КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9. Управление учебно-тренировочным процессом студентов-спортсменов
Управление учебно-тренировочным процессом студентов-спортсменов Оптимизация современного учебно-тренировочного процесса (определение рационального объема и интенсивности нагрузок, подбор методов и средств подготовки и т.п.) не может строиться интуитивно. Вот почему особое место должно отводиться рациональному планированию учебно-тренировочного процесса, которое рассматривается как фактор управления тренированностью организма спортсмена. Успешное управление любым процессом, в том числе тренировочным, предполагает, прежде всего, разработку плана, согласно которому оно должно осуществляться. План является своего рода программой, определяющей двигательную деятельность спортсмена и указывающей методы и средства для ее осуществления. При этом взаимодействие плана тренировки и спортсмена можно рассматривать как систему управления, в которой роль управляющего элемента выполняет план, а управляемого - спортсмен. Действия тренера, выполняющего роль корректирующего элемента, заключаются в сравнении полученных объективных данных организма спортсмена с образцом (планом). На основании такого сравнения тренер вырабатывает корригирующий сигнал (изменяя средства или методы тренировки и т.д.) и доводит его до спортсмена как путем непосредственного указания спортсмену, так и изменением плана тренировки. Попытка форсирования тренировочного процесса, сужение средств и методов тренировки ради высоких результатов в короткий промежуток времени приводят к напряжению спортсмена. Особенно серьезной методической ошибкой является перенос средств и методов тренировки высококвалифицированных спортсменов на спортивную подготовку новичков и спортсменов низкой квалификации. Как показали научные исследования, в процессе многолетней тренировки организм спортсмена сравнительно быстро адаптируется к часто повторяющимся упражнениям, причем тем быстрее, чем уже круг применяемых средств общей и специальной физической подготовки. Это тормозит развитие функциональных и физических возможностей организма спортсмена. Вот почему необходимо знать научно обоснованную методику тренировки на всех этапах многолетнего процесса подготовки. Рассмотрим некоторые научно-методические положения, на которые необходимо опираться в тренировках. Первое положение. Направленность учебно-тренировочной работы на этапе предварительной спортивной подготовки. Главные задачи - укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных качеств, гармоническое физическое развитие, привитие интереса к избранному виду спорта. Основные направления общефизической подготовки: 1. Скоростная подготовка. Основная задача - развитие скоростных качеств (максимального темпа движения, скорости одиночного движения и двигательной реакции). 2. Силовая подготовка. Основная задача - развитие силы основных групп мышц, туловища, нижних и верхних конечностей. 3. Развитие выносливости. Основная задача - развитие общей выносливости и обучение правильному ритму дыхания. 4. Развитие подвижности в суставах. Основная задача - развитие подвижности в суставах, обеспечивающих правильное выполнение изучаемых упражнений. 5. Техника избранного вида. Основная задача - овладение основами спортивной техники избранного вида спорта Второе положение. Направленность учебно-тренировочной работы на этапе начальной спортивной специализации. Главные задачи -укрепление здоровья, дальнейшее развитие двигательных качеств, совершенствование физического развития средствами общей (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП)- Задачи по специальности - изучение и совершенствование техники избранного вида спорта. Выполнение третьего разряда. Основные направления общей физической подготовки:. 1. Скоростная подготовка. Главная задача-дальнейшее развитие скоростных качеств, в том числе способности к ускорению. 2.Силовая подготовка. Главная задача-дальнейшее развитие силовых качеств - преимущественно основных групп мышц, играющих главную роль в выполнении упражнений избранного вида спорта. 3. Развитие выносливости. Главная задача - развитие общей выносливости путем совершенствования дыхательного механизма, а также специальной выносливости в плане будущей специализации. 4. Развитие подвижности в суставах. Главная задача - совершенствование подвижности в суставах, обеспечивающих необходимую амплитуду при выполнении упражнений. Совершенствование подвижности с учетом избранного вида специализации. 5. Техника избранного вида. Главная задача - изучение и совершенствование техники избранного вида спорта. Третье положение. Направленность учебно-тренировочного процесса на этапе углубленной спортивной специализации. Главные задачи - укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовленности с учетом вида специализации, достижение наивысших результатов. Тренировочный процесс приобретает черты, характерные для углубленной специализации. В пределах данного этапа подготовки можно выделить два этапа (Л.П.Матвеев): первый, завершающийся вместе с возрастным периодом, наиболее благоприятным для достижений в избранном виде спорта (в одних видах этот период находится в диапазоне от 17-22 до 23-26 лет, в других видах спорта - от 23-26 до 27-32 лет); второй, характеризующийся сохранением уровня достигнутых высоких результатов. Техника избранного вида: 1)углубленное совершенствование техники избранного вида спорта; 2)показ стабильной техники в условиях соревнований. Основные направления общей и специальной физической подготовки. 1. Совершенствование скоростных качеств. Основная задача - дальнейшее развитие скоростных качеств. Сохранение техники и свободы движения во время выступления в соревнованиях. 2. Совершенствование силовых и скоростно-силовых качеств. Основные задачи - акцентированное развитие силы ведущих (рабочих) групп мышц с учетом специализации, дальнейшее развитие силы (абсолютной, стартовой и взрывной), развитие других групп мышц. 3. Совершенствование выносливости. Основные задачи - совершенствование видов выносливости с учетом избранного вида специализации. 4. Совершенствование подвижности в суставах. Основные задачи - совершенствование подвижности в суставах с учетом специализации. Для реализации на практике вышеизложенного научно-методического материала необходимо выполнить следующие условия: 1) перед разработкой планов тренировки оценить исходный уровень подготовленности спортсмена (состояние здоровья, биологическое развитие, оценка физической, технической и морально-волевой подготовки, координационные способности); 2) определить конечную цель спортивной подготовки спортсмена и спортивные результаты по годам; 3)разработать перспективное планирование и на его основе - текущее, годовое и месячное; 4)разработать структуру периодизации, распределить тренировочные нагрузки, определить главные средства и методы тренировки; 5) определить количество соревнований по годам; 6) определить сроки медицинских обследований и педагогического тестирования. По окончании каждого этапа тренировочного процесса следует производить оценку эффективности выполненной работы (с помощью специальных тестов) по результатам контрольных прикидок и соревнований. Такой контроль дает возможность проверить, насколько правильно были подобраны средства и методы тренировки, а главное- осуществлять коррекцию планов работы на следующий этап тренировки. Все контрольные тесты должны быть тщательно подобраны с учетом специфики вида спорта и внесены уже в первоначальные план подготовки. Управление тренировочным процессом в спорте (как и в любом другом виде деятельности) состоит из трех стадий: 1) сбора информации; 2) ее анализа; 3) принятия решений (планирования). Сбор информации осуществляется обычно в процессе комплексного контроля, объектом которого является, прежде всего, сам спортсмен и выполняемая им работа. Контроль спортсмена предполагает оценку его состояний (В.М.Зациорский, В.А.Запорожанов, 1971), или тренировочных эффектов (Н.И.Волков, 1968). Общая схема соотношений между различными видами состояний тренировочных эффектов, контроля и планирования представлена в табл. 8.3. Зарегистрированные в процесс контроля параметры состояний и тренировочных эффектов сопоставляются с количественными и качественными характеристиками нагрузки: результаты такого сопоставления обычно становятся основой для решений, которые в окончательном виде выглядят как тренировочный план, программы и т.п. Содержание общей физической подготовки изменяется с возрастом. На начальном этапе необходимо постепенно развивать координацию движений безотносительно к выбору специализации в будущем. Спортсменам следует предоставить широкую возможность для выявления склонностей и способностей к любому виду физических упражнений. Раннее сужение круга упражнений ОФП, выполняемых спортсменами, мешает выявлению их способностей. Физические упражнения из различных видов спорта должны с самого начали разучиваться технически грамотно. В заключение обратим внимание на недопустимость двух основных методических ошибок: первая - ранняя специализация и односторонность, вторая - бес- системность применения средств ОФП и СФП, нагромождение большого числа упражнений. При этом крайне важно в учебно-тренировочном процессе учитывать следующее: а) физическое развитие и физическая подготовленность должны соответствовать не только паспортному, но и биологическому возрасту; б) повышение уровня физических нагрузок всегда следует начинать с расширения специальных и имитационных упражнений, совершенствующих технику движений и координацию; в) постоянного внимания заслуживает изменение дозировки, которая должна быть связана с повышением требований к вегетативным процессам и, в первую очередь, к системе кровообращения; г) объем тренировочной нагрузки всегда должен превышать интенсивность тренировочной и соревновательной нагрузки. Каждое соревнование следует оценивать как предельное напряжение всех функций организма спортсмена, которое не ограничивается одним днем или несколькими днями соревнований, а начинается обычно задолго до выступления (так называемые предсоревновательные сдвиги, достигающие ко дню выступления иногда своего предела). Особенно это относится к функциям центральной нервной системы (ЦНС). Чем ответственнее соревнования, тем больше уровень напряжения функций организма спортсмена.
5. Методические рекомендации по планированию, организации и контролю занятий системой физических упражнений Основной задачей процесса оздоровительной тренировки является развитие физических качеств до уровня, обеспечивающего хорошее состояние здоровья человека. Поэтому попытаемся ответить на вопрос: сколько специализированных занятий на развитие отдельного физического качества в недельных микроциклах должно быть на протяжении всей жизни человека? Обратимся к имеющимся данным и накопленному опыту. Установлено, что при воспитании силы для начинающих три занятия в неделю дают больший эффект, чем одно, два или пять занятий. Сила крупных мышц также лучше нарастает при тренировке через день, а развитие гибкости, общей выносливости и силы Мелких мышечных групп эффективнее протекает при ежедневной тренировке. В Дальнейшем, по мере роста тренированности и повышения уровня здоровья, воспитанию общей выносливости рекомендуется отводить три-четыре занятия в неделю при большем объеме разовой нагрузки. При этом развивающий тренировочный эффект достигается, если очередная нагрузка задается в фазу сверх166 восстановления, наступающую после предыдущей нагрузки. При кратковременных интервалах между нагрузками одинаковой направленности, как и при слишком длительных, когда биохимические показатели успевают возвратиться в норму, способность к адаптации не развивается. Для поддержания уровня развития физических качеств число занятий в неделю может быть уменьшено. Так, для поддержания гибкости достаточно двух-трех занятий в неделю с дозировкой, уменьшенной в три-четыре раза. При этом перерыв в занятиях может быть не более одной недели. Однако чем старше организм занимающегося, тем больше должно выполняться упражнений на гибкость, так как с возрастом увеличивается тоническое сопротивление мышц растяжению и уменьшается их эластичность. Для поддержания уровня развития других физических качеств достаточно двух специализированных или комплексных занятии в неделю. Таким образом, чтобы достигнуть и поддерживать высокий и очень высокий уровень здоровья, необходимо посвящать комплексной оздоровительной физической тренировке ежедневно от 30 до 60 мин. (у лиц с уровнем здоровья 4,5 балла и выше (см. лекцию 3) время занятий один раз в неделю может достигать двух и более часов). При этом волнообразность тренировочного процесса должна обеспечиваться за счет изменения упражнений, числа подходов и повторений, дистанции, режимов нагрузки и ее направленности, продолжительности пауз для отдыха. Волнообразность применения оздоровительных тренировочных средств, особенно направленных на развитие выносливости, необходима и потому, что при достаточно высоких физических нагрузках организм с потом теряет калий, который участвует в регуляции температуры тела, функционировании мышечной сиетемы и передаче нервных импульсов, и организму необходимы сутки, а иногда и двое, для восстановления калиевого баланса. При конструировании недельного микроцикла следует учитывать то, что восстановление большинства физиологических функций после всех видов физических нагрузок полностью заканчивается к утру следующего дня (за исключением частоты сердечных сокращений после занятий на общую выносливость). Процесс восстановления соединительной ткани опорно-двигательного аппарата после интенсивной высокой нагрузки продолжается дольше, чем процесс восстановления сердечно-сосудистой системы и функций, связанных с обменом веществ. 