КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная профессиограмма социального работника
Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание. В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях. Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям: - создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия; - усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося; - подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней; - создание условий для обучения методам саморегуляция, самоменеджмента, самоорганизации; - создание условий для поощрения уникальности и неповторимости личности будущего социального работника как ос- новы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства; - создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации; - организация учебного процесса, в котором учебная группа становится условием формирования и развития свойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации. Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального работника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой. Теория профессионального воспитания, таким образом, развивается в результате интеграции понимания труда как ценности; отношения к профессии социального работника как к особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; понимания самоопределения как самопроектирования жизни, выработки жизненной стратегии личности на основе ценностносмыслового самоопределения; реализации творческого подхода к проблемам формирования субъекта. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно: - профессиональное становление будущего социального работника в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает как средство, обеспечивающее это единство; - главной проблемой обучающегося социальной работе в свете профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии; - задача возрождения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем профессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем; - учебный процесс должен строиться на основе согласованности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса; - практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия» (Б.Ф.Ломов). К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие: 1. Принцип творческого саморазвития личности: - сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального; — осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование; - распространение собственного опыта и знаний. 2. Принцип самопознания: - ориентация на рефлексивное мышление; — осознание своих сильных и слабых качеств; - опора на свои сильные качества, признание слабых и работа над ними; - использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа; - анализ причины своих успехов и неудач. 3. Принцип приоритета практики: - признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика; - практическая реализация своих идей; - изучение теории не только с целью ее понимания, но и последующего применения. 4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей: - проявление доверия, искренности, терпимости, демократичности; - решение общих задач, помогая другим и принимая их помощь. 5. Принцип историзма: - изучение истории общества и социальной работы, использование опыта прошлых поколений; - анализ прошлого положительного опыта социальной работы с целью его использования в настоящее время. Профессиональные особенности социальной работы (Н.С.Данакин). 1. Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями. 2. ее посреднический характер, что является следствием ее ориентации на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Основные направления посредничества: — между клиентом и различными социальными институтами; - между клиентом и другими специалистами; — между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; - между клиентами. Роли социального работника в учреждениях социального обслуживания. Классификация и типология ролей. Специализация ролей может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на будущей работе. Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А.Зимняя). К ним относятся: - практическая социальная работа с клиентом; - организация и координация этой работы с клиентом; - управление социальной работой на уровне социальных служб, департаментов и т.д.; - обучение социальной работе; - супервизорство в социальной работе; исследования в социальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (например, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навык, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника). Виды ролей по функциям: 1. социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом (Н.С.Данакин). Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей. Осуществление этих функций возможно при определенных условиях: - понимание социальным работником проблем клиента; - способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента; - знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации; - знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента; - наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении; - делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий; - делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций; - признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; - доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом. Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал: - Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа «Определитель клиента». - Брокер — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы. - Посредник, «буфер» — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе. - Адвокат, защитник — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества. - Оцениватель — социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия. - Мобилизатор — социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне. - Учитель — социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения. - Корректор поведения — социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. - Консультант — социальный работник, который действует совместно с другими работниками или агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента. - Проектант сообществ — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ. - Менеджер информации — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде. - Администратор — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой. - Практик — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.
Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник). Процесс общения включает в себя: - формирование и развитие личности (социализацию индивида); - развитие общества и общественных отношений; - обмен результатами деятельности; - создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей; - социально-психологическую адаптацию людей; - обмен эмоциями; - обучение, передачу умений и навыков; - обмен информацией; — обмен деятельностью; - формирование отношения к себе, к другим, к обществу в Целом. Общение выражается во взаимоотношениях типа: 1) «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения); 2) «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип); 3) «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип). Каждый тип общения характеризуется своими чертами, специфической лексикой, имеет свои цели и задачи. В основе деятельности социального работника лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника. Социальный работник должен: - знать речевой этикет и уметь его использовать;. - уметь формулировать цели и задачи делового общения; - организовывать общение и управлять им; - анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них; - владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией; - уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги; - иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения; - владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; - уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки. Таким образом, задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |