Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы исследования в социологии: опросные методы




Основные методы исследования в социологии: анализ документов.

Особенности применения документ. информации используется в том случае когда у исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не может изменить форму изучаемых документов. Виды документов: 1.По форме изложения (статистические и вербальные) 2.По общей значимости (официальные, неофициальные) 3.По способу фиксации информации (письменные, графические, фонетические, видео- и кинодокументы). При анализе документов необходимо обращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическое содержание, возможный резонанс. Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объекта исследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода: 1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной информации, которая может быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.

 

 

Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование. Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения различают: опросы по месту работы, опросы по месту жительства, опрос целевых аудиторий. Фазы опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса. Классификация вопросов: по содержанию (о событиях и фактах, о мотивах, оценках, мнениях), по форме (прямые, косвенные), по структуре (открытые, закрытые), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные). Правила построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет кругозор человека? Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным. А Ваше мнение? Да, Нет, Не знаю) 3.Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”) 4.Количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

Вводная часть: обращение, пояснения, гарантии анонимности опроса, что делать с анкетой, благодарность. Основная часть: расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные), принцип “воронки”, “дымовая” техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение). Социльно-демографическая часть: пол, возраст, образование, социально-проф. положение, культурная идентификация (семья), национальность, место жительства. Правила группового анкетирования: представиться, дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой, пояснить гарантии анонимности, ответить на вопросы, ненавязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг-другу), пресекать демонстративность в поведении отдельных людей, оказывать помощь в заполнении анкеты, организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет. Анализ завершается подготовкой отчета по результатам проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов исследования: во введении дается развернутая характеристика проблемной ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования. Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме, теоретический анализ основных понятий исследования, теоретическую и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. Аналитический раздел - содержит результаты анализа полученных данных. В заключительном разделе подводятся итоги исследования и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с целью исследования. В отчет также включают список использованных литературных источников и приложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.