Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Читайте также:
  1. Анализ результатов социального развития предприятия
  2. Анализ социального поведения индивидов в условиях в условиях социальных перегруппировок населения.
  3. АТРИБУТЫ УСПЕХА И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
  4. Баланс рабочего времени одного работника
  5. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
  6. Вина и стыд как механизмы, социального контроля
  7. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКАМИ. ВИДЫ ВЛАСТИ
  8. Внебюджетные фонды в системе социального обеспечения.
  9. Возникновение права на жилое помещение социального использования
  10. Вопрос 1. Понятие социального регулирования. Виды социальных норм
  11. Вопрос 3. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
  12. Вопрос 9. Функции моды: инновационная, регулятивная, психологическая, социальная, престижная, коммуникативная, экономическая, эстетическая, эротическая



Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель­ности.

Далее в профессиональ­ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.

Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типам общения.

Поэто­му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человека столь важную роль играет профессио­нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных работников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

- создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­колюбия;

- усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

- подготовка обучающихся к вхождению в систему профес­сиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;

- создание условий для обучения методам саморегуляция, самоменеджмента, самоорганизации;

- создание условий для поощрения уникальности и непо­вторимости личности будущего социального работника как ос-

новы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

- создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

- организация учебного процесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развития свойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора,когда про­исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво­бодными людьми в свободном обществе.



Воспитательная функция собственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра­ботника обусловленыконкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессионального образования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания труда как ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работки жизненной стратегии личности на основе ценностносмыслового самоопределения; реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта.

Это определяет личностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

- профессиональное становление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­пает как средство, обеспечивающее это единство;

- главной проблемой обучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гической ниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

- задача возрождения России, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

- учебный процесс должен строиться на основе согласован­ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных мето­дов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

- практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится факто­ром развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия» (Б.Ф.Ломов).

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

- сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

— осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование ;

- распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самопознания:

- ориентация на рефлексивное мышление;

— осознание своих сильных и слабых качеств;

- опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними;

- использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

- анализ причины своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

- признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

- практическая реализация своих идей;

- изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

- проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности;

- решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

5. Принцип историзма:

- изучение истории общества и социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;

- анализ прошлого положительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящее время.

Профессиональные особенности социальной работы (Н.С.Данакин).

1. Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения.Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

2. ее посреднический характер, что явля­ется следствием ее ориентации на целостного человека и ориентации на жиз­ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

— между клиентом и различными социальными институтами; - между клиентом и другими специалистами;

— между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

- между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального об­служивания.

Классификация и типология ролей. Специализа­ция ролей может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на бу­дущей работе.

Уровни профессиональной деятельности социального ра­ботника (И.А.Зимняя). К ним относятся:

- практическая соци­альная работа с клиентом; - организация и координация этой ра­боты с клиентом;

- управление социальной работой на уровне со­циальных служб, департаментов и т.д.;

- обучение социальной работе;

- супервизорство в социальной работе; исследования в со­циальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь.

Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (напри­мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навык, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активно­го слушания входит в функционал практического социального работника).

Виды ролей по функциям:

1. социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом (Н.С.Данакин). Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

- понимание социальным работником проблем клиента;

- способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

- знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

- знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

- наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

- делегирование клиентом социальному работнику предста­вительных полномочий;

- делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

- признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

- доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно.

Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:

- Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности(находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо­жет быть названа «Определитель клиента».

- Брокер — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полез­ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­циальных служб и связать эти службы.

- Посредник, «буфер» — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

- Адвокат, защитник— социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

- Оцениватель — социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

- Мобилизатор — социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

- Учитель— социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

- Корректор поведения — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

- Консультант — социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками или агентст­вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше­нии проблем клиента.

- Проектант сообществ — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со­обществ.

- Менеджер информации — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан­ные о социальной среде.

- Администратор — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.

- Практик — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (фи­зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

 

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоот­ношение, сторонами которого являются люди, субъекты обще­ния (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник). Процесс общения вклю­чает в себя:

- формирование и развитие личности (социализацию инди­вида);

- развитие общества и общественных отношений;

- обмен результатами деятельности;

- создание и развитие общественных механизмов взаимо­действия людей;

- социально-психологическую адаптацию людей;

- обмен эмоциями;

- обучение, передачу умений и навыков;

- обмен информацией; — обмен деятельностью;

- формирование отношения к себе, к другим, к обществу в Целом.

Общение выражается во взаимоотношениях типа:

1) «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);

2) «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип);

3) «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения характеризуется своими чертами, спе­цифической лексикой, имеет свои цели и задачи.

В основе деятельности социального работника лежит коммуникативная тех­ника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Харак­теристики, составляющие профессиональный портрет социаль­ного работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

- знать речевой этикет и уметь его использовать;.

- уметь формулировать цели и задачи делового общения;

- организовывать общение и управлять им;

- анализировать предмет общения, разбирать жалобу, за­явление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

- владеть навыками и приемами делового общения, его так­тикой и стратегией;

- уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круг­лый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

- иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и пред­ложения;

- владеть техникой речи, риторическими приемами и фи­гурами, уметь правильно строить речь и другие публичные вы­ступления;

- уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим усло­виям, корректировать его поведение и оценки.

Таким образом, задача социального работника — помочь кли­енту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.120.3
Генерация страницы за: 0.011 сек.