Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синкретизм – важнейшая характеристика первобытной культуры. Возникновение первобытного искусства

Синкретизм является ключевым понятием для понимания первобытной культуры.

На раннем этапе развития человеческой культуры ярко выражена нерасчленённость, слитность человека и природы. HOMO SAPIENS, как будто, представляет весь окружающий его мир из родственных частей, так же как он наделённых чувствами, возможностью думать, действовать, говорить и т.д. Такое нерасчленённое видение мира формирует мифологическое сознание первобытного человека, определившее в свою очередь нерасчленённость материальной, духовной и художественной сфер творчества человека. Заметим попутно, что древний человек обладал и стихийно-материалистическим, реалистическим сознанием, например, он мог различать свойства различных природных материалов, знал полезные и ядовитые растения, выбирал место стоянки с учётом ландшафта и т.д. В целом следует отметить, что первобытный человек достаточно быстро осваивал практические, порой очень сложные знания, которые облегчали ему жизнь, в то время как теоретические, не нужные в повседневном быту знания развивались медленно (например, большой счет появляется только на этапе так называемой престижной экономики).

Однако, несмотря на такой гносеологический дуализм, всё-таки именно мифологическое сознание доминировало в творческой, созидательной деятельности человека.

Синкретизм на базе мифологического сознания определил роль и место искусства в жизни первобытного человека.

В настоящее время исследователи первобытного общества располагают колоссальным количеством примеров, артефактов древнейшего художественного творчества человека. Одним из самых ярких открытий первобытного искусства периода палеолита явилось открытие живописи в пещере Альтамира на севере Испании в 1878 году. На потолке пещерного зала были обнаружены прекрасно сохранившиеся и исполненные в цвете около двух десятков изображений бизонов, кабанов и лошадей. Благодаря достижениям в физике и химии, живопись Альтамиры была датирована, что сразу же определило её достоверность и необходимость научного изучения.

Фрагмент живописи в пещере Альтамира.

Археологические находки в настоящее время представляют массу материала, который позволяет обсудить вопрос о причинах возникновения искусства в первобытном обществе.

Очевидно, что первобытный человек знал практически все традиционные виды искусства известные нам. Исследователями обнаружены примеры живописного и скульптурного творчества; многообразие декоративно-прикладных произведений, таких как орнаменты, украшавшие посуду или орудия труда. Сооружение построек из огромных камней – мегалитов свидетельствует о зарождении архитектуры (в этом случае употребляют термин протоархитектура). Наконец, сегодня в распоряжении науки есть находки даже древнейших музыкальных инструментов.

Флейта из кости птицы 28-22 тыс. л. Ложка в форме утки.

 

 

сосуд украшенный орнаментом Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия)

 

Первобытная живопись в пещере Ласко (Франция).

Реконструкция жилища из кос- Стоунхендж. Англия.

тей мамонта. 23 тыс л.

 

Причин возникновения искусства в первобытном обществе может быть одновременно несколько. Общее впечатление от анализа художественных произведений первобытности – человек естественным образом вплетает художественное творчество в свою повседневную жизнь. Таким образом, искусство первобытного времени наглядно иллюстрирует синкретизм этой культуры.

Мы можем предположить, что искусство могло возникнуть:

1.Как своеобразная форма освоения мира, проявление любопытства и любознательности человека. Действительно, когда мы рассматриваем бизонов Альтамиры, нас удивляет и восторгает стремление древнего мастера тщательно изобразить и вздыбившуюся шерсть животного, и его настороженный взгляд, и фантастическое умение передать динамическое напряжение этого опасного животного.

2. Познавая и осваивая мир, человек в своей любознательности мог совершать необыкновенные открытия, воплотившиеся с одной стороны в чисто утилитарные вещи, а с другой – в художественный образ. Например, посмотрите на ложку в виде утки. Возможно, кусок корня дерева, попавшего в руки первобытного художника, сразу же напомнил ему хорошо известный образ птицы, и он начал работу по доведению природного материала до похожести. При этом следует заметить, что получилась прекрасная, утилитарная форма, не позволяющая ложке (а может быть и ковшику) утонуть в воде.

3.Обживая местность, осмысливая роль своего общинно-родового коллектива, первобытный человек мог ощущать потребность в обозначении своей территории или принадлежности к общине. Так, например, могла родиться традиция делать татуировки, ставить мегалиты, разрабатывать собственные орнаменты.

4.Мы уже заметили, что в распоряжении науки большое количество художественных произведений первобытной истории. Существует одна доминирующая особенность всех этих произведений – они ярко демонстрируют свою связь с религиозным обрядом. Действительно, на первобытной живописи мы видим следы дротиков, которые, вероятно, метались в нарисованное животное. Многие из найденных предметов служили амулетами. Знаки орнаментов носили магический смысл и т.д. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную скульптуру медведя без головы, а череп настоящего медведя лежал на глиняной площадке со следами ног у подножия этого произведения. Вероятно, к глиняному медведю когда-то была приставлена голова настоящего убитого зверя, и был совершен обряд с ритуальным танцем в знак удачной охоты. Этот пример наиболее ярко демонстрирует, как весь комплекс художественной культуры первобытности был неразрывно связан с хозяйственно – производственной деятельностью людей, обладающих мифологическим сознанием. Таким образом, искусство в первобытном обществе могло возникнуть как побочный продукт религиозной деятельности, что стало важнейшей из других перечисленных причин.

Первобытное искусство может рассматриваться как яркая иллюстрация проблем антропосоциогенеза. Замечено, в ранних художественных произведениях периода палеолита доминируют реалистические изображения. В живописи часто этот реализм даже подчеркивается черной обводной, посмотрите, например, на изображения животных в пещерах Ласко или Альтамира. В искусстве палеолита отсутствует композиционное единство(см. илл.1), чрезвычайно редки изображения человека, тем более включенные в единое композиционное пространство. Далее в развитии от палеолита к неолиту изображения начинают приобретать всё более схематический, условный характер(илл.2,3), составной частью изображений становится человек, представленный в различных проявлениях своей хозяйственной деятельности. Современные исследователи первобытного искусства объясняют эти тенденции новым уровнем развития человеческого мозга уже способного не только к конкретному, но и абстрактному мышлению поднимающегося до эмоционально-художественных обобщений. Возможно и переход от охотничье-рыболовного хозяйства к земледелию и скотоводству пробуждал у первобытного художника больший интерес к человеку,а не зверю. Существует предположение, что, передавая информацию в схематических, наполненных смыслом композициях, первобытный человек продвигался по пути изобретения письменности.

 

 

1 2

 

 

3

 

Сравните реалистические изображения Альтамиры (1) и неолитическую живопись обнаруженную тоже в Испании(2,3)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хронология первобытной культуры | Религиозные представления первобытного человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.