Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в системе защиты государственных секретов




Отличительные особенности периода, вызвавшие

Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 50-х ГОДОВ XX в.

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ЛЕКЦИЯ 15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ

После войны перед СССР, всем народом встала труднейшая задача - восстановление разрушенного врагом народного хозяйства. Зарубежные специалисты считали, что масштабы разрушения столь огромны, что на восстановление потребуются десятилетия. Однако в сравнительно короткие сроки благодаря трудовому энтузиазму народа эта задача была решена.

Особый интерес для страны в рассматриваемый период представляли научные исследования в области создания ядерного оружия. Чтобы противостоять США, необходимо было любой ценой создать атомное оружие. С этой целью решением Государственного Комитета Обороны СССР от 20 августа 1945 г. при ГКО был создан Специальный (Особый) комитет под председательством Л. П. Берии. На Комитет возлагалась задача создания атомной промышленности в стране для производства атомного оружия. Специальный комитет, наделённый особыми полномочиями, находился под контролем ЦК и его работа была строго засекречена. Заместителем председателя Специального комитета был назначен нарком боеприпасов Б. Л. Ванников, а его членами стали Г. М. Маленков (секретарь ЦК ВКП (б)), Н. А. Вознесенский (председатель Госплана), А. П. Завенягин, М. Г. Первухин, Л. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов. Одновременно с организацией Специального комитета был сформирован Ученый (Технический) совет по атомной энергии. На основании постановления ГКО от 20 августа 1945 г. вскоре было образовано и Первое главное управление при Совете Народных Комиссаров СССР, которое также возглавил Б. Л. Ванников1.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения им отношения сил на международной арене. Возникла новая система государств - социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро шел процесс распада колониальной системы.

 

1 См.: Смирнов Ю. Н. Сталин и атомная бомба. - [Электронный ресурс] Гц жим доступа: http://zero.thewalls.ru/htdocs/tiran/itog/bomb.htm.

 

Во внешнеполитической деятельности СССР исходил из решений, припятых союзниками на Ялтинской и Потсдамской конференциях, но вскоре после войны отношения между бывшими союзниками осложнились. У. Черчилль, выступая в Фултоне (США) в 1946 г., заявил, что СССР и международное коммунистическое движение угрожают капиталистическим странам, создают опасность новой мировой войны. Он призвал проводить в отношении СССР жесткую политику, угрожал американским атомным оружием, настаивал на создании союза против СССР. Это послужило сигналом к началу так называемой «холодной войны», главными противниками в которой стали США и Советский Союз, сплотившие вокруг себя своих союзников. В 1948 г. был образован Западный союз, а в 1949 г. - Организация Североатлантического договора (НАТО)1.

Факторы, обусловившие расширение объема и тематики защищаемой информации и изменение ее категорирования по степени секретности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну (1948 г.). Внесение изменений в систему засекречивания информации. Объекты защиты. Возникновение после второй мировой Войны в Европе и Азии большой группы государств, которые стали называться странами народной демократии, привело к интенсивному развитию функции сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. Кроме того, 14 мая 1955 г. в Варшаве между Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (с 1962 г. последняя не участвовала в работе Организации) был заключен договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который получил название Варшавский договор. Его заключение было вызвано деятельностью НАТО и имело целью обеспечение безопасности стран-участниц Варшавского договора и поддержание мира в Европе.

Таким образом, в условиях начала «холодной войны» СССР вместе со своими союзниками активно наращивал функцию обороны, обеспечивающую защиту стран социализма от агрессивных действий других государств. Она предусматривала и борьбу с засылаемыми в нашу страну агентами иностранных разведок, организацию собственной разведывательной деятельности. Указанные направления деятельности государства обусловили расширение объема и тематики защищаемой информации, а также порядок ее категорирования по степени секретности.

 

1 См.: История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. С. 430-Г446.

 

Президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г. издал "Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», а до этого I 8 июня 1947 г. - Совет Министров СССР принял постановление «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону».

1 марта 1948 г. Постановлением Правительства СССР был утвержден «Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну». Этим же Постановлением была утверждена «Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР». В ней были установлены три степени секретности: «С» - «секретно»; «СС» - «совершенно секретно» и «ОВ» - «особой важности», а также порядок определения степени секретности сведений, проведена унификация названий секретных органов. В указанном Перечне сведения были разбиты на следующие категория 1) мобилизационные вопросы и сведения о резервах; 2) сведения военного характера; 3) сведения экономического характера (промышленность, полезные ископаемые, сельское хозяйство, транспорт и связь); 4) финансы; 5) внешняя политика и внешняя торговля; 6) вопросы науки и техники (атомная энергия, радиолокационная техника, реактивная техника, открытия и изобретения, сведения по картографии, геологии, гидрологии); 7) сведения об Арктике; 8) разные сведения.

