбора и кри­терий постановки целей и результатов действия.

Ценность — это «этические приказы», управля­ющие действиями людей; это — экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают сво­им действиям.

В различных определениях понятия «ценность» среди прочих есть следующие:

1. Ценность как знание, на основе которого ин­дивид оценивает какое-либо событие или объект дей­ствительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающегося этого события или объекта.

2. Ценность как некое «положение вещей», к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязан­ности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора.

3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным кри­терием цели и результата.

4. Ценностное переживание касается сферы эмо­ций и выражает эмоциональные состояния, связан­ные с усвоением различных ценностей.

Следовательно, ценности — это понятия, кото­рыми пытаются назвать и объединить целую сово­купность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности «настраи­вают» людей и направляют их поведение.

Таким образом, ценности — определяющий фак­тор в ориентации поведения и формировании по­зиции индивидов. Ценности являются важной час­тью культуры, достигнутой обществом.

Ценность — мерило, с помощью которого инди­вид может оценить значение социального действия и его позитивные и негативные последствия. Исхо­дя из этого, он может сделать также выводы о том, действует ли, думает ли и чувствует ли он сам «пра­вильно». Так, исключительное поведение может быть определено и оценено только на фоне тради­ционных нормативов, основанных на ценностях данного общества.

Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого обще­ства в целом согласны. В одном обществе и в одно время могут тем не менее функционировать и «ужи­ваться» противоречащие друг другу или конкури­рующие между собой ценности. Общество, которо­му это свойственно, называют многоценностным, или плюралистическим.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура | Отклонение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.