Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок, его сущность, структура и виды. Инфраструктура рынка




 

Рынок - это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, посредством которой совершается купля-продажа товаров. Простейшая форма рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем, а все, что покупается, сразу же забирается и оплачивается, уходит корнями в глубь веков. Со временем в отношения между производителем и потребителем вклиниваются торговые и кредитные посредники, а связь продавца и покупателя опосредуется разветвленной системой оптовой и розничной торговли, банков, других кредитных учреждений.

Для того чтобы возник и развивался рынок, необходимы определенные условия:

во-первых, множество независимых экономически самостоятельных субъектов, осуществляющих свободный выбор партнеров по хозяйственным связям;

во-вторых, конкуренция между ними и рыночная мотивация поведения субъектов;

в-третьих, связи между агентами рынка должны устанавливаться без опосредования отношениями распределения (без централизованного распределения производственных фондов, продовольствия по карточкам и т.д.);

в-четвертых, полная экономическая ответственность за результаты своей деятельности.

Если нет данных условий, то нет и рынка. Рынок выполняет ряд функций.

1. Соединительная функция. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, так как задача рынка заключается в соединении владельцев товаров (производителей, продавцов) и владельцев денег(потребителей, покупателей) в общем обмене товарами, где они при определенных условиях готовы добровольно совершить акт купли-продажи.

2. Распределительная функция. Рынок опосредует общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг. Он определяет, насколько необходимой и взаимовыгодной является та или иная продукция, а, следовательно, и технологическая связь между участниками общественного производства. Таким образом, рыночный обмен служит способом реализации экономических интересов продавцов и покупателей, что предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

3. Информационная функция. Через меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит и т.п. рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно-необходимых издержках производства, общественно необходимом качестве, ассортименте тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на рынке.

4. Стимулирующая функция. Рынок позволяет каждому предпринимателю сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка и в условиях существующей конкуренции принимать меры к снижению затрат на производство, повышению качества продукции. Тем самым обеспечивается непрерывный технический прогресс производства, стимулируется развитие общественного производства.

5. Дифференцирующая. С помощью конкуренции рынок дифференцирует хозяйствующих субъектов: одни из них терпят убытки и разоряются, другие - получают доходы и развиваются. Тем самым рынок очищает производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий, и напротив, предоставляет возможности для эффективного развития перспективных производств.

Основное экономическое преимущество рынка заключается в его постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. В условиях рынка решения конкурирующих покупателей и продавцов определяются исходя из цен на продукты и услуги. С точки зрения рыночного механизма следует производить то, что приносит общий доход, покрывающий все издержки и позволяющий получать прибыль. Это та продукция, которую купит производитель, которая ему нужна. Тем самым рынок устанавливает диктат потребителя над производителем. А всеобщность конкуренции, которая безжалостно “отделяет” отстающих от преуспевающих, способствует эффективности производства. При этом побеждает на рынке тот, кто лучше узнал тенденции изменения покупательского поведения, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил затраты на производство продукции и ее цену. Все это выступает предпосылками высокой эффективности.

Однако рынок далеко не идеальный механизм. Он не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. Рынок создает возможности социального расслоения, он жесток по отношению к слабым в конкурентной борьбе, сопровождается безработицей. Но негативные стороны рынка намного перекрываются его преимуществами. Кроме того, современное общество научилось амортизировать нежелательные последствия рынка.

Основу рыночных отношений образуют взаимосвязи предложения со стороны производителей (продавцов) и спроса со стороны потребителей (покупателей), которые устанавливаются в различных масштабах, характеризуют различные виды продаваемых товаров и разные формы предъявляемого спроса, что обусловливает разнообразие видов рынков.

Рассмотрим виды рынков по их признакам.

По пространственному признаку можно выделить местный, региональный, национальный и мировой рынки. На протяжении всей истории рынков им присуща тенденция к расширению и увеличению сферы влияния, что привело к образованию трех зон рыночного пространства. Местный рынок охватывает территорию в пределах города, сельского поселения. Национальный рынок выступает внутренним для отдельной страны. Мировой рынок развился в результате углубления международного разделения труда, специализации и кооперации, развития крупного машинного производства, внешней торговли и транспорта. Он охватывает своими отношениями мировой масштаб (государства, международные организации, крупные фирмы и т.п.).

По субъектам, вступающим в обмен, различают: а) рынки потребителей (отдельных лиц и домохозяйств, которые покупают товары для личного конечного потребления), б) производителей (приобретают товары и услуги для дальнейшего производства или использования в рамках организаций), в) промежуточных продавцов (посредников, которые приобретают товары с целью перепродажи в оптовой и розничной торговле), г) государственных учреждений (приобретают товары, например, социального и военного назначения, для нужд государства). Как правило, для физических лиц рынки выступают розничными (покупка единичных товаров или мелких партий), для юридических лиц – оптовыми (купля-продажа только партиями товаров).

По объектам отношений рынки бывают товарными, финансовыми, рынками труда, услуг, недвижимости, интеллектуальной собственности и др.

