Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. экономика (экономический фактор)




Проблема бессознательного в психоанализе Зигмунда Фрейда

Кондиционалистские программы

Кондицио - лат. «условие», «состояние».

В рамках этого типа программ изучаются зависимости сознания от

1 телесной организации (соматических состояний)

2 строения и функций психики (в том числе от бессознательного)

3 многочисленных факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека (в родовом смысле).

Устанавливаются следующие зависимости:

1) сознание зависит от характера исторических и культурных условий, в которых формируется сознание отдельного человека - носителя культуры.

2) сознание зависит от социально-психологических, коммуникативных факторов

3) сознание зависит от индивидуально-личностных особенностей человека.

Примером концепций этого типа являются трактовки сознания в психоанализе.

В рамках данного типа программ сознание обусловлено совокупностью условий его формирования и функционирования.

Марксистская концепция сознания. Куда её отнести? (Мераб Мамардашвили «Анализ сознания в работах Маркса» // «Как я пониманию философию»).

ЛЕКЦИЯ 2. ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Эта проблема рассматривается не в психологии.

План:

1. Проблема бессознательного в психоанализе Зигмунда Фрейда

2. Учение Карла Густава Юнга (1875 - 1961) о коллективном бессознательном

Чем отличается изучение бессознательного философией от изучения бессознательного в рамках психологии?

 

(1856 - 1939)

Фрейд выделяет 3 аспекта рассмотрения психики взрослого человека:

I. топика - это построение пространственной модели психики; рассмотрение

отдельных психических инстанций с точки зрения их иерархии (местоположения).

Исследователи выделяют 2 топики: первую и вторую.

В рамках первой топики психика делится на следующие инстанции:

1. бессознательное

2. предсознательное

3. сознание

В «Толковании сновидений» Фрейд выделяет ещё одну инстанцию - цензуру.

В рамках второй топики выделяются:

1. оно

2. я

3. сверх-Я

В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии.

III. динамика

В рамках этого аспекта различные психические структуры рассматриваются, объясняются как результат столкновения сил, лежащих в основе влечения.

В рамках этого аспекта формирование психики рассматривается как продукт развития, разрешения внутриличностных конфликтов.

Фрейд разграничивает такие понятия как «влечение» и «желание». Влечение лежит между физиологическими процессами и осознаваемыми желаниями.

Структура влечения (элементы):

1. источник - это локализация возбуждения в определённом органе

(это физиологический подход)

2. объект влечения - это вещь, за счёт которой достигается удовлетворение влечения

3. сила, влекущая организм к удовлетворению влечения (энергетическая трактовка)

4. цель - это действие посредством которого достигается удовлетворение

Желание (определение этого понятия Фрейд не даёт) - это энергетически насыщенная, аффективно окрашенная группа представлений (образов, осознаваемых побуждений), связанных с первичным опытом удовлетворения соответствующего влечения.

Следует учитывать, что Фрейд сам очень часто употребляет понятия «влечение» и «желание» как синонимы.

Понятие «комплекс» используется Фрейдом, однако авторство приписывается Юнгу.

Под комплексом Фрейд понимает ассоциативную цепочку представлений, связанных с неудовлетворённым желанием и частично вытесненных в бессознательное.

Исследуя психику человека Фрейд вводит 2 методологические установки:

1. принцип детерминизма (все психические процессы имеют свою причину, носят обусловленный характер)

2. принцип многосторонней детерминированности психики человека

Психика человека детерминирована с трёх сторон:

1. телесно, соматически, физиологически

2. социокультурно, т.е. тем, что человек живёт среди людей, и их отношения опосредуются культурой.

3. психика человека представляет собой относительно замкнутую систему, в рамках которой психическое обусловлено самим психическим.

Идея бессознательного - центральная в учениях Фрейда.

Первая топика

I. В описательном смысле психика складывается из 3-х сфер, инстанций:

1. собственно бессознательное. Содержание его образуют вытесненные представления.

2. предсознательное (скрытое, латентное сознательное).

Его содержание образуют представления, которые прежде уже были сознательными и в любой момент могут беспрепятственно, свободно вновь стать таковыми.

3. сознание - это «система актуальных восприятий внешних и внутренних раздражений, приходящих из внешнего мира, а также (восприятия) чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата».

II. С динамической точки зрения психика состоит из двух систем:

1. первичный процесс - это стремление влечения к удовлетворению. Чтобы реализоваться в действии влечение должно принять облик конкретного желания, ибо только в таком виде оно может проникнуть в сознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.