КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема критериев прогресса
Понятие развития. Прогресс и регресс. Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы». Развитие - это вид изменения (движение). По мнению Э.Г. Юдин а, развитие отличается от функционирования. Функционирование - это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие - это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы. Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие: 1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта) 2. направленность изменений 3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) => Развитие - это необратимые, направленные и качественные изменения системы. Развитие предполагает следующие направления: 1. ряд авторов выделяет так называемое «одноуровневое развитие» - это увеличение или уменьшение качественного многообразия в пределах одного и того же уровня организации. Пример: идеоадаптация. 2. прогресс - это развитие от старого как низшего к новому как высшему 3. регресс - это наоборот. Соотношение прогресса и регресса: 1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать) 2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы. 3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам. Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи. 1 Для неорганической природы таким критерием является степень усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным). Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями: 1. усложнение состава системы (появление новых подсистем) 2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы 3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы). 2 Для живой природы применяется так называемый «функциональный критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. 3 Для общественных систем применяется: 1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда. 2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом - «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек - это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни». Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации 3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе. Существует ли всеобщий критерий прогресса? Как он может выглядеть? Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития. Представлены концепции: 1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера 2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.
ЛЕКЦИЯ 2. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ План: 1. Взаимосвязь сущности и явления. Самостоятельно по учебнику! 2. Взаимосвязь формы и содержания 3. Принцип системности 4. Диалектико-материалистическая концепция детерминизма.
Взаимосвязь формы и содержания Содержание - это состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Пример: содержание любого живого организма - это весь реальный процесс его жизнедеятельности. Для выражения фрагмента содержания объекта используется не термин «элемент», а термин «компонент». Понятие формы многозначно. Форма - это 1. способ внешнего выражения содержания 2. тип и структура содержания (имеется в виду относительно устойчивая определённость связи компонентов содержания, а также их взаимодействия) 3. форма представляет собой единство внутреннего и внешнего: 1 как способ связи компонентов содержания форма - это нечто внутреннее, она входит в структуру объекта и сама становится моментом его содержания 2 как способ связи данного содержания с содержанием других вещей форма - это нечто внешнее. Гегель («Наука логики»): «Форма в одно и то же время и содержится в самом содержании и представляет собой нечто внешнее ему». Соотношение формы и содержания: 1. неразрывность их связи => любой объект всегда единство формы и содержания 2. неоднозначность связи формы и содержания. Это утверждение спорно. Одно и то же содержание может облекаться в различные формы (доказать). Одна и та же форма может встречаться с различным содержанием (привести пример из области юриспруденции). 3. противоречивость единства формы и содержания Ведущей стороной в развитии объекта является содержание. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы - к устойчивости. Вместе с тем до некоторого момента эти тенденции находятся в гармонии => устойчивость формы способствует изменчивости содержания. Конфликт формы и содержания разрешается преобразованием устаревшей формы. Таким образом, единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность формы и её активную роль по отношению к содержанию. 4. оптимальность развития объекта при взаимном соответствии формы и содержания (доказать)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |