Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Социология как наука

Вопрос

Вопрос

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выявления причин и следствий в развитии общества. На это осмысле­ние влияют социально-экономические, культурные, политические об­стоятельства, свойственные тому или иному обществу на текущем эта­пе его развития. Поэтому на протяжении существования исторической науки изменяется её теория - система основных идей, форма истори­ческого знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в историческом процессе, единстве всех его ха­рактеристик. При этом учитываются и достижения развития других от­раслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии и др.). С теорией тесно связана методология - учение о принципах по­строения, формах и способах научного познания. В исторической науке имеются различные теоретико-методологические направления.

Каждая теория исторического процесса или теория изучения, методологическая интерпретация формирует своё видение истории, её особую схему. Это своеобразие зависит от понимания предмета и смыс­ла истории, определяемого мировоззрением, принципами, идеалами учёных, развивающих данную теорию.

Религиозно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает отношение человечества с Богом. В её рамках существуют различные направления (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последователь­ном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от приро­ды и приходящая к познанию истины. Освобождение человека от пер­вобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание истории.

Всемирно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает общемировой прогресс человечества, позволяющий получать всё больше материальных благ. Главная роль отводится социальной сущности человека, развитию его сознания, который должен привести к формированию идеального человека и общества. Общество обособи­лось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со сво­ими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляет­ся с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же его стадии, но одни раньше, другие - позже. Прогресс рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность.

Всемирно-историческая теория исходила из опыта развития Анг­лии, Германии, Франции XIX века и провозгласила его черты общеобя­зательными для всего человечества. Этот европоцентризм сокращает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитыва­ет особенности развития не только Америки, Азии, Африки, но даже Восточной Европы и особенно России. Сторонники этой теории "выст­роили" народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории с "передовыми" и "отсталыми" народами.

В рамках всемирно-исторической теории изучения существует три направления.

1. Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Ис­тория представляется как закономерность смены общественно-эконо­мических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества является коммунистическая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уров­нем развития производительных сил и уровнем развития производ­ственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственнос­тью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), законо­мерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собствен­ности и построению бесклассового общества. Первая глава "Манифес­та коммунистической партии", написанная К. Марксом и Ф. Энгель­сом в 1848 году, начинается так: "История всех до сих пор существовав­ших обществ была историей борьбы классов". Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистичес­кую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран помогает пролетариату менее прогрессивных стран.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая про­гресс - эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию лич­ности, обеспечению ее индивидуальных свобод. Личность служит от­правной точкой для либерального изучения истории. Либералы счита­ют, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизмати­ческого лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западно­европейскому образу жизни - это путь обеспечения прав и свобод чело­века, а если - азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая про­гресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому разви­тию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество "обрече­но" на техническое развитие, проходя путь от выделения "из животного мира" до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии явля­ются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соот­ветствующие им политические, экономические и общественные систе­мы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндуст­риальный (информационный). Эволюция распространения фунда­ментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее предела­ми получила название модернизации.

В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Каждая из них самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Приро­ды-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продле­ние рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стад­ность и др. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повто­ряется на новом витке развития, повторяется биологический вид - че­ловек во времени со своими постоянными биологическими инстинкта­ми. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Английский поэт Р. Киплинг писал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд".

Отечественная история представляет собой значимую часть всеобщей истории и занимает важное место в системе высшего образо­вания в нашей стране. Эта наука изучает процесс развития России, её многонационального народа, формирования основных социально-эко­номических и политических институтов и т.д.

Наша страна прошла длительный и сложный путь развития. На него влияли различные внешние и внутренние факторы. Развиваясь, с одной стороны, подобно другим народам и странам, она, с другой сто­роны, имеет ряд особенностей:

1. Расположенная на стыке Европы и Азии, Россия является уни­кальной евразийской цивилизацией, соединяющей черты цивилизаций Запада и Востока, и, в то же время, во многом противостоящей им.

2. Обособленность России подкрепляется православием, особен­но с XV в., когда Москва стала его главным мировым центром.

3. Обширность территории, сложные природно-климатические условия, множество внешне- и внутриполитических конфликтов, свя­занное с этим экономическое отставание от стран Запада обусловили утверждение сильной монархии и широкомасштабного длительного крепостного права.

4. Позднее становление капитализма обусловило длительное со­хранение идеократии - господства в общественном сознании духов­но-нравственных ценностей православия, а затем коммунизма, в отли­чие от Запада, ранее перешедшего к прагматическим ценностям прав человека, капитала, накопления и потребления.

5. Трудности исторического развития, требующие их осмысления и выработки путей преодоления, способствовали созданию богатейшей Духовной и интеллектуальной культуры.

Изучением истории самой исторической науки занимается её осо­бый раздел - историография. Она рассматривает накопление истори­ческих знаний, анализирует борьбу в истолковании различных истори­ческих явлений, смену теоретических и методологических направле­ний и т.д. Историографией называется также совокупность исследова­ний, посвященных определённой эпохе, теме, или совокупность исто­рических работ, написанных в определённый период, в определённой стране, с определённых общественно политических позиций,

Российская историография периода, феодализма основное внимание уделялаполитической истории: личности правителя, событиям
государственной жизни, межгосударственным отношениям, войнам.
События оценивались с точки зрения интересов различных слоев и групп
феодального класса. Ход исторического процесса средневековые летописцы (Никон, XI в., Нестор, XII в.) объясняли божьей волей. История
государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В
летописях история общества рассматривалась как история государства,
основой которого являлось православное христианство. Становление
государства связано с принятием православия в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патри­арха). Расширение государства и распро­странение христианства были неразрыв­но связаны друг с другом. Со времен ле­тописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

На рубеже XV - XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем была сформулирована мысль об особом пути России,
отличном от западных и восточных стран.
Это было учение "Москва - Третий Рим".
Согласно ему, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, чет­вертому не бывать", - писал Филофей. Этим обосновывалась мессиан­ская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утра­ченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западной науки перешли на позиции всемирно-исторической теории, рассматривая оте­чественную историю как часть мировой. Ход истории всё чаще объяс­няется развитием знания, просвещением (М.В. Ломоносов (1711-1765 ), В.И. Татищев (1686 - 1750)). Важность политики самодержавия в ис­торическом развитии отмечал Н.М. Карамзин (1766 - 1826). Идея свое­образия исторического пути России получила новое оформление в те­ории "официальной народности", основы которой были сформулиро­ваны в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России гра­фом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, обще­ственная жизнь России базируется на трех основополагающих принци­пах: "Самодержавие, православие, народность".

Представители буржуазной историографии первостепенное зна­чение придавали материальным факторам (природные условия, эконо­мика). Уделяли большое внимание происхождению и отношениям со­словий, занятиям, положению и нравам народа, правовой сфере (СМ. Соловьёв (1820- 1879), Н.И. Костомаров (1817- 1885), В.О. Ключевс­кий (1841 - 1911) и др.)

Большое влияние на осмысление российской истории оказало ''Философическое письмо " П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Чаадаев усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и правосла­вии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Рос­сию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасе­ние России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиоз­но-католическим началам западного мира.

Под влиянием серьёзной критики Чаадаев скорректировал свои взгляды. В другой своей работе - "Апологии сумасшедшего" (1837) - он критиковал уже западную цивилизацию, отмечал духовные преиму­щества русских, выгодность геополитического положения нашей стра­ны. Эти факторы и возможность использования западного опыта, ут­верждал он, позволят России в будущем перегнать в развитии другие страны. Размышления П.Я. Чаадаева способствовали оформлению в середине XIX в. идейных течений, противоположным образом пони­мавших судьбы России.

Западники - сторонники всемирно-исторической теории - счита­ли, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невеже­ственной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного общечеловеческого развития, - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слить­ся с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Славянофилы и народники - сторонники локально-исторической теории - считали, что не существует единой общечеловеческой общнос­ти, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идей­ное начало, "народный дух". Для России такими началами являются пра­вославная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духов­ной свободы. Воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддерж­ки. По мнению славянофилов, западные принципы формально-юриди­ческой справедливости и западные организационные формы чужды Рос­сии. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже XIX - XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историчес­кую. После Октябрьской революции 1917г. одна из ветвей всемирно-ис­торической теории - материалистическая - стала официальной.

Представители советской марксистской историографии (М.Н. Покровский (1863-1932), БД Греков (1882-1953), Б.А. Рыбаков (1908- 2001) и др.) уделяли большое внимание изучению базисных, с точки зрения данной теории, экономических проблем, положению трудящих­ся масс, вопросам классовой борьбы, генезиса различных обществен­но-экономических формаций.

Часть российского общества, оказавшаяся в эмиграции после 1917 г. и последующих событий, придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в духе православ­ного христианства, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Переход на­шей страны к социализму и атеистической марксистско-ленинской иде­ологии рассматривался им, прежде всего как "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Дру­гой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо на­звал "Очерки русской смуты ".

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-ис­торическая теория, в русле которой сложилось "евразийское направле­ние". Вышел ряд сборников, а также манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хро­ника ". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Са­вицкий, этнограф Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др. Евразий­цы развивают идею об особой миссии России, проистекающей из особо­го "месторазвития" последней. История Евразии - это история многих государств, в конечном итоге ведущая к созданию единого, большого го­сударства. Оно требует наличия единой государственной идеологии. В то же время корни русского народа не могут быть связаны только со славян­скими. В его формировании большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "место-развитие" и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сфор­мировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в еди­ное государство - Россию. Её культура является "срединной, евразийс­кой". "Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из ази­атских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и дру­гих". Она была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов. Российская духовность никогда не будет "подавлена" духов­ностью других народов. "Россия - Великая страна от рождения".

Видный представитель локально-исторической теории в СССР - Л.Н. Гумилев (1912 - 1992) создал глобальную концепцию этни­ческой истории нашей планеты. Согласно ей, каждый этнос, подоб­но живому организму, рождается, взрослеет, стареет, умирает. Кос­мические лучи, взаимодействуя с биосферой определенной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал пассионарным. Возникает единая гар­мония: космос - определенная территория Земли — этнос, прожива­ющий на этой территории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса Гумилев определяет 1200 - 1500 лет:

1) пассионарная вспышка (образование нового этноса - около 300 лет)

2) акматическая фаза (наибольший подъем пассионарности - 300 лет)

3) надлом (резкое снижение пассионарности - 200 лет);

4) инерционная фаза (плавное снижение пассионарности - 300 лет)

5) обскурация (разрушение этнических связей - 200 лет);

6) мемориальная фаза (умирание этноса - 200 лет).

Согласно Л.Н, Гумилеву, около 1200г. произошла пассионарная вспышка, приведшая к образованию русского этноса, В течение 1200-1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник русский этнос. Фаза пассионарной вспышки завершилась созданием в 1380-1500 гг. Великого княжества Московского. В 1500-1800 гг. (акматическая фаза, расселение этноса) этнос распространился пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800г. началась фаза надлома, которая сопровождается огромным рассеиванием пассионарной энергии, утратой единства, нарастанием внутренних конфликтов В начале XXI века должна начаться инерционная фаза, в которой благ даря приобретенным ценностям этнос живет как бы "по инерции", воз вращается единство этноса, создаются и накапливаются материальны блага. Л.Н. Гумилев называл себя "последним евразийцем".

Постсоветская историография синтезирует марксистский формационный подход с цивилизационным, уделяя большое внимание куль туре, общественному сознанию и психологии. Шире используются математические методы.

Большое развитие получило либеральное направление в истории России, представленное, в частности, трудами и учебниками И.Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

На рубеже XX - XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической те ории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальны открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фунда­ментальные открытия в области производства пищи, позволяющие уве­личить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фун­даментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздви­нуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество пе­ред другими народами. Овладев новым оружием, народ-первооткрыва­тель развертывает внешнюю экспансию, и другие народы вынуждены либо покоряться завоевателям, либо заимствовать их оружие и культу­ру, чтобы дать им отпор. Завоевания норманнов в IX-X веках объясня­ются созданием новых боевых кораблей - "дракаров", а завоевание мон­голов в XIII веке - созданием ими мощного лука, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой доспех. Появление пороха и вооруженной огнестрельным оружием регулярной армии обусловило взлет могущества османских султанов, которым пытался подражать Иван Грозный. Создание шведами легких пушек обусловило военную экспансию Шве­ции, и это объясняет реформы Петра I, который пытался переделать Россию по шведскому образцу.

 

1) Предмет и объект познания социологии.

2) Функции социологии.

3) Социология и другие науки об обществе.

4) Структура социологии

5) Методы в социологии.

1) Предмет и объект познания социологии.

Социология (фр. sociologie, латин.) Societas - общество и греч.- Logos - наука об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

Широкое распространение в нашей оте­чественной литературе имеет следующее определение социологии.

Социология — это наука об обществе как социальной системе в це­лом, функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы: личности, социальные общности, институты.

Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета - те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук - социальная реальность, а поэтому социология - наука об обществе.

Объектами социологического исследования является общество, взятое вцелом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Принято считать, что объектом социологического познания яв­ляется вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации яв­ляются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же од­нозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понима­ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых. Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предме­том социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования явля­ется научное изучение общества как социальной системы и составля­ющих его структурных элементов—личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Таким образом, предметом социологического исследования являются взаимодействия между входящими в состав этого общества людьми.

2) Основными функциями социологии являются:

1) Теоретико-познавательная функция состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Этому служат как фунда­ментальные теоретические изыскания, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

2) Прикладная - з начительная часть социологических исследований ори­ентирована на решение практических проблем. Она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

3) Социально-преобразовательная - ори­ентирована на совершенствования, преобразования тех или иных институтов социальных отношений и систем. На этой основе могут разрабатываться и внедряться идеи новых социальных технологий, концепции социальных преобразований.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

4) П рогностическая выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна:

1) определить, каков диапазон возмож­ностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных ре­шений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговремен­ные последствия и т. д.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

5) Управленческая обеспечивает управление социальных структур в хозяйственной деятельности и другой социологической информации для принятия или коррекции решения.

 

6) И деологическую выражается в том, что она дает возможность научной ориентации в социальном мире и в социальных процессах.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

7) Культурно-просветительская функция социологии формирует знания об обществе, его социальных системах, социальном состоянии, тем самым может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию об­щественных отношений. Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

 

Среди целей социологии можно выделить ближайшую – объяснять и прогнозировать общественную ситуацию и перспективную – создавать многостороннюю и многоуровневую систему прогнозирования общества.

Задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей; получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением.

 

3) Социология и другие науки об обществе.

Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию.

 
 
 

Социология вычленилась из фило­софии. В течение длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с социальной философией.

Социология тесно связана с философией. В основе связи - изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология - социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология - социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии - непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Также существует взаимодействие социологии и исторической науки. Анализ исторического опыта выявляет социальные закономерности исторического развития, дают возможность сравнивать, сопоставлять социальные системы прошлого, настоящего, что методологически важно для прогнозирования будущего. Принцип историзма является одним из важнейших методологических требований в социологии.

Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному составу, христианство - уникальная религия, 30-летняя война отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество.

История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Политическая наука также способствует социальному прогнозированию будущего благодаря исследованиям политического участия людей в социальной жизни общества, изучения феномена власти, анализа деятельности правительства, президента, системы судов, политических партий и общественных организаций, специфики поведения избирателей.

Социология взаимодействует и с антропологией. В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропология изучает главным образом небольшие племенные общества, в то время как социология исследует в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки.

Социология во многом опирается на экономическую теорию, особенно в исследованиях феномена труда, социальных проблем производства, условий, уровня и качества жизни. Вместе с тем, социология обогащает экономическую теорию, рассматривая социальные проблемы экономики, социальные факторы поведения, ценностные ориентации субъектов экономической деятельности, социальные последствия технологических совершенствования на производстве.

Основная форма деятельности общества - это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе - все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология.

Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество, политология - политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук - социология и политологии породило новую отрасль науки - политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические ре жимы.

 

Социологию сближает с естествознанием общенаучный характер требований к методам исследования, широкое применение количественных методов, компьютерных технологий, склонность к эмпирическим методикам. Социологию с естественными и техническими науками сближают глобальные проблемы современности-демографические, экологические, коммуникативно-информационные и др.

3). Структура социологии

Структура социологического знания - определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Структура социологии как научной и учебной дисциплины имеет три уровня:

1).общую социологическую теорию

2).социологические теории среднего уровня

3). эмпирическую социологию

 

1. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии. Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

2. Специальные же социологические теории - это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону.

Специальные социологические теории - система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития.

Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это - социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.

3. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Макро - и микротеоретических подходы теоретического и эмпирического знания.

Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макро социологического анализа,- это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микро социология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях.

Микро социология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.

5) Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка - вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов - положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности аргументации. Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами. Системный подход - способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного системообразуемого параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, ее структуру. Ввиду того, что любая система находится в определенной среде, то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода - учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания, общественного мнения. различных социальных общностей - классов, слоев, потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п. используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т. п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отечественная история и историография | Структура информатики. Основные понятия информатики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.