В системе засекречивания информации в числе объектов ее защиты помимо интересов Советского Союза в области обеспечения государственной, военной и финансово-экономической безопасности, а также общественного правопорядка; интересов различных ведомств, учреждений и предприятий в части сохранения служебной тайны; интересов страны по защите личной безопасности ее лидеров стали фигурировать интересы государственной и военной безопасности стран участниц Варшавского договора.

Отдельной строкой был вписан в этот перечень и такой объект защиты, как интересы общества в области информационной защити научного потенциала страны, также в значительной мере ориентированный на укрепление обороноспособности государства.

Возникновение новых каналов несанкционированного доступа к защищаемой информации. Усиление разведывательных органов капиталистических стран. Появление дополнительных методов и средств несанкционированного получения информации. Сравнивая усилия СССР и США в области стратегической разведки в первые годы «холодной войны», практически все историки приходят к единодушному заключению — в этой области глобального соревнования, двух систем Москва обладала колоссальным превосходством, сравнимым лишь с американским превосходством по ядерным вооружениям в начальный период их осуществления. Американская разведка не обладала ничем, даже отдаленно напоминавшим советскую агентурную сеть в США, нацеленную на получение американских атомных секретов.

В первые годы «холодной войны» Вашингтон практически не имел надежной информации о советских усилиях в области создания ядерного оружия и средств его доставки. Разумеется, в США были уверены в том, что советский атомный проект является одним из важнейших приоритетов для Москвы, но это было практически все, что американская разведка смогла узнать о советских разработках в этой области, возможностях советской атомной промышленности или политике Кремля в этой сфере в конце 1940-х - начале 1950-х гг.

Проблемы, с которыми столкнулась американская стратегическая разведка в первые годы «холодной войны», объяснялись преимущественно недостатком разведывательных источников, которые было вынуждено использовать ЦРУ. В 1945-1955 гг. СССР был надежно изолирован от Запада, а все контакты гуманитарного, культурного, научного и экономического характера были сведены до минимума. Американским разведчикам, действующим в СССР под дипломатическим прикрытием, приходилось довольствоваться наружным наблюдением фотографированием довольно многочисленных в 1940-х - 1950-х гг. советских авиашоу, а также не очень удачными попытками установить шпионскую технику в районах пролета советских самолетов. Свидетельством отчаянного положения, в котором оказалась американская разведка, стала широкомасштабная операция по заброске агентов в Советский Союз и другие страны «народной демократии» воздушным, морским и (отчасти) наземным путем. Почти все эти агенты вскоре после заброски арестовывались органами советской госбезопасности и контрразведкой союзных с СССР государств.

В этих условиях незаменимым источником разведывательной информации стали советские перебежчики, а также перемещенные лица, хотя ценность подавляющего большинства этих людей как источников информации была невысока. Как правило, это были представители рядового и сержантского состава ГСВГ, младшие офицеры, и поэтому какой-либо серьезной информации о советских разработках в стратегической сфере американцам получить не удавалось.

Наиболее ценную информацию давали разведывательные полеты американских самолетов (преимущественно, РБ-29, РБ-36 и РБ-47) над советской территорией. Так, уже в начале 50-х гг. американской авиаразведке удалось составить подробные радиолокационные карты советской территории, в случае войны с СССР эти карты должны были использоваться экипажами американских стратегических бомбардировщиков для выхода на цель в условиях плохой видимости и в ночное время. Именно облет Капустина Яра английским разведывательным самолетом «Канберра» дал ценную разведывательную информацию о полигоне. Однако каждый такой полет был связан со смертельным риском. Так, вышеупомянутый полет «Канберры» лишь чудом завершился успешно: самолет вернулся на базу с многочисленным пробоинами, оставленными советскими истребителями.

Недавно рассекреченные Национальные разведывательные оценки ЦРУ США показывают, что американская разведка не обладала ценными источниками информации о советских программах в области создания стратегического оружия в 1945-1955 гг. Американским разведчикам оставалось лишь строить предположения о советских технологических возможностях и политике в данной сфере на основе допущения: «А что бы мы делали на их месте?». Результатом стала недооценка американскими разведчиками в первые послевоенные годы советских возможностей в области разработки и производства новых видов военной техники.

Рассекреченные советские архивные материалы показывают, что на основании поступавшей от советской разведки информации руководство СССР пришло к выводу: в первые годы «холодной войны» американская атомная бомба была всего лишь «бумажным тигром», а США не были готовы к широкомасштабной атомной войне против СССР ввиду недостаточного количества ядерных боезарядов и средств их доставки. Иными словами, американское стратегической превосходство в первые годы «холодной войны» до известной степени компенсировалось советским разведывательным превосходством1

 

1 См.: Батюк В. И. Гонка стратегических вооружений и шпионаж, 1''11 1955 гг.: Материалы семинара. - [Электронный ресурс] Режим доступ! http://www.kennan.yar.ru/seminar/batuc-2432000.htm. 2000. 24 марта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.