Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория смешанных стратификационных систем

Основные этапы в изучении социального неравенства.

Еще при Платоне появилось социальное неравенство. Экономическое неравенство прежде всего ассоциируется с Марксом.

Марксистское учение о классах. И понятие классов, и понятие классовой борьбы изучалось еще ДО МАРКСА. Что касается проблемы классов, она по-настоящему исследовалось английской и французской политической экономией. Это Адам Смит, Франсуа Кенэ (автор экономической таблицы, исследовал экономические отношения между классами), Давид Рикардо (определял полит экономию как науку о законах распределения совокупного дохода между различными классами общества). Французская революция 1789 в определении Тьери и Минье была следствием классовой борьбы. Экономический конфликт по Марксу лежит в основе капитала. Фетишизм — приписание собственной природе предмета тех социальных свойств, которыми мы его наделили. Так появляются священные предметы. Когда человек не знает, откуда у данного предмета такие свойства, он начинает считать, что они были заданы по умолчанию.

Жан-Батист Сей

.

.

Мода и стиль сделали то, что не может сделать никакая война

 

Стратификационная система — это система, включающая в себя определенные стратификационные признаки, существующие в данном обществе, а также основные способы их приобретения, закрепления и передачи по наследству. В последние годы выделяют 9 стратификационных систем: 1) Физико-генетическая. Эта стратификация связана с физическим неравенством (Неравенство по силе и по полу); 2) Сословная (территориальная: стать москвичем-лучше, чем быть провинциалом); 3) Рабовладельческая; 4) Кастовая (как и 3) — частный случай сословной); 5) Классовая (отличие современного понимания класса от марксистского: раб-рабовладелец, буржуа-пролетарий — все время была борьба классов. Сегодня принадлежность к классу определяется только и исключительно экономическим признаком. Классовая дифференциация существует (буржуазия-пролетариат в рамках теневой экономики)); 6) Этакратическая(профессиональная). Данная стратификация связана с неравным положением человека относительно власти; 7) Социально-профессиональная. То есть, это неравенство из-за профессиональных факторов. В качестве элемента эта стратификация присутствует везде. Эта стратификация появляется из-за изменения популярности профессий. Эта стратификация выглядит как наиболее справедливая. Неслучайно, если в идеальных обществах и сохранялась стратификация, то сохранялась именно (7) стратификация; 8) Культурно-символическая. Это неравенство, основанное на неравном доступе к социально значимой инфе и праву ее интерпретации. Если мой папа-советский партийный работник, то у меня больше шансов услышать секретную инфу, чем у моего друга, чей отец-плотник на стройке; 9) Культурно-нормативная. Это стратификация, связанная с соответствием\несоответствием образа жизни культурным нормам, принятым в данной среде\обществе. Представим себе двух людей, обладающих в обществе вообще всем — они идентичны, мб даже соседи по лестничной площадке. Но один ходит в пивной бар, а другой — в театр. Ну и в обществе высококультурном первый человек будет цениться хуже и занимать низшую страту, чем человек, посещающий театр;

 

Социальные институты

Б. Малиновский. Он ввел понятие социального института. Он показал, что, когда мы оказываемся в сфере удовлетворения наших базисных и универсальных (наиболее распространенных) потребностей, способ нашего поведения оказывается не произвольным, а навязывается нам извне. Обеспечить эту стандартизацию поведения должны социальные институты.

Структура социального института по Малиновскому: институт организуется вокруг потребности(ей), иначе нет смысла для его создания. Говоря про социальный институт, можно вспомнить про Жана Бадрияра, который ввел понятие института-признака, то есть симулякра, когда оснований для существования института нет, а он существует. Например, институт профсоюза, который создавался для защиты пролетариата от буржуазии. Сейчас же он наоборот защищает буржуазию от пролетариата, то есть институционализирует его действия.

В институте должны быть (для выполнения своих обязанностей): организация (группа), наличие норм, правил, ресурсы, хартия, то есть идеологическое обоснование правил, установленных этим институтом и прав организации на контроль за ними.

Институты можно классифицировать по огромному количеству признаков, но есть 2 главных: появляющиеся сознательно (институт права, например) и стихийно (религия). Институты бывают легальными и нелегальными (но это не делает его не институтом. При социализме нелегальным институтом был институт черного рынка).

 

Социология религии. Религия, как институт.

Социология не рассматривает религиозные учения с точки зрения их истинности или ложности, а исследует их исключительно как социальные феномЕны. Это важно!

В социологии религии человек порывает со старым убеждением, что религия построена на невежестве. Дюркгейм писал, что если религия существовала на протяжении 50-60 тыс лет, то это явно не заблуждение, а наличие института. А вопрос невежества-это уже к физике, биологии итд. Подхода к изучению религии 3: теократический — религия — правда, атеистический, когда религия — ложь и социологического, речь о котором ниже

 

Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии религии

1) Развитие и распространение в Европе в 18-19 вв идей философского агностицизма. Например, Кант: он задавался вопросом о наличии души, бессмертия и, как следствие, границах человеческой свободы. Для него вопросы души были важнее вопроса признака равенства треугольников и прочей «низменности». Отсюда вытекает тезис Канта «я ограничиваю разум, чтобы выделить место для веры».

2) Формирование и распространение в эпоху Нового времени идей гражданской религии.

3) Изучение и открытие в немецкой классической философии логических механизмов формирования религиозных идей. Этим занимались Кант1 и Гегель2. У Канта 3 доказательства существования Бога, у Аквинского-5.

 

Социологическое определение религии

С точки зрения массового сознания важнейшим атрибутом религии является вера в бога. Но вообще это не так. Тейлор определил религию как веру в духовную сущность, которая управляет миром. По Тейлору сущностью религии является анимизм, то есть одухотворение всего окружающего мира. Надо убрать религию, в которой не обращаются к богу, то есть буддизм. Это нетеистическая религия, там признают высшую силу, но не олицетворяют ее и не обращаются к ней, как в других религиях. То есть вера в бога не является необходимым атрибутом.

Дюркгейм говорил, что центр религии — не бог, а священные предметы, которые являются священными не из-за нашей фантазии, а из-за их функциональной нагруженности. Так появляется ритуал, то есть взаимодействие группы со священным предметом. Группа по Дюркгейму — тоже центр религии, как и ритуал с предметами. Учение — тоже важная ее часть. Основная задача учения по Дюркгейму — объяснить человеку природу его религиозной практики.

Сопоставим концепцию Дюркгейма с просветительской концепцией религии, которую изобрел и которая исходит из того, что в основании религии лежит невежество. Религия по этой концепции начинается с учения. Затем появляется священный предмет, но он — плод фантазии. Позже появился ритуал. Ну и под конец человек понимает, что религиозной практикой надо заниматься совместно — появляется группа. То есть все основано на невежестве, то есть незнании, что и зачем, но молиться надо. У Дюркгейма сначала появляется предмет, потом ритуал и так далее. Согласно Дюркгейму человек поклоняется вымыслу, но это не значит, что бога нет — этот вопрос мы убираем из изучения, ибо это не в рамках науки. Еще 1 афоризм Дюркгейма — бог есть общество.

Отличие религии от не религии — вера в сверхъестественное. Пример: мы верим в чудотворную силу иконы — это и главный признак, отличающий религию. И, другой пример, когда солдат защищает знамя ценой своей жизни, но он не верит в его сверхспособности=>это не религия.

Болит голова: выпил анальгин — не возвышаешь анальгин. А если помолился иконе и прошла головная боль, то ПРЯМ НУ ВАЩЕ

Фрезер

 

Согласно Фрезеру магию с наукой роднит то, что миром правят обезличенные силы. В науке они называются законами

Главной отличительной чертой религии по Фрезеру является просьба, а в науке и магии просьбы нет. Просьба — это обращение к богу (дай дождя плз), а в магии ты не просишь — ты просто колдуешь.

Вебер тоже ворвался в диалог о религии. Его основной вопрос: почему магия уступила место религии. Он считает, что уступила из-за сугубо социальных факторов. Вебер заметил, что причиной проигрыша магии стало неустойчивое положение протожреческого сословия. Сам по себе переход от магии к религии приводит к укреплению позиций этого сословия, потому что в религии есть элемент просьбы. Религия дает более эффективное объяснение неудачам жреческого и протожреческого сословия. Потому что просьба!! Просьбу можно услышать, а можно не услышать. А то, что бог не услышал просьбу, то в этом жрец не виноват и его убивать не надо. У любого института должна существовать развитая система интерпретации собственных неудач. Поэтому жреца и не казнят:)

Но когда жрец уже 20 раз попросил, а дождя все нет, то невыполнение просьбы истолковывается как наказание. Так появляются этические религии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.