Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы собеседников

Каждый человек в той или иной мере владеет искусством общения, но все мы воспринимаем окружающих людей по-разному. Некоторые на дух не переносят мямлей и рохлей, но вполне спокойно общаются с грубыми и несдержанными людьми, в то время как другие не могут общаться с хамами. Кого-то доводят до белого каления нытики и всезнайки, у кого-то совершенно не клеятся отношения с бахвалами и хвастунами. Следует отметить, что активность передачи и принятия информации базируется на таком личностном качестве как коммуникабельность и общительность. Под коммуникабельностью понимается способность к совместной работе, а общительность есть выражение степени сформированности коммуникабельности у человека. Общительность включает в себя устойчивую потребность в контакте с людьми, направленность на них. Люди общительные проявляют постоянный оптимизм, симпатию, готовность к общению. И этим они нравятся окружающим. Люди малоинициативные, но приятные в общении умеют хорошо слушать и поэтому тоже нравятся всем. Люди с гипертрофированной потребностью в общении всегда стараются попасть в центр любого разговора, замкнуть его на себе. Их фразы «Ага, со мной то же самое было…», «Подождите, дайте мне сказать…» вызывают на определенном моменте контакта раздражение, и у партнера появляется желание поскорее избавиться от коммуникативного эгоиста. Люди необщительные требуют к себе повышенного внимания со стороны других, т.к. трудно идут на контакт.

По степени общительности и коммуникабельности человека выделяют следующие типы слушателей (С.Дерябо, В.Ясвин):

«Оценщик». Это категоричный слушатель, который постоянно судит про себя о том, что мы сказали, в зависимости от своих личных пристрастий: «Это хорошо, правильно, а это просто глупость». Для него важнее не то, что говорят другие, а что он сам думает по этому поводу. Для оценщиков характерны следующие реакции на сказанное:

Поучения, указания на целесообразность: «В таких случаях всегда надо поступать так-то», «Вам следует то-то».

Осуждение, критика, обвинения: «Я ведь предупреждал, что так и будет», «Делать то-то просто глупо».

Брань, необоснованные обобщения, унижения: «Все мужчины одинаковы!», «Ишь, какой умный выискался!».

«Толкователь». Это рассудительный слушатель, который всегда готов искать причину, почему и зачем была сказана такая-то фраза, склонен давать ей самые разные толкования. «Теперь мне понятно, почему вы это сказали». Собеседник-толкователь стремится во время разговора понять причины высказывания и за этим поиском теряет смысл сказанного; для него важнее не то, «что» сказано, а «почему». С ним очень трудно говорить, постоянно ощущаешь себя как под рентгеном.

Для толкователей характерна интерпретация, анализ: «Вы наверняка считаете…», «Ваши слова говорят о том, что вы хотите власти над людьми».

«Сердобольный». Это сочувствующий собеседник, который всегда готов высказать свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться. «Сердобольный» человек может настолько проникнуться сочувствием, что сам заплачет, да так, что уже приходится его самого успокаивать. Что же в ситуации общения его больше интересует: эмоции собеседника или его собственные? Он-то посочувствовал, а собеседник так и не смог до конца выплеснуть все, что накопилось на душе. Для «сердобольных» характерны следующие реакции:

Похвала, согласие: «Мы гордимся вами!», «Я считаю, что вы, безусловно, правы!»

Успокаивание, сочувствие, утешение: «Господи, я вас понимаю, как вам сейчас трудно!», «Ничего-ничего, все делают ошибки!», «Успокойтесь, не обращайте на это внимание!»

«Диагност». Это пристрастный, анализирующий слушатель, который склонен перебивает собеседника следующими фразами: «Когда именно?», «Чем вы можете это доказать?». Все это вызывает ощущение допроса, естественно не способствующее общению. «Диагносты» своими репликами сбивают говорящего с мысли. У такого слушателя есть и еще один недостаток: человек, постоянно задающий вопросы, не производит впечатление умного. Для «диагностов» характерны следующие реакции:

Нравоучения, логическая аргументация: «Вам это поручено, значит, это ваша проблема».

Выяснение, допрос: «Кто нас надоумил?», «Что вы сделаете в следующий раз?».

Самым искусным слушателем является «понимающий». Это собеседник, который пытается нас понять и не оценивает наших слов, не анализирует, зачем мы это сказали, не навязывает нам свое сочувствие, не пытается разложить нашу речь по полочкам. Он действительно нас слушает и слышит именно то, что мы говорим.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки общения | Уровни общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.