КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы социально-педагогической деятельности 7 страница
— Принятие ребенком при оказании сексуальных услуг больших доз алкоголя или наркотических веществ. Ребенку нередко вменяется в обязанности пить со своим клиентом как можно больше и при этом опаивать своих клиентов, особенно таких, которых можно ограбить на крупную сумму. — Правовой нигилизм подростков, заключающийся в том, что в число друзей подростка, как правило, входят криминальные элементы: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого из них они не считают преступниками и не связывают себя с преступным миром. Причины и последствия детской проституции К проблеме выявления причин детской проституции обращаются как отечественные, так и зарубежные ученые: медики, психологи, социологи и др. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, выделим основные причины детской проституции. Их можно разделить на три группы: генетические, или их еще называют физиологические, социальные и психологические. Генетические теории рассматривают влияние наследственных факторов, приводящих детей к занятию проституцией. Биофизиологические теории связывают выбор «профессии проститутки» с определенным морфоконституциональным типом человека. По данным русских ученых XIX в. В. Тарновского, В. Окорокова и др., подвергнувших проституток антропометрическим и биологическим исследованиям, было установлено, что хотя данная категория производит в общем впечатление миловидных и даже красивых девушек, при более детальном изучении обнаруживается ряд физических недостатков: например, преобладание лицевых размеров над головными, что дает возможность сделать заключение и о меньшем объеме мозговых масс, идущих в ущерб как умственному, так и нравственному развитию человека, оказывающего сексуальные услуги; существование физических признаков вырождения, таких как неправильные формы в развитии черепа, седлообразное и несросшееся верхнее небо, аномалии ушей, зубов, конечностей, асимметрия лица и пр. На основании этих физических особенностей был сделан о том вывод, что с биологической точки зрения проститутки — это категория прирожденно-порочных женщин, которые могут быть охарактеризованы как «болезненные или недоразвитые существа, отягченные неблагоприятной наследственностью, представляющей несомненные физические или психические признаки вырождения, всего резче проявляющие свое отклонение от нормальных женщин в отсутствии этических представлений и в половом отправлении». Психологические теории дают различное объяснение природы проституции, прежде всего детской. Теории личностных черт подчеркивают наличие у индивида определенных качеств, приводящих его к такого рода общественному поведению, а именно зависимость; трудности в отношениях со сверстниками; отсутствие стремлениям образованию. Мотивационно-потребностные теории считают, что занятие проституцией является второстепенной потребностью, на первое же место выдвигается удовлетворение потребностей в деньгах, а также в реализации сексуальных желаний. Психодинамические теории связывают тягу к занятию проституцией со стремлением подавить негативные переживания подростка, такие как чувство вины, страха, тревожности, возникающие в раннем детстве в результате искаженного семейного воспитания. Трансактный анализ рассматривает занятие проституцией как одну из «игр», которая способствует достижению индивидом своих, как правило, деструктивных целей. Эти цели закладываются родителями в раннем возрасте в форме жизненного сценария личности, в результате чего вырабатывается определенный тип сценарного поведения, изменить которое бывает практически невозможно. На макроуровне проституция обусловлена, в первую очередь, социально-экономической обстановкой в стране, в зависимости от которой она переживает свои подъемы и спады. В периоды высокой безработицы или инфляции она возрастает, так как низкая заработная плата или ее отсутствие толкает человека, в том числе очень юного возраста, к оказанию сексуальных услуг, к участию в порнофильмах и пр. Среди социальных групп для ребенка наиболее значимой является семья. Поэтому когда говорят о предрасположенности его к занятию проституцией на мезоуровне, то выделяют следующие причины: — отсутствие семьи, отсутствие кого-либо из родителей, наличие в семье отчима или мачехи; — сексуальная активность подростка, лишенного материальной и семейной поддержки; — бесконтрольность и безразличие администрации образовательных учреждений к внешкольным занятиям детей. Очень часто в категорию проституток попадают выпускники детских домов, которые в силу распада системы начального профессионального образования, куда могли бы пойти учиться дети с низким образовательным уровнем, повышения престижа образования в вузах, где бывшие выпускники детских домов просто не конкурентоспособны, высокого уровня безработицы и практически полного отсутствия работы для несовершеннолетних вынуждены искать другие источники средств существования. Если подросток не получает должного одобрения социально приемлемыми способами, не может реализовать себя в социально значимой деятельности, не;попадает в поле зрения педагогов и воспитателей, то происходит подмена социальных норм антисоциальными, социально значимой деятельности — аморальной, криминальной или преступной, а вместо педагогов приходят криминальные авторитеты, которые организуя жизнедеятельность подростка, вовлекают его в противоправные действия, эксплуатируя здоровье, подвергая опасности его жизнь. Сравнивая деятельность «эксплуататоров разврата» начала XX века и сутенеров, которые успешно организуют труд несовершеннолетних в настоящее время, можно обнаружить одни и те же особенности организации данного процесса. Начальный этап их деятельности предполагает организацию сутенером «своего дела» путем вложения средств в покупку или аренду помещений, создание других условий для превращения его в предприятие, приносящее доход. Следующий этап — приобретение «живого товара». В начале XX века существовала определенная категория торговцев которые вербовали и продавали девушек в дома терпимости. Москве мужчин, занимающихся такой работой, называл «Маккавеями» (преимущественно это были евреи), а женщин торговцев называли «няньками». Опытные торговцы работали на улицах, вблизи магазинов, куда посылали хозяйки своих молодых мастериц; в больницах, где после выздоровления молодые девушки часто оказывались в затруднительном положении; в семьях, где вербовщики появлялись в нужный момент и нужный час с советами и реальной помощью; на фабриках, где заранее существовала договоренность между скупщиком «живого товара» и хозяином, который объявлял о сокращении кадров, но под видом благодетеля переводил девушек якобы на другую «фабрику»; через газетные объявления, в которых неопытным девушкам предлагались «хорошие места постоянной работы», и т. д. Многие из этих приемов используются и современными сутенерами: — те же газетные объявления (только если в начале века объявления были завуалированы и предлагалась хорошо оплачиваемая работа достойных профессий: швеи, экономки, горничной, то в современной ситуации нередко открыто говорится о приглашении девушек или юношей для оказания интимных услуг); — та же улица (только в начале века это по преимуществу были магазины, теперь это вокзалы, где сосредоточена основная масса безнадзорных и беспризорных детей, которые, как правило, согласны на любую работу и кроме того отсутствует любой социальный контроль за их жизнью, что позволяет сутенеру распоряжаться ими так, как он этого пожелает, вплоть до физического уничтожения без страха поиска такого ребенка); — та же семья, когда ребенок, например, остается без родителей и средств к существованию и в нужный момент появляется «добрый дядя», который помогает преодолеть временные трудности, плата же за такую помощь — отдача себя и своей квартиры в общее пользование преступной группы; В XIX в., когда девушка соглашалась на такое приглашение, то с ней начинали работать вежливые и порядочные агенты-развратители, усыпляя ее бдительность. Иногда с девушкой работало до шести специалистов. Такое совращение могло длиться на протяжении нескольких дней. В качестве угощения обязательно присутствовали спиртные напитки, специально изготовляемые хозяином из настоя нюхательного табака или сигар, растворенных в крепком вине. В состоянии опьянения девушку обирали, забирали документы и насильно заставляли работать в публичном доме. Еще одна форма вовлечения подростков в проституцию — когда их насильственно похищают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (чаще всего это происходит на дискотеках), а затем морально и физически подавляют (в начале века такая форма вербовки тоже существовала, но не на дискотеках, а, например, в темных переулках, аллеях, когда группа выжидала свою жертву, похищала и насильно продавала в публичный дом). Кроме того, занятие проституцией тесно связано с индустрией развлечений и фактически легализовано в таких видах бизнеса, как массажные салоны, игорные заведения, частные фирмы, оказывающие интимные услуги, которые для прикрытия содержатся какой-либо нейтральной третьей стороной. Клиентами в них, как правило, являются мелкие предприниматели в возрасте 35-50 лет, имеющие семьи и детей. Третий этап — продажа «товара». В начале века, когда «товар» привозился к месту назначения, собирались покупатели — содержатели публичных домов, определялись достоинства и недостатки товара, а затем начинался торг. Эта проблема в нашей стране, вне всякого сомнения, существует и сегодня, однако цифры, показывающие ее размеры, отсутствуют. Но за рубежом эти цифры открыты. Ребенок, оказавшийся в сфере проституции, проходит ряд этапов, превращающих «нормальное» поведение в девиантное. На первом этапе ребенок приобретает статус человека низшего ранга с искаженными моральными и нравственными нормами. На втором этапе постигаются определенные сексуальные знания и умения как теоретического, так и практического характера. Третий этап характеризуется тем, что в сознании подростка складывается убеждение, что естественных половых отношений по любви между мужчиной и женщиной не существует. Четвертый этап закрепляет осознание негативного отношения общества к занятию проституцией, вследствие чего подросток ощущает себя человеком второго сорта. В 1991 т. были предприняты социологические исследования московских проституток с целью разобраться в их психологическом, внутреннем мире и понять мотивацию выбора этой сферы деятельности. 87% из опрашиваемых были несовершеннолетними. Исследования показали, что к морально-нравственной стороне своей профессии они относятся достаточно безразлично, практически все вступают в половые связи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, знают правовые аспекты привлечения к административной ответственности и штрафам, не опасаются официальных предупреждений, осознают, что деньги, которые они добывают, торгуя собой, оседают в руках сутенеров, рэкетиров, фарцовщиков и т. д. С одной стороны, при анализе данных рассуждений кажется, что проститутки представляют собой достаточно уверенную публику, но с другой стороны, в результате психологических исследований было выяснено, что вечный спутник жизни проституток — страх. Они страшатся, что попадутся на связях с преступной средой, опасаются, что окружающие узнают об их доходах, опасаются быть ограбленными, боятся за будущее своих детей. Пытаясь вырваться из круга страха, они начинают неумеренно пить, употреблять наркотики. Многие из них оказываются в числе бродяг, многие погибают, либо становясь жертвами преступления, либо оканчивая жизнь самоубийством.
№ 12: «ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ» Проблема преступности несовершеннолетних Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом. Так, по данным западногерманской полиции, 14% всех арестованных в 1996 г. правонарушителей не имели постоянной работы. Среди преступников, совершивших квалифицированные кражи, безработные составили четвертую часть. Ими было совершено 28% преступлений против личности, 34% разбойных нападений. Высказываются западными специалистами и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовершеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования, проживание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома. Обследование несовершеннолетних в штате Коннектикут показало, что 75% преступников, совершивших наиболее серьезные акты насилия, сами подвергались жестокому обращению со стороны родителей и других лиц. Их доля от общего числа лиц, совершивших насильственные преступления, составила 33%. Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступности несовершеннолетних в своей стране японские специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ростом благосостояния и его последствиями — стрессами, связанными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушением традиционных ценностей семьи, проявлениями индивидуализма. Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдельные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы, которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспитательных колониях. Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.
№ 12: «ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ» Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды: • специальные общеобразовательные школы; • специальные профессиональные училища; • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек. Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования. Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков: — с устойчивым противоправным (девиантным) поведением; — подвергшихся любым формам психологического насилия; — отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функциональные обязанности входит взаимодействие со специальными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддерживает связь с родителями. Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения. Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении. Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются. Очевидно, что в современных условиях роста числа правонарушений среди несовершеннолетних и возрастания необходимости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, представляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей: — для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете за различные правонарушения и допускающих отклонения в поведении; — для несовершеннолетних, состоящих на учете за противоправные действия, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела; Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.
№ 12: «ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ» Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |