Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления профессиональной юридической деятельности

В рамках обеспечения механизма правового регулирования юристы осуществляют свою профессиональную деятельность по следующим направлениям: правотворческое, правоприменительное, профилактическое, воспитательное. Правотворчество является одним из важнейших направлений государственной деятельности. В рамках правотворческого направления юристы создают законы, которые должны отражать волю государства и его граждан. Данные законы должны быть логичными, целесообразными, экономически обоснованными и не противоречить друг другу. В связи с этим, юристы, занимающиеся правотворческой деятельностью должны отлично разбираться в правовых категориях, кроме того, владеть информацией о политической, экономической, социальной ситуации в стране. Правотворческая деятельность, как разновидность государственной деятельности базируется на определённых принципах, таких как: демократизм и гласность; профессионализм; законность; научный характер и связь с правоприменительной практикой.

Демократизм и гласность правотворческой деятельности позволяют избежать бюрократизации, безответственности при подготовке, обсуждении и принятии законов.

Принцип профессионализма является предпосылкой качества правотворческой деятельности. К указанной деятельности должны привлекаться только компетентные специалисты, которые обладают глубокими знаниями и профессиональными навыками в области разработки и принятия законопроектов. Бесспорно, ведущее место в рамках правотворческой деятельности должно принадлежать высококвалифицированным юристам, которые наряду с другими специалистами, такими как политологи, социологи, экономисты должны совершенствовать правотворческую деятельность.

Суть принципа законности правотворчества заключается в том, что оно должно осуществляться в рамках закона. Этот принцип должен работать на всех стадиях правотворческой деятельности.

Принцип научного характера правотворчества и его связи с правоприменительной практикой предполагает тщательный, скрупулезный анализ экономического, социального, политического положения в стране, изучение потребности населения в правовом регулировании того или иного вопроса, целесообразности и экономической обоснованности данного регулирования.

Правотворчество, являясь одним из направлений профессиональной юридической деятельности, требует от юриста глубокого теоретического знания правовых отраслей, а также умения применять эти знания в практической деятельности.

В рамках правоприменительного направления задействованы профессиональные юристы, занимающиеся претворением в жизнь принятых законов. Их роль очень важна, так как одного только принятого закона не достаточно. Для обеспечения механизма правового регулирования, необходимо, чтобы данный закон действовал, работал. Юристы, занимающиеся правоприменительной деятельностью, как раз и отвечают за обеспечение точного и неуклонного проведения в жизнь требований законодательства.

Правоприменительная деятельность позволяет государству осуществить такие функции как:1) организацию выполнения предписаний юридических норм; 2) охрану и защиту права от нарушения. На этом основании, в юридической литературе, принято выделять две формы правоприменительной деятельности: оперативно–исполнительская и правоохранительная. Что касается оперативно–исполнительской деятельности, то она представляет собой, основанную на властных полномочиях, оперативную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права. В свою очередь, правоохранительная деятельность – это деятельность специально уполномоченных органов государства по охране норм права от разного рода нарушений.

Если к юристам, занимающимся правотворчеством, относятся в основном депутаты, главы администраций, то субъектами правоприменительной деятельности являются сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, суда, государственные служащие.

Следующим направлением профессиональной юридической деятельности, отмеченным нами, является профилактическое. В его рамках осуществляется деятельность по профилактике правонарушений. Данная деятельность направлена на снижение уровня преступности. В неё включены представители различных правоохранительных органов. В рамках профилактического направления исследуются и анализируются причины совершения правонарушений, факторы, способствующие их совершению, особенности личностей правонарушителей. На основе систематизации получаемых результатов проводятся различные профилактические мероприятия, главная задача которых заключается в том, чтобы предотвратить совершение правонарушения.

Самостоятельное направление профессиональной юридической деятельности представляет собой правовое воспитание населения. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридических знаний, опыта в целях формирования у человека определенных установок, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Правовое воспитание – это деятельность, которая характеризуется наличием таких элементов как:

- субъект воспитания (государственные органы, государственные служащие, преподаватели, журналисты);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы);

- методы воспитания (убеждение, поощрение и др.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к юридическим ценностям, идеям, принципам).

Основными средствами правового воспитания являются: правовая пропаганда; правовое обучение; правовое самообразование. Правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей среди населения, осуществляемая средствами массовой информации. Правовое обучение предполагает передачу, накопление и усвоение правовой информации в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях. Правовое самообразование связано с личным анализом правых положений и явлений.

Одной из приоритетных задач российского государства в области правового воспитания является разработка и утверждение нормативных и учебно–методических основ проведения данной работы. Необходимо усиление государственной поддержки подготовки и издания учебников, учебных пособий, и другой литературы. Кроме того, государство, должно заботиться о правовом воспитании таких категорий населения, как рабочие, пенсионеры, домохозяйки. К правовоспитательной деятельности должны подключаться специалисты различных отраслей права. В современном мире, чтобы избежать или уметь предотвращать разного рода проблемы юридически подкованными должны быть не только профессиональные юристы, но и представители других профессий.

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1. В чем заключается сущность юридической профессии

2. Назовите и дайте характеристику требованиям, предъявляемым к профессии юрист

3. Перечислите основные направления юридической деятельности

Тема: «Требования к профессии юриста»

Основные вопросы:

1. Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

2. Виды юридической работы и юридические специальности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Квалификационные и личностные требования к профессии юриста | Личностные и квалификационные требования к профессии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.