Товарные рынки делятся на специализированные, где продаются однообразные товары, и универсальные, где можно купить и продать множество товаров. Рынок труда содействует трудоустройству наемных работников. К рынку услуг относятся многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, культурные, социальные, страховые и другие услуги. Финансовый рынок включает рынок ценных бумаг, рынок ссудных капиталов (временно свободных денежных средств, используемых в производственных и посреднических целях), денежный рынок, рынок валют. Рынки недвижимости оперируют с куплей-продажей земли, жилья и т.д.

По особенностям рыночной конкуренции различают рынок совершенной конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции и олигополистический рынок.

По степени развитости экономических свобод продавца и покупателя на рынке они делятся на три типа: а) свободный; б) нелегальный и в) регулируемый.

Тип свободного рынка обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Субъекты такого рынка могут выбирать подходящий товар, продавца и покупателя, распоряжаться деньгами, по своему усмотрению. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Рынок такого типа свободен также от вмешательства государства и их строгого регулирования.

Нелегальный рынок включает теневую торговлю, связанную с нарушением законов и правил купли-продажи товаров, спекулятивной торговлей, уклонением от уплаты налогов и т.п. и «черный рынок», на котором торгуют запрещенными к продаже товарами.

Тип регулируемого рынка подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

Совокупность множества рынков функционального назначения действует ныне как система рынков. Такая система сформировалась во второй половине ХХ века под воздействием ряда факторов. Многократно расширилось рыночное пространство. Современное производство создает в массовых количествах огромный спектр полезных благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей и общества. Их реализация требует множества рыночных форм. Углубление общественного разделения труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей самых разнообразных товаров и услуг. Таким образом, современный рынок превратился в социальный институт, под которым понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения и имеет определенную организационную форму. Структура современного рынка значительно усложнилась. Она включает не только горизонтальные связи между субъектами рыночных отношений, но и вертикальные связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в определенных пределах регулирующие их поведение.

В систему рыночных институтов включается правовая система, выполняющая две важнейшие функции:

- правовое регулирование рынка, установление единых правил поведения для субъектов рынка;

- защита субъектов рынка и наказание виновных за нарушение правовых норм, т.е. охрана экономических интересов рыночных агентов.

В систему рыночных институтов также входят органы государственного контроля и регулирования:

а) учреждения по санитарному, экологическому, эпидемиологическому контролю; б) налоговая система; в) органы финансово-кредитной политики государства.

В систему рыночных институтов включаются также ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профсоюзы). Они повышают степень организованности рынка, эффективность действия рыночных агентов.

Наконец, в систему институтов рынка входит его особая инфраструктура, под которой понимается совокупность разнообразных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают деятельность рынка, связывая в разных формах продавцов и покупателей. В инфраструктуру рынка входят:

· торговые предприятия (оптовые и розничные, закупочные базы);

· специализированные посредники (брокерские, дилерские и маклерские конторы, инвестиционные банки и фонды, страховые компании);

· биржи (труда, товарные, фондовые, валютные и др.)

· аукционы и ярмарки;

· государственные бюджетные учреждения (например, служба занятости населения) и т.д.

Для каждого вида рынка формируется своя инфраструктура. Так, для товарных рынков организуется деятельность специализированных посредников оптового и розничного звена, товарных бирж. Работу фондового рынка обслуживают инвестиционные и страховые компании, фондовые биржи и т.п. Разные инфраструктурные звенья рынка используют различные формы рыночных связей, разные виды торговли и т.д.

Особую роль в рыночной инфраструктуре играют биржи. Биржа – это место, где встречаются покупатели и продавцы для заключения сделки. В экономическом смысле – это особая форма регулярно существующего оптового рынка, где продажа и купля товаров осуществляется по каталогам и образцам. Существуют разные виды бирж: товарные, фондовые, труда, недвижимости, услуг и т.п. Биржи делятся на специализированные, (торгуют одним видом товаров) и универсальные. Основная функция биржи состоит в том, чтобы оказывать посреднические услуги при заключении сделки.

Заключаемые сделки предполагают как немедленную поставку товаров, так и поставки в определенный срок. Биржевые операции предусматривают сделки с реально существующим товаром, по твердой цене (опциону), а также с товаром, который будет создан или предложен в будущем (так называемые фьючерские сделки). Заключаемые сделки предполагают как немедленную поставку товаров, так и поставку в определенный срок. Сделка на срок является объектом биржевой игры на понижение цен и их повышение (биржевой спекуляции).

На товарных биржах осуществляется оборот средств и предметов труда, товаров народного потребления, продовольствие и т.п. Через фондовую биржу происходит размещение и движение акций и облигаций и других ценных бумаг. На валютных биржах заключаются сделки по купле-продаже валюты. Биржа труда выступает посредником в трудоустройстве наемных работников. Основными агентами биржевой деятельности являются брокеры (маклеры), осуществляющие операции за чужой счет, и дилеры, продающие и покупающие за свой собственный счет. Их вознаграждение составляет процент за оказание посредничества при совершении биржевой сделки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.