Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа юриста с участниками правового оборота

1. Участники правового оборота. Это физические и юридические лица, организации, т.е. субъекты публичного и частного права. В данном случае существенно то, что участники правового оборота представляют собой:

а) социальную среду, в которой действуют юристы, о чем написано много, хотя иногда и односторонне;

б) заказчиков и потребителей профессиональной деятельности юриста, выраженной в виде публично-правовых действий либо частноправовых услуг.

Профессиональная деятельность юриста, ее содержание, качество и прочие параметры зависят, как уже отмечалось, от заказа, который формируют в конечном счете участники правового оборота. Юристы, их труд должны быть востребованы участниками правового оборота. Поэтому работа с участниками правового оборота представляет собой специфическую ситуацию коммуникативной деятельности юриста.

2. Цели работы юристов с участниками правового оборота. В юридической литературе чаще всего указывалось на цели правового воспитания и правовой пропаганды. Действительно, работая с участниками правового оборота, юристы должны культивировать и воспитывать уважение к закону. Бездумное толкование слабо подготовленными юристами действующего закона нередко является нарушением профессионального долга.

Цели работы юриста с участниками правового оборота в действительности достаточно разнообразны и включают:

а) обеспечение понимания права, а соответственно - содержания деятельности юриста;

б) показ реальной потребности в работе юриста, что позволяет развить рынок труда юристов;

в) раскрытие возможностей и условий получения юридической помощи (услуг) и др., что важно для адвоката.

, юрист, работая с участниками правового оборота, должен стремиться к тому, чтобы они: а) востребовали юридическую работу; б) понимали ее; в) знали, как и когда в отдельных типовых ситуациях нужно обращаться к юристам (в юридические структуры).

3. Способы работы юриста с участниками правового оборота. Такая работа может осуществляться различными способами, которые чаще всего сочетаются друг с другом. Критериями классификации таких способов могут быть объект воздействия (неопределенная или меняющаяся группа лиц, постоянная группа лиц с определенным составом); далее продолжительность работы, когда она осуществляется как разовые, повторяющиеся или систематические мероприятия; содержание и организация работы, распространяющейся на право в целом, отдельные отрасли, комплексные проблемы и пр. как учебный процесс, сообщения в средствах массовой информации, индивидуальная работа по поручению и др.

Учебный процесс (не говоря о профессиональном образовании) - это чаще всего преподавание права в системах первоначального либо дополнительного образования. Обычно оно включает ознакомление с общим курсом права или введением в право либо основами конституционного устройства. В последнее время распространены довольно эффективные семинары, курсы, симпозиумы, на которых практически анализируется и осваивается какая-либо актуальная правовая проблема. Такой способ ознакомления с правом требует, однако, выработки его понимания как целого. Это позволяет понять сущность, смысл отдельного правового предписания и суметь его применить.

Можно с удовлетворением отметить, что наши юристы достигли неплохих результатов в использовании этого весьма распространенного во многих странах способа работы. В семинарах, коллоквиумах, симпозиумах участвуют предприниматели, управленцы, экономисты, и они получают определенные представления о возможностях юриста и о содержании права. Необходимо распространять такую практику на все важнейшие отрасли права, добиваться систематичности при сохранении высокого профессионального уровня.

Сообщения в СМИ, предназначенные юристами для воздействия на участников правового оборота, состоят в передаче информации о праве и практике применения правовых норм. Парадоксально, но сам факт информационного воздействия может и не осознаваться в некоторых случаях. При этом по свидетельству многих специалистов правовая информация нередко усваивается прочно, но как бы образно. В принципе вся система работы юристов с участниками правового оборота могла бы быть эффективной. Но по ряду причин в СМИ очень часто дается ложная информация о праве. На ее основе возникают правовые мифы, приводящие к неверным политико-правовым решениям и деформированному поведению.

Необходимо разрабатывать профессиональные требования к передаче правовой информации через СМИ, расширять участие юристов в этом процессе и повышать его эффективность. Трудности состоят в том, что традиционная форма передачи информации для юриста - это профессиональные журналы, монографии, методические пособия. Эти тексты мало доступны участникам правового оборота, но позволяют адекватно передать и воспринять правовое сообщение. Тексты в СМИ максимально доступны адресатам, но гораздо хуже приспособлены к передаче адекватной информации. В них много упрощений, допусков, порой искажающих смысл информации, создающих неверное представление о праве и законе. Чаще всего это объясняется просто отсутствием квалификации и привычки думать над текстом. Средства массовой информации нередко утверждают нечто, противоречащее их интересам, не понимая смысла сказанного.

Индивидуальная работа с участниками правового оборота наиболее привычна для юриста и может быть весьма полезной. Юрист должен уметь по ходу деятельности сформировать у участников взаимодействия с ним возможно более точное представление о праве, практике его применения, должном поведении граждан в той или иной сфере.

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Что должен юрист знать при подготовке к беседе с клиентом

2. Перечислите способы работа юриста с клиентом

Тема: «Основные понятия, предмет, система и нормативная база правоохранительной деятельности»

Основные вопросы:

  1. Основные понятия
  2. Предмет
  3. Система
  4. Нормативная база

 

Дисциплина «Правоохранительные органы РФ» является вводным курсом, содержащим общие сведения об осуществляемой государством правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность – это деятельность судов и иных, специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: осуществление правосудия, осуществление конституционного контроля, обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи, выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав и т.п.

Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками:

· правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом;

· применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность;

· осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами, как правило, юристами. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

· начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод – сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций;

· законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами.

Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательством.

Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны:

1. принцип законности (ст. 15 Конституции РФ);

2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 гл. 2 Конституции РФ);

3. принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст. 19 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

И государство осуществляет эту функцию в виде специальной деятельности государственных органов, которые существуют исключительно и главным образом для решения указанных задач и называются правоохранительными.

Правоохранительные органы – такие государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются: суды, прокуратура, адвокатура, органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, органы дознания и следствия, Министерство внутренних дел и его органы, Министерство юстиции и его органы, таможенные органы, органы обеспечения безопасности, а также общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проведение бесед | У указанных органов различные функции и задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.