КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и тенденция взаимодействия
Фундаментальные характеристики человека Самобытность человека отражается в следующих его чертах: 1. универсальность Это отсутствие наследственно-запрограммированного видового поведения 2. абсолютная несводимость человеческого бытия к любому другому бытию. Человек, пока он остаётся человеком, представляет собой ничто - в смысле, что человек никогда не совпадает со своими физическими, психическими, социальными характеристиками. Человек никогда не исчерпывает себя ни в одном своём деле, поступке, не сводится к отдельной, частной черте. 3. непредопределённость человека: человек не определяется внешней необходимостью, а самоопределяется, т.е. необходимость для человека может носить только внутренний характер. 4. рефлексивное (самопознающее) сознание человека: человеку присущи способность и потребность познать свой собственный внутренний мир. 5. потребность к трансцендированию. Человек - это такое существо, которое постоянно стремится преодолеть свои собственные границы (границы своих духовных способностей, конечность земной, физической жизни). Трансцендирование - это постоянное пребывание человека на границе между тем, что ему понятно и знакомо, и тем, что ему не понятно, но для него значимо (человек стремится понять тайну рождения, смерти, предательства, любви…) Наилучшая иллюстрация - образ Гамлета, Гамлет - трансцендирующее существо. Трансцендирование укоренено в одной из самых главных потребностей человека: человек хочет, чтобы в том земном мире, где он находится, было что-то нетленное, неразрушимое, постоянное.
ЛЕКЦИЯ 2. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВО План: 1. Человек и природа: сущность и тенденция взаимодействия. 2. Соотношение биологического и социального в человеке. 3. Социальная структура и личность. Понятие о человеческой индивидуальности. Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 185 - 204.
Человек и природа: Понятие «природа» обозначает: 1. совокупность естественных условий существования общественно-организованного человечества 2. природа выступает как противоположность по отношению к понятию «культура». Природное преобразуется в культурное посредством человеческой деятельности. Взаимодействие человека и природы отражается в понятии «окружающая среда». В рамках окружающей среды выделяются: 1. естественная окружающая среда 2. искусственная среда обитания («вторая природа»). Основой взаимодействия природы и общества является материальное производство, а основой материального производства - трудовая деятельность человека (труд). «Труд - это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К. Маркс) 1. Природа зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности. 2. Эта деятельность всегда осуществляется в формах исторически определённого типа общественных отношений. Естественными формами использования достижений науки и техники определяются естественные последствия деятельности человека (в смысле влияния этой деятельности на природу). 3. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития. Отношение человека к природе изначально двойственно, поскольку, с одной стороны - человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, а с другой стороны - человек всегда является частью и порождением природы. Н.Н. Моисеев «Современный рационализм»: «Подчинённость человека природе, которая не исчезнет никогда, я связываю с необходимостью согласования стратегии общества и стратегии природы. Благодаря этому общество приобретает возможность стабильного развития». Примеры по Моисееву: к таким обществам относятся шумерское общество и древняя цивилизация Южного Китая - «Оба эти общества нашли рациональную форму коэволюции человека и биосферы, когда трудовая деятельность не истощала, а обогащала природу, создавая одновременно предпосылки для развития цивилизации». Можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта отношения человека к природе: 1) производственный 2) духовный 1 теоретический (т.е. познавательный) 2 духовно-практический (религиозное, нравственное, эстетическое отношение человека к природе). В истории сложились следующие типы отношения человека к природе:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |