КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип систематичности
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ Основная задача наглядности в обучении физическим упражнениям - создать яркий образ движения, еще не знакомого занимающимся. При обучении физическим упражнениям различают две формы наглядности: а) непосредственная; б) опосредованная. Эти формы тесно взаимосвязаны и по своему воздействию переходят одна в другую. Но первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности имеет непосредственная наглядность. Она обеспечивается в процессе физического воспитания натуральной демонстрацией физических упражнений. Опосредованная наглядность предполагает использование рисунков, схем, кинограмм и др., а также специальных технических средств; использование образного слова. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем, это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и достижения намеченных целей. Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются: 1)Объективные показатели: показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы и др.); показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.). 2)Субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и др.).
Суть этого принципа заключается в регулярности занятий и системе чередования нагрузок с отдыхом, а также в последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Соблюдать принцип систематичности в обучении - значит располагать учебный материал в такой последовательности, которая помогла бы усвоению новых знаний, умений и навыков на основе предыдущего опыта. Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. Систематичность в обучении означает регулярность проведения учебных занятий, в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий. Эффект каждого последующего занятия должен "наслаиваться" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их.
ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (ДИНАМИЧНОСТИ) Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимо регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия. Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки. Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость. Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и "сверхвосстановления". Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит "экономизация функций": функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам. Но как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать "избыточную компенсацию", она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |