Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Информатика входит в число базовых дисциплин системы высшего образования и в комплексе с другими фундаментальными дисциплинами формирует основу

Чебоксары 2010

По ИНФОРМАТИКЕ

Лекции

 

 


Информатика входит в число базовых дисциплин системы высшего образования и в комплексе с другими фундаментальными дисциплинами формирует основу профессионального образования в ВУЗе. Целью данного курса лекций является формирование целостного представления об информатике как фундаментальной науке через систематическое и последовательное изучение современных информационных технологий и, конечно, получение практических навыков работы с ними.

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества.

Еще несколько лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование – вторая грамотность», под которым подразумевалось умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на каком–либо языке программирования. В современной жизни весьма актуальным для подавляющего большинства людей стало не столько программирование, сколько умение пользоваться современными информационными технологиями, готовыми программами и, грубо говоря, «не бояться» компьютера.

Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека – термины «Word», e-mail, файл….. стали такими же обыденными как «телефон», «телевизор» и т.п. Сегодня важнейшей составляющей образованности человека является свободное владение информационными технологиями, так как деятельность людей все в большей степени зависит от информированности и способности эффективно использовать информацию.

· Существуют четыре «жизненных закона» теории информации: Информация, которая у вас есть, не та, которую вам хотелось бы получить.

· Информация, которую вам хотелось бы получить, не та, которая вам на самом деле нужна.

· Информация, которая вам на самом деле нужна, вам недоступна.

· Информация, которая в принципе вам доступна, стоит больше, чем вы можете за нее заплатить.

Чтобы избежать этих проблем квалифицированный специалист любого профиля (как технического, так и гуманитарного) должен уметь находить (извлекать), обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и телекоммуникационных средств. Знания информатики и информационных технологий – необходимые требования профессиональной пригодности в XXI веке.

Как же возникло понятие информатика, является ли она наукой, как она связана с такими, например, понятиями как информация, компьютер, общество?

На современном этапе развития человечества связывают с построением и переходом к новой формации – информационному обществу (ИО). Его основные черты:

1. большинство работающих (около 80%) занято в информационной сфере, то есть сфере производства информации и информационных услуг;

2. обеспечена возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением государственной тайны);

3. В ИО информация – важнейший стратегический ресурс общества и занимает ключевое место в экономике, образовании, культуре.

Научный фундамент процесса информатизации – наука информатика. Таким образом, можно сказать, что информатизация общества – процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества.

Однако роль информации, информатики и компьютерных технологий обработки информации стала заметной лишь в последние десятилетия. Почему это так? Когда начался данный процесс и в чем его причины? Краткий экскурс в историю, чтобы все это понять. Для характеристики информационного обеспечения исторических эпох выделим несколько параметров:

§ организация передачи информации в пространстве (то есть распространение информации между удаленными людьми в относительно небольшой временной интервал);

§ организация передачи информации во времени (то есть накопление и хранение информации);

§ организация обработки информации, то есть преобразование ее с целью использования в практических целях – управление, образование, создание новой информации (наука).

Все эти показатели развивались очень неравномерно, что привело к возникновению, а затем и преодолению так называемых информационных барьеров. Из сказки о мамонтах вы должны были догадаться, что они образовывались в результате противоречий между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения. Их три:

1. V тысячелетие до н.э. Противоречие – необходимо сохранять и передавать накопленные опыт и знания, а не на чем. Появление письменности. Носителями информации стали камни, глиняные таблички, папирус, пергамент, а во II веке до н.э. появилась и бумага. Таким образом, хранилище информации – не только человеческий мозг.

2. XV век – развитие производства (появление цехов. мануфактур и т.п) – как следствие потребность в большом числе образованных людей, способных всем этим управлять. Противоречие состояло в том, что рукописных книг не хватало. Было изобретено книгопечатание (в Европе в XV веке Гутенбергом и в XVI веке Иваном Федоровым). Основной носитель информации – бумага. Скорость передачи ее = скорости передачи бумажного носителя. Глушков назвал это «бумажная информатика».

Затем – к началу XX века изменилась ситуация со скоростью распространения информации – сначала почта, потом телеграф, телефон, 1905 г. – радио, 20–30 гг. – телевидение. Появились и устройства для хранения информации – фотография, кинолента, магнитная запись. Не изменилась только переработка информации – по-прежнему эту функцию выполнял только человек.

3. середина XX столетия. Общие объемы информации настолько возросли, что человеческий мозг не был в силах с ними справиться. Еще толчок – II мировая война. И был изобретен компьютер. Об этой истории поговорим подробнее на одной из следующих лекций.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оптимальный вес инструмента, высота сбрасывания снаряда, число ударов, угол поворота долота | Носители информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.