1 При воспитании физических качеств наиболее эффективна, как уже отмечалось выше, повторная нагрузка в фазе сверхвосстановления физиологических функций, которая наступает в период от 48 до 72 ч в зависимости от направленности средства тренировки. Фаза сверхвосстановления после объемных околопредельных нагрузок (например, длительный бег) может продолжаться от 5-7 сут. до 2-х недель. Повторные большие нагрузки раньше этого срока ведут к переутомлению я даже к возникновению заболеваний. Поэтому если в спортивной тренировке повышенные нагрузки могут применяться 2-3 раза в неделю, то в оздоровительной физической тренировке их следует использовать один раз за 7-14 дней. Угнетение возможностей организма в результате напряженной работы определенной направленности вовсе не означает, что он не в состоянии проявить высокую работоспособность в работе иной направленности. Например, после высокой нагрузки скоростного характера процесс восстановления продолжается не менее 2 сут. Однако уже после отдыха в течение 6 ч наступает длительный период повышенной работоспособности при выполнении физической нагрузки аэробного характера. При планировании направленности и режима физической нагрузки в недельном микроцикле необходимо принять во внимание то, что игровые виды спорта и единоборства с высоким психическим напряжением, а также циклические физические нагрузки большой интенсивности (с ЧСС свыше 160 уд./мин.) на 4-5 ч. снижают умственную работоспособность, поэтому выполнять их перед напряженной умственной деятельностью нецелесообразно. Наибольший эффект в повышении умственной работоспособности оказывают недлительные циклические нагрузки с умеренной интенсивностью (ЧСС 120-150 уд./мин.) и силовые упражнения. Занимающимся следует учитывать эти положения для повышения эффективности оздоровительных тренировок. А теперь попытаемся найти ответ на вопрос: как с учетом приведенных рекомендаций наиболее эффективно самому подобрать "начинку" для отдельных занятий индивидуального недельного цикла на развитие и поддержание таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость? Для этого, прежде всего, по таблице для экспресс-оценки уровня здоровья (см. табл. 3.4 в лекции 3) определите свои функциональные возможности, а затем найдите ответы на следующие вопросы: -сколько всего занятий должно быть в неделю при различном уровне здоровья и какова их общая продолжительность? -какие средства и виды спорта предпочесть? -сколько раз в неделю необходимо заниматься развитием или поддержанием отдельных физических качеств? -сколько упражнений и в каком темпе следует выполнять на отдельном занятии? Ответы на вопросы, как распределить средства тренировки в течение недели и какие средства комплексируются в одном занятии (пять качеств тренировать в одном занятии нереально, так как на это не хватит ни времени, ни сил), вы найдете в таблице 8.4. Дни недели в первой колонке таблицы можно изменить по вашему усмотрению в зависимости от графика работы, но сочетание средств в одном занятии и их распределение в течение недели менять не рекомендуется. Точный объем каждого вида нагрузки в соответствии с рекомендациями (малый, средний, большой) определяется следующим образом. Например, при уровне здоровья 4,5 балла объем оздоровительного бега или другого средства тренировки выносливости составляет 3-4 раза в неделю по 40-60 мин. Следовательно, малый объем этой нагрузки будет равен 40 мин., средний - 50 мин. и большой - 60 мин. Другой пример: при уровне здоровья 5,0 баллов силовыми упражнениями необходимо заниматься 2-3 раза в неделю по 40-50 мин. При этом в занятие включается 6-8 упражнений по 2-8 серий. Малый объем силовых упражнений на занятии будет состоять из 6 упражнений (например, два для рук, одно для пресса, одно для спины и два для ног) по 2-3 серии каждое, средний объем - 7 упражнений по 4-5 серий каждое и большой - 7-8 упражнений по 6-8 серий каждое. Так же определяется объем нагрузки и по другим средствам тренировки. Теперь об интенсивности нагрузки. Она определяется по частоте сердечных сокращений в 1 мин. Например, мужчина 20-ти лет при тренировке скоростной выносливости в пятницу выполняет бег в переменном темпе. Его ЧСС сразу после ускорения может достигать 200 ± 10 уд./мин. (220 минус возраст), затем, после медленного бега-150 ± 10 уд./мин. (170 минус возраст). Напомним, что ЧСС замеряется сразу после выполнения упражнения в течение б или 10 с, а затем полученный результат умножается на 10 или 6 соответственно. Измерение ЧСС за более длительный промежуток времени может привести к искажению результатов. Лицам, имеющим уровень здоровья 2,9 балла и ниже средства тренировки на развитие силы, быстроты, скоростно-силовых и некоторых других качеств не применяются, а средства тренировки гибкости и выносливости прекрасно сочетаются в одном занятии. Рекомендации, приведенные в таблицах, предназначены для мужчин молодого и среднего возраста с умеренной бытовой и профессиональной двигательной активностью. Женщинам, а также лицам, связанным с тяжелой физической работой, рекомендуется снизить нагрузку на 10-20%. Более точно параметры физической нагрузки (длительность, интенсивность, частота занятий в неделю) для остальных категорий занимающихся легко скорректировать, используя формулу для расчета адекватности нагрузки. А теперь приведем несколько методических рекомендаций по организации занятий по комплексной оздоровительной программе. 1. Перед каждым занятием в течение 5-7 мин. обязательно выполняются общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища. 2. Первые несколько недель лица с уровнем здоровья менее 3 баллов занимаются только циклическими видами спорта. При отсутствии адаптации к нагрузке в течение этого времени переходить на другие средства тренировки (направленные на развитие силы и быстроты) запрещается. 3. Вес отягощения в силовых упражнениях подбирается так, чтобы максимальное количество повторений (повторный максимум - ПМ) при одном подходе к отягощению было таким, чтобы выполнение последних 1-2 движений давалось с трудом. В перерывах между подходами (1-3 мин.) выполняются упражнения на гибкость, расслабление. Лицам с избыточной массой рекомендуется сократить перерывы между подходами до 40-50 с, а максимальное количество повторений в подходе увеличить за счет снижения веса отягощения. 4. Быстрота развивается и поддерживается за счет выполнения упражнений в максимально быстром темпе; например, ускорения в беге на коротких отрезках от 30 до 100 м. Если занятия проводятся в помещении, то выполняется бег на месте с максимальной частотой. Во время отдыха между ускорениями выполняется медленный бег до восстановления ЧСС (менее 120 уд./мин.). 5. При необходимости ускоренного развития одного-двух качеств в недельном микроцикле следует сконцентрировать нагрузки одинаковой направленности на 3-4 занятиях. Затем должен следовать недельный микроцикл, направленный на развитие ли поддержание других физических качеств, и т. д. В табл. 8.5 представлено распределение средств физической нагрузки в сдвоенном недельном цикле для лиц с уровнем здоровья 6,0 баллов и выше. В нечетные недели тренировочного процесса решаются задачи развития гибкости, силы, скорости, поддержания выносливости и ловкости; в четные - развития выносливости, поддержания ловкости и гибкости. При таком режиме занятий прирост в развитии длительных качеств происходит быстрее, а организм легче переносит физическую нагрузку. Таблица 8.1 Наиболее значимые морфофункциональные показатели у сильнейших спортсменов (по Э. Г. Мартиросову)
Условные обозначения: 1 - тотальные размеры тела, 2 - пропорции тела, 3 - конституция, 4 - состав тела, 5 - удельная масса тела, 6 - осанка, 7 - состояние сводов стопы.
Таблица 8.2 Оценка ростовых показателей юношей-баскетболистов (по Ю. Железняку и др. 1984)
Таблица 8.3 Соотношение между контролем, тренировочными эффектами, контролем и планированием
Таблица 8.4 Распределение средств тренировки различной направленности в недельном цикле для лиц с уровнем здоровья 3 балла и выше
Таблица 8.5
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |