Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация юридической помощи по уголовным делам




В качестве защитников в уголовное судопроизводство допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Защитник – это лицо, осуществляющее в порядке, установленном УПК, защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Защитник вправе начать участвовать в уголовном судопроизводстве и осуществлять защиту прав и свобод своего подзащитного:

– с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

– момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

– момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:

а) задержания лица по подозрению в совершении преступления на 48 часов;

б) применения к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу на срок до десяти суток;

– с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

– момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. В случае если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обязан дать подписку об их неразглашении.

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников. По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором или судом.

В случае неявки приглашенного защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника.

Если участвующий в уголовном деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конкретного следственного действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести данное следственное действие без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника является обязательным.

В том случае, если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника является обязательным.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:

– подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;

– подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

– подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

– подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

– лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

– уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей.

Если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь, прокурор или суд обеспечивают участие защитника в уголовном судопроизводстве.

Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Отказ от защитника заявляется в письменном виде.

Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.

С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:

– иметь с подозреваемым, обвиняемым свидание без ограничения продолжительности во времени;

– собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи;

– привлекать специалиста для поиска и исследования доказательств по уголовному делу;

– присутствовать при предъявлении обвинения;

– участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника;

– знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;

– знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

– заявлять ходатайства и отводы;

– участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

– приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом;

– использовать иные не запрещенные УПК средства и способы защиты.

Защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден. За разглашение данных предварительного расследования защитник несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

 

Вопросы и задание для обсуждения:

  1. Что такое адвокатура, и каково ее место в государстве
  2. Каковы правовые основы деятельности адвокатуры
  3. Какие виды услуг оказывают адвокаты

Тема: «Нотариат в РФ»

Основные вопросы:

1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
2. Правовой статус нотариуса
3. Организационные основы деятельности нотариата

 

Нотариат - единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов, наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., № 4462-1, нотариат призван в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и правовыми актами субъектов РФ обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальный акт - это процедурно оформленное, выражающее волю государства решение специального субъекта по применению норм права к конкретным физическим и юридическим лицам. Придавая свободному соглашению частных и юридических лиц характер достоверности, присущей публично-правовому документу, нотариус защищает их законные права, интересы и безопасность в обществе, управляемом правом, а не силой.

Таким образом, нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно не только необходимы, но и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и граж-данина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов гражданского общества.

Характеризуя современный российский нотариат, исследователи указывают, что он имеет уникальную.двойственную правовую природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан и действующее при этом от имени государства, с другой».нотариус - представитель свободной профессии, выступающий при совершении нотариальных действий в качестве независимого консультанта.

Принцип публичности нотариальной деятельности основополагающий при характеристике юридической природы нотариата.

Историческое появление понятия «публичность» связано с возникновением государства как особой организации публичной власти. Власть стала силой, стоящей вне и над обществом, способной путем применения особых методов целенаправленно воздействовать на управляемых субъектов. Отделение власти от общества закономерно привело к тому, что интересы государства и отдельных индивидов в ряде случаев перестали совпадать. Появились категории публичных (государственных) и частных (индивидуальных) интересов.

Публичный интерес - это интерес, без удовлетворения которого невозможно обеспечить социальную стабильность, устойчивое развитие экономики в масштабе всей страны, нормальное существо-.вание государства вообще. Реализация публичного интереса (конкретное содержание которого зависит от исторических факторов, типа государства, расстановки политических и социальных сил в обществе) происходит посредством деятельности государственного аппарата - совокупности государственных органов, связанных иерархической соподчиненностыо и располагающих необходимыми организационными материальными средствами.

делегирования отдельных полномочий по осуществлению некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям получила поддержку Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2,12,17,24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» он указал, что «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти».

Следует отметить, что практика делегирования отдельных полномочий по осуществлению государственных функций - исключение, из общего правила осуществления государственных функций специалъно предназначенными для этого государственными органами. Данная практика будет оправдана лишь в случае наличия у негосударственного органа, которому передаются полномочия по осуществлению государственных функций, организационных, материальных, технических возможностей, обеспечивающих эффективность его деятельности по реализации государственных полномочий.

Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства, что" проявляется в разных аспектах.

Во-первых, в формировании нотариата по воле государства, так как правовой основой деятельности нотариата являются принятые государством Основы законодательства РФ о нотариате, регламентирующие все основные вопросы его организационной структуры, территориального масштаба деятельности, определяющие его место и роль в государстве, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, организациями и гражданами.

Подотчетная Министерству юстиции РФ Федеральная регистрационная служба РФ и ее органы на местах осуществляют правоприменительные функции, а также функции контроля и надзора в сфере нотариата.

Во-вторых, публичность' деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - Российской Федерации в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет их недействительность.

И наконец, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами и устанавливает ответственность (в том числе материальную) за ненадлежащее исполнение нотариальных функций.

Частноправовой аспект деятельности нотариата проявляется в том, что нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.

Цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующий. При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.

Таким образом, в деятельности нотариата находят свое отражение и публичное, и частное начало, что дает основание, как уже отмечалось, признать нотариат уникальным механизмом с двойственной правовой природой. Причем элементы частного и публичного В организации и деятельности нотариата не являются взаимоисключающими, а сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

Правоохранительная деятельность представляет собой обеспечение властно-распорядительной оперативной работы органов государства (а также негосударственных органов и организаций) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

Инструментом осуществления правоохранительной деятельности являются акты применения норм права, служащие целям восстановления нарушенного права, профилактики преступлений и других правонарушений, и в итоге - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. Нотариат реализует функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения предусмотренных заксй-ном нотариальных действий.

В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: во-первых, значительно сокращает количество правонарушений в гражданском обороте, особенно в сфере собственности; во-вторых, облегчает раскрытие преступлений; в-третьих, способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций.

Публично-правовой характер нотариата, четкая процедура совершения нотариальных действий, необходимость исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате нотариальные действия совершают нотариусы государственных нотаритп альных контор и частнО'Практикующие нотариусы. Кроме того, вГ) некоторых случаях право совершения отдельных нотариальных дей-, ствий предоставляется органам исполнительной власти и консульским учреждениям РФ.

Во исполнение ч. 3 ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате Министерством юстиции РФ приказом от 27 декабря 2007 г. № 256 утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений.

Таким образом, можно говорить о нотариальной деятельности в узком (специальном) и широком плане. В рамках предмета «Правоохранительные органы» рассматриваются проблемы нотариата в узком понимании, т.е. как деятельность органов, специально уполномоченных осуществлять нотариальные функции. Такой подход одинаково относится как к нотариусам государственных нотариальных контор, так и к частнопрактикующим нотариусам.

Это положение подчеркивается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П. Как отметил Суд, по своей природе деятельность нотариусов, независимо от того, осуществляется ли она государственными или частнопрактикующими нотариусами, является публично-правовой деятельностью и может проводиться только в рамках установленной законом организационной формы.

В настоящее время идет процесс реформирования организации нотариального обслуживания путем частичной ликвидации государственных нотариальных контор и создания единого нотариата. По данным Федеральной нотариальной палаты, на конец 2004 г. из 7000 нотариусов РФ в государственных нотариальных конторах работали около 900 нотариусов; остальные заняты частной практикой. Окончательное решение вопроса связано с позицией органов власти субъектов РФ, так как в соответствии с Конституцией РФ кадры нотариусов - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ст. 72).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.