Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стороны общения

Стили общения.

 

Межличностные отношения между людьми находят свое отражение в стилях общения между ними.

По признаку характера отношений между людьми выделяют три традиционных стиля: авторитарный (административный, волевой, директивный), демократический (коллегиальный, товарищеский), либеральный (свободный, нейтральный, номинальный).

Авторитарный стиль основывается на превосходстве одного из партнеров по общению. Для него характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, субъективная похвала или порицание. Позиция по отношению к партнеру «выше, над, вне». Человек, использующий этот стиль общения, как правило, старается доминировать. Сильной стороной авторитарного стиля является быстрое принятие решений по стабилизации общения, например, конфликтной ситуации. Недостатки заключаются в следующем: возникновение недовольства партнера по общению ограничением свободы и самостоятельности; риск принятия ошибочных решений с тяжелыми последствиями для обеих сторон.

Демократический стиль предполагает предоставление партнером равных условий для принятия решений, постановки целей, оценки работы; уважительное отношение и заботу о потребностях партнеров по общению. Этому стилю присуща ориентация на цель, гармонично сочетаемая с приемами взаимодействия участников общения. Контак5т реализуется посредством убеждения, внушения, аргументации, учитывается стремление партнеров к самовыражению, создание психологического комфорта. Коллегиальность достигается уровнем взаимодействия «взрослый-взрослый», основу которого составляют доверие и взаимопонимание. Этот стиль эффективен при решении задач инициативной, творческой деятельности, не имеющей ярко выраженных стереотипов, в нем задействованы практически все каналы коммуникации.

Недостатки демократического стиля выражаются в том, что он не пригоден для экстремальных ситуаций, есть риск замедления принятия решения и согласованности действий партнеров по общению, что может привести к безответственности.

Либеральный стиль отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, практически полная безучастность к результатам деятельности. Человек относится к людям уважительно, доброжелательно, старается помочь в решении проблем, но практически не способен этого сделать.

 

 

Структуру общения составляют три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией, ее понимании. Каждый человек передает своему партнеру по общению определенное сообщение, и, в свою очередь, воспринимает от него некую информацию. Благодаря этому, можно строить прогнозы, планировать результаты, планировать дальнейшую деятельность. Обмен информацией играет особую роль в системе человеческого общения.

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Общение всегда сопровождает любую деятельность и является «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может прервать совместную деятельность.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Результативность коммуникации во многом зависит от того, насколько участники общения умеют точно воспринимать друг друга. Восприятие представляет собой отражение образа одного человека в сознании другого, т.е. в определенной степени создание образа-портрета воспринимаемой личности.

Мы начинаем строить общение с другим человеком чаще всего на основе впечатления, произведенного им на нас. Оно выстраивается благодаря той информации, которая приходит к нам по каналам восприятия: визуальному (зрение), аудиальному (слух) и кинестетическому (чувства). Мы обращаем внимание на элементы физического облика человека, его внешность, выразительность движений и поведение, а затем пытаемся расшифровать их значения. Процесс восприятия в ситуации общения протекает довольно быстро, поэтому нам приходится опираться на автоматически функционирующий подтекст поведения людей. На представление об образе человека влияют ракурс, в котором воспринимающий видит партнера, установка, из-за которой человек воспринимается позитивно или негативно. Косметика, одежда, обувь могут информировать о возрасте, деятельности, вкусе человека, а выразительность движений указывает на особенности личности, ее намерения.

Восприятие одного человека другим носит субъективный характер, поэтому довольно часто допускаются ошибки восприятия:

1. Элементы внешности довольно часто связываются с какой-то чертой характера человека.

2. Человеку приписываются определенные качества в зависимости от эстетической привлекательности его внешности.

3. Партнер отождествляется с другим человеком, внешне похожим на него.

4. Партнеру присваиваются качества того социального типа, к которому он может быть отнесен на основе внешних данных.

 

Общая характеристика метода тренинга.

 

Литература:

1. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю.Хрящевой.- СПб.: «Речь», 2002

2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками – М.: Генезис, 1999

3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов – М.: просвещение, 2003.

4. Большаков. Психотренинг: Социодинамика. Игры. Упражнения.- СПб., 1994

5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий.- М., 1993.

6. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий. –М., 1993

7. Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокорекционные группы: теория и практика.- М., 1993.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни общения | Психологический тренинг: понятие, задачи, принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.