КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности практической работы социального педагога с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии
План: 1. Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии 2. Система консультативной работы 3. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов Фазы психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением. 1 ФАЗА – сообщение диагноза родителям характеризуется состоянием растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу ребенка, ощущение беспомощности. В результате ухудшаются взаимоотношения между родителями. 2 ФАЗА – отрицание поставленного диагноза. Родители надеются, что произошла медицинская ошибка. Крайней мерой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители признают диагноз, но становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития. 3 ФАЗА – родители погружаются в глубокую депрессию, чувствуют угрызения совести и даже обиду: "Почему именно мой ребенок глухой?" 4 ФАЗА – самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка. Социально-педагогическая работа включает широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера - медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. Содержание этих мер направлено на: • расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь; • предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса; • предоставление полноценной информации о социальных институтах-помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка; • налаживание семейного микроклимата; • организация психологической поддержки родителей; • организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов. Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы.
Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб. Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать. 2. Система консультативной работы: 1. На первом этапе необходимо помочь семье проанализировать, каковы источники поддержки (материальные и нематериальные); существующие резервы (кто может помочь? Как наиболее эффективно использовать помощь?); проблемы, требующие решения (материальные – деньги, питание, специальные приспособления, одежда, транспортные средства, мед. пом., лекарства и т.д.; нематериальные – дефицит общения, эмоциональные переживания, организация досуга и т.д.). 2. Проанализировать способ поведения. Встречаются следующие стратегии поведения: Ø игнорирование проблемы – члены семьи надеются на быстрое выздоровление, Ø сравнение с жизнью других семей и нахождение преимуществ в своем положении, Ø духовная поддержка друг друга, поиск высшего смысла в сложившейся ситуации (характерно для религиозных семей), Ø поиск помощи государственных и общественных организаций (встречается наиболее часто), Ø переоценка проблемы, формирование механизмов, направленных на уменьшение эмоционального стресса. Эти стратегии редко встречаются изолированными, чаще они сочетаются. 3. Семьи должны преодолеть болезненную реакцию на неблагоприятное отношение окружающих. Для этого нужно: Ø семьям понять, что предрассудки в отношении физического уродства – результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку, Ø членам семьи следует обсудить между собой (возможно со специалистом) те переживания, которые вызывает у них отношение окружающих к ребенку, и понять, что часто эти люди не испытывают негативного отношения к больному, а чувство стыда и ущербности, переживаемое родными, носит субъективный характер, отражает действие длительной психотравмирующей ситуации, Ø помочь членам семьи определить приоритеты – важней ли для них избежать предубежденности окружающих или их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах. 4. Последняя задача наиболее трудная. Всегда остается доля семей, скрывающих ребенка от окружающих. Как правило, это семьи, стремящиеся во что бы то ни стало сохранить свой престиж в глазах знакомых и болезненно переживающие любые неудачи.
В развитии взаимоотношений между членами семей и больным ребенком выделяются несколько кризисных моментов, связанных с возрастными этапами развития ребенка. Особую остроту эмоциональные переживания родителей приобретают в следующие ПЕРИОДЫ: v рождение ребенка с признаками перинатального поражения ЦНС и установление диагноза ДЦП, v решение вопроса о возможности, форме и программе школьного обучения, v вступление ребенка в подростковый возраст и необходимость профессионального выбора.
Именно в эти периоды организация консультативной и коррекционной помощи особенно необходима.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |