КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая преступность во внешнеэкономическойдеятельности предприятий и меры по ее выявлению
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИХ ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ Внешнеторговые операции оформляются различного рода документами, подтверждающих заключение сделки, поставку товара, гарантии количества и качества, транспортировку, хранение, оплату, прохождение через таможенные органы и др. Внешнеторговые документы оформляются, как правило, на специальных бланках и содержат общие для всех документов обязательные реквизиты: * название документа; * наименование контрагентов-участников сделки; * дата и место выписки; * номер контракта, дата его подписания; * наименование товара, его количество; * вид упаковки и маркировки. Документов, фиксирующих те или иные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий, сравнительно много. Их можно объединить в три группы —внешнеторговые контракты, Расчетные и товарно-транспортные документы, таможенные документы. Внешнеторговые контракты (договоры) являются документами, оформляющими внешнеторговые сделки. Различные контракты можно сгруппировать по следующим признакам: по характеру сделок, в зависимости от степени унификации, по времени действия. По характеру сделок используются следующие виды контрактов: 1. Контракты купли —продажи товаров, услуг (производственно-технических, инженерно-консультационных, посреднических, транспортно-экспедиторских, страховых и др.), результатов творческой деятельности (лицензий, технологий, товарных знаков, научно-технических разработок, авторских прав и др.). 2. Контракты встречной торговли путем бартерного обмена, компенсационных сделок (частичного натурального обмена и дополняющего его денежного, покрывающего разницу в ценах). 3. Контракты на переработку давальческого сырья. 4. Контракты на закупку и комплектацию оборудования. Применяются во внешнеэкономической деятельности и другие виды контрактов (подряд, аренда, оказание услуг и т.п.). В зависимости от степени унификации (типизации) контракты можно разделить на: 1. Контракты, составляемые в свободной форме в зависимости от конкретных условий. 2. Типовые контракты, основная часть которых стандартизирована. Разработка типовых контрактов сокращает количество условий, которые надлежит согласовывать, поэтому позволяет контрагентам проводить переговоры в максимально короткие сроки, уменьшает вероятность разногласий в толковании отдельных положений торговой сделки. По времени действия контракты подразделяются на краткосрочные (до двух недель), среднесрочные (от двух недель до двух лет), долгосрочные (сроки действия более двух лет). Внешнеторговые контракты включают в себя ряд разделов, всесторонне характеризующих сделки. Рассмотрим примерную структуру контракта на куплю-продажу товара. Он может содержать следующие разделы. 1. Вводная часть (преамбула), где указываются наименование, номер контракта, место и дата подписания, стороны, заключившие контракт. 2. Предмет контракта: наименование товара, подлежащего купле-продаже. Если по одному контракту продается несколько видов товаров, то прилагается их спецификация. 3. Количество и качество товара (единица измерения, фиксированное количество или в определенных пределах, качественные характеристики товара). 4. Срок и дата поставки. Право продавца досрочно поставить товар должно быть оговорено в контракте. 5. Базисные условия поставки, определяющие обязанности контрагентов по доставке товаров и устанавливающие моменты перехода права собственности и риска порчи или утери товара с продавца на покупателя. Кроме того, базисные условия поставки отражают: * расходы по подготовке товара к отгрузке; * оплату перевозки товара от пункта отправления до основных перевозочных средств; * расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя; * оплату таможенных сборов, пошлин и налогов при переходе таможенной границы. При всех базисных условиях поставки продавец-экспортер обязан поставить товар в соответствии с условиями контракта, своевременно уведомить покупателя об отгрузке или времени доставки, предоставить покупателю документ, удостоверяющий поставку товара на согласованных условиях, получить за свой счет экспортную лицензию или другое правительственное разрешение, необходимое для провоза через таможенную границу. Определенные обязанности несет и покупатель-импортер: своевременная оплата счета, приемка товара в указанные в контракте сроки, получение (при необходимости) импортной лицензии и др. 6. Цена и сумма контракта. Здесь указывается цена за единицу товара и за весь товар, валюта цены и валюта платежа, способы установления цены, способы платежа. Валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа, например, цена может быть выражена в рублях, а оплата может осуществляться в долларах по существующему текущему курсу. Способы платежа: за наличные, по безналичному расчету, с авансом, в кредит и др. 7. Упаковка и маркировка груза. Упаковка (при необходимости) обеспечивает сохранность груза при перевозке, маркировка необходима для индентификации груза. В этом же разделе указываются расходы на упаковку и маркировку. 8. Сдача —приемка товара: порядок передачи товара продавцом во владение покупателя (проверка количества, качества, комплектности и т.п.), сроки передачи, ответственные представители и др. 9. Рекламации: порядок предъявления; сроки, в течение которых они могут быть заявлены; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций; способы их урегулирования. 10. Гарантии: объем предоставляемой продавцом гарантии, гарантийный срок, обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или несоответствия его контракту. 11. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы). Обстоятельства непреодолимой силы возникают вследствие непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера (политические события, пожары, стихийные бедствия и т.п.). Эти обстоятельства могут приостановить выполнение контракта или серьезно повлиять на выполнение той или иной стороной принятых договорных обязательств. Важно отметить, что в различных странах нередко форс-мажор трактуется по разному, поэтому при подписании контракта контрагентам необходимо четко определить, какие явления следует считать форс-мажорными. 12. Арбитраж (разрешение спорных вопросов): порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами. Если вопрос не может быть решен посредством переговоров между сторонами, то он должен передаваться на рассмотрение в арбитраж. 13. Дополнения и приложения. Имеются ввиду дополнения к ранее согласованным условиям контракта. В приложениях чаще всего содержится техническая документация. Ссылка на дополнения и приложения в контракте обязательна. По заключенным контрактам возникает много споров между отечественными и зарубежными предпринимателями. В значительной мере это обусловлено тем, что во время составления контрактов допускаются различные ошибки и просчеты, проявляются элементы небрежности. Например, вступая в переговоры с зарубежным партнером о заключении контракта, предприниматели не проверяют ни правового статуса партнера, ни его финансового положения и коммерческой репутации, ни полномочий его представителя на заключение контракта. В результате возникают ситуации, когда невозможно получить оплату за поставленные экспортные товары, либо оплата импортных поставок не сопровождается поступлением товаров, или товары поставляются не в полном объеме, с существенными недостатками и т.п. Встречаются противоречия между отдельными условиями контракта, нередко сами условия формулируются недостаточно четко, а порой двусмысленно. В целях оказания помощи российским бизнесменам в выборе надежных иностранных партнеров МИД России может осуществить проведение за определенную плату проверку фирм-партнеров за рубежом. Проверка возможна в любой стране, с которой Россия установила дипломатические отношения. Источник получения информации не раскрывается. Срок получения результатов проверки —30 дней со дня обращения. Проверка зарубежной фирмы может быть осуществлена также по заявке правоохранительных органов. Направляемая через департамент консульской службы заявка о проверке зарубежной фирмы должна содержать о ней следующие данные: полное название фирмы, почтовые реквизиты, телефон, фамилию руководителя или владельца, основной род деятельности, банковские реквизиты (по возможности) и любые другие сведения. Информация, предоставляемая МИДом, содержит сведения о направлениях деятельности и репутации зарубежной фирмы в стране ее пребывания, о банках, услугами которых она пользуется, о ее финансовом положении и собственном капитале, а также, по возможности, сведения о фирме, полученные из арбитражных судов и налоговой службы. Расчетные и товарно-транспортные документы, передаваемые в банки, для организации расчетно-платежных операций (счета, накладные, спецификации, упаковочные листы, приемно-сдаточные акты, сертификаты качества, свидетельства о происхождении товара, страховые полисы, справки о весе груза, техническая документация и др.). Виды применяемых расчетных документов зависят от того, по какой форме осуществляются расчеты по договоренности между поставщиком и покупателем (платежные поручения, чеки, платежные требования-поручения и др.). В расчетных документах отражаются следующие сведения: * наименование расчетного документа; * номер расчетного документа, дата выписки; * наименование и номер банка плательщика; * наименование получателя средств, номер его счета, наименование и номер банка получателя; * назначение и сумма платежа. Основным расчетным документом является счет (коммерческий счет), в котором содержатся данные о цене за единицу товара и общей сумме счета или сумме причитающегося платежа, о базисных условиях поставки, о способах платежа и формах расчета. Кроме того, в коммерческом счете приводится наименование банка, где должен осуществляться платеж, полное и точное наименование товара и др. Коммерческий счет, если нет иных указаний, выписывается на покупателя. Если коммерческий счет выписывается в одной валюте, а платеж производится —в другой, то в счете указывается и курс пересчета. Для этого, как правило, используется текущий рыночный курс на день платежа или на день, предшествующий дню платежа. Коммерческие счета выписываются в большом количестве экземпляров (иногда до 20—) в связи с тем, что они необходимы для предоставления в различные организации (банк, статистические органы, валютные, таможенные органы и т.п.). Накладная —документ, применяемый при перевозках и заполняемый грузоотправителем. В накладной находят отражение следующие сведения: наименования и адреса отправителей и получателей грузов; наименование груза, количество мест, масса и объем грузов; пункты отправления, назначения и перевалки. Спецификация содержит полный перечень всех видов и сортов товаров в поставляемой партии с указанием места и количества каждого товара. Упаковочный лист обычно составляется тогда, когда в одной упаковке перевозятся разные по ассортименту товары. Он содержит перечень всех видов и сортов товара, находящихся в упаковке (коробке, ящике, контейнере). Сертификат качества —свидетельство, удостоверяющее качество отправленного товара и его соответствие условиям, указанным в контракте. Свидетельство о происхождении товара выдается экспортеру компетентным органом, как правило, в том случае, если по данному товару предоставляются какие-либо льготы (беспошлинный провоз, льготный тариф, освобождение от дополнительного обложения и т.п.) Страховой полис —документ, выдаваемый страховщиком и подтверждающий договор страхования груза и обязательство возместить убытки, связанные с рисками и несчастными случаями, указанными в контракте. Техническая документация составляется при поставках техники и оборудования и используется для их правильной наладки и эксплуатации. Техническая документация включает в себя: инструкции по монтажу и эксплуатации, паспорт, формуляры и описания изделий, чертежи, схемы и т.п. Таможенные документы необходимы для беспрепятственного перехода товара через таможню. К таможенным документам можно отнести,: таможенную декларацию, экспортные и импортные лицензии, декларацию валютного контроля, налоговую декларацию, различные свидетельства (о качестве, гарантийные, ветеринарные и др.), складское свидетельство и др. Таможенная декларация (грузовая таможенная декларация) представляет собой заявление распорядителя груза, которое предъявляется для выполнения таможенных формальностей. Срок подачи таможенных деклараций устанавливается законодательством. В декларации содержатся тарифное наименование товара, номер грузового документа, по которому товар поступает на таможню, перечень прилагаемых документов. Подача декларантом грузовой таможенной декларации (ГТД) должна сопровождаться представлением в таможенный орган следующих документов, необходимых для ее принятия: а) документов, удостоверяющих полномочия декларанта на подачу ГТД от собственного имени; б) транспортных документов, подтверждающих факт перемещения товаров; в) в случаях, предусмотренных нормативными актами Государственного таможенного комитета России следующих таможенных документов: * декларации таможенной стоимости; * документа контроля за доставкой товаров; г) ксерокопии паспорта сделки, заверенной уполномоченным банком в установленном порядке; д) документов, подтверждающих уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных платежей. Могут быть истребованы, при необходимости, и другие документы. Представляемые документы вносятся декларантом в специальную опись документов, прилагаемых к грузовой таможенной декларации. Опись составляется в двух экземплярах и подается вместе с ГТД. Один экземпляр описи возвращается декларанту. Принятая ГТД регистрируется в журнале регистрации грузовых таможенных деклараций. В журнале все листы должны быть прошнурованы и скреплены печатью. Первый экземпляр ГТД хранится в специальном архиве таможенного органа в течение 10 календарных лет для товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта, и 5 календарных лет —для остальных таможенных режимов, в порядке, установленном для хранения документов строгой финансовой отчетности. Доступ должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, не имеющих прямого отношения к хранящимся ГТД, осуществляется в порядке, устанавливаемом начальником таможни, как документам строгой финансовой отчетности, содержащим сведения, являющиеся коммерческой, а в случаях, установленных законодательными актами РФ, и государственной тайной. Экспортные и импортные лицензии выдаются уполномоченными государственными органами, если в стране существует контроль над внешнеторговыми операциями с данным товаром. Экспортная лицензия содержит разрешение компетентного государственного органа на экспорт определенных товаров в течение установленного в лицензии времени. В импортной лицензии содержится разрешение на импорт товара. Лицензии выдаются на один вид товара, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт. После получения лицензий фирма посылает оригинал и копию в таможню. Если груз отправляется через несколько таможен, то в каждую из них направляется по 2 копии лицензий. Декларация валютного контроля подается для осуществления контроля за движением валюты, связанным с движением товара. Налоговая декларация используется для взимания налога на добавленную стоимость и акцизного налога. Свидетельство о контроле качества подтверждает соответствие качества товара национальным или международным стандартам. В зависимости от характера груза, провозимого через таможню, требуются и другие свидетельства: ветеринарные (для скота и птицы), санитарные (для пищевых продуктов), карантинные (для семян, клубней, саженцев, шерсти), фитосанитарные (для растений, овощей, фруктов). Если экспортно-импортные операции осуществляются через таможенные склады, то это находит отражение в следующих документах: * в грузовой таможенной декларации. В ней заполняются соответствующие графы согласно установленному порядку; * в складском свидетельстве по установленной форме. Складское свидетельство составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр хранится на таможенном складе и служит основанием для выдачи товара со склада, второй —передается лицу, поместившему товары на хранение на таможенный склад, третий —используется для финансовых расчетов. Бланки складских свидетельств являются документами строгой финансовой отчетности; * в книге учета товаров на таможенном складе. Книги учета ведутся по календарным годам. Книга должна быть предварительно прошита, прошнурована, сброшюрована и скреплена подписью заведующего таможенным складом либо лица, его замещающего. Книга учета хранится в течение трех лет. Разумеется в основе вышеприведенных трех групп документов (внешнеторговые контракты, расчетные и товарно-транспортные документы, таможенные документы) получили отражение далеко не все документы, применяемые во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме указанных могут предусматриваться и иные документы: протоколы испытаний, разрешения на отгрузку, приемо-сдаточные акты, сохранные расписки, квитанции, отгрузочные поручения, почтовые квитанции, марки акцизного сбора и т.п. Важно тщательно контролировать правильность составления документов, соответствие их количеству и качеству перемещаемых товаров, отражение необходимых документов в условиях контракта. В частности, необходимо обращать внимание на то, чтобы все реквизиты внешнеторговых документов были правильно заполнены. Они должны быть подписаны, на них должны быть проставлены печати и т.д. Внешнеэкономическая деятельность как отечественных так и иностранных предприятий требует самого пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Преступность, прежде всего экономическая, приобрела здесь широкие масштабы. Это касается экспорта и импорта товаров российскими предприятиями, деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, осуществления валютных операций и других сфер деятельности. Наиболее характерными являются нижеследующие виды экономической преступности во внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. Контрабандный экспорт и импорт товаров. Нелегально, без оформления соответствующих документов вывозятся из России металл, нефть и продукты ее переработки, лес и другие виды сырья и материалов. Контрабандный импорт, характерен прежде всего для вино-водочных изделий, продовольственных товаров, табачных изделий, легковых автомобилей. Искажение сведений о провозимом через таможню грузе. Как показывает практика, многие участники внешнеэкономической деятельности нарушают установленный порядок оформления грузовых таможенных деклараций. Так, занижается количество провозимого через таможню груза, уменьшается его цена, либо провозятся товары вообще без оформления таможенных деклараций. Декларирование товаров не своим наименованием с целью уменьшения таможенных выплат, либо сокрытия фактов наличия товаров, вывоз или ввоз которых запрещен. Ложный транзит. Пользуясь несовершенством системы контроля за транзитными грузами, провозимыми по территории РФ, некоторые фирмы прибегают к такому виду контрабанды как ложный транзит. В этом случае фирмы оплачивают лишь разрешение на провоз грузов, а все остальные выплаты, в том числе таможенные пошлины, они якобы будут оплачивать в стране, куда груз должен быть доставлен. На самом же деле груз остается и реализуется на территории РФ. Заключение двойных контрактов, когда на территории России оформляются документы, содержащие явно заниженные цены на сырье и товары, а после их вывоза за рубеж договоры перезаключаются, а полученная разница зачисляется на специально открываемые в этих целях счета в иностранных банках. Невозврат (полный или частичный) в Россию валютной выручки. Происходит это главным образом по политическим и экономическим причинам, при которых вкладывать валюту в отечественный бизнес рисковано и невыгодно. Немало правонарушений допускают совместные предприятия и иностранные предприятия, осуществляющие деятельность на территории России. Наиболее распространенными правонарушениями являются нижеследующие. Вывоз товаров за границу под видом собственной продукции. Видимость собственного производства маскируется путем создания лжефилиалов на российских предприятиях, а также путем заключения договоров на сбор и утилизацию отходов. При этом нередко под видом лома (отходов) вывозится годная продукция, сырье. Для выявления такого рода нарушений требуется проведение технологических, товароведческих экспертиз, ревизионных проверок и т.п. Уклонение от выплаты таможенных пошлин. Здесь используется положение Закона о иностранных инвестициях, которое гласит, что имущество, ввозимое для формирования уставного фонда совместного или иностранного предприятия, не облагается пошлинами. Однако затем перевезенное через границу имущество в уставной фонд не включается, а поступает в продажу. Потому необходимо регулярно проверять, куда на самом деле направляется имущество, перемещаемое через границу для формирования уставного фонда. Занятие производственно-хозяйственной деятельность, не соответствующей Уставу предприятия. Отсюда возможны неучтенные виды деятельности, неучтенная прибыль и, следовательно, уклонение от уплаты налогов. Применение в контрактах заниженных цен на продукцию. Предприятия по взаимной договоренности занижают цены на реализуемую продукцию, что позволяет уменьшить сумму налога и таможенной пошлины. Скрытый перевод доходов из одной страны в другу предприятиями, имеющими свои филиалы в различных странах, с целью уменьшения суммы выплачиваемого государству налога на прибыль. Суть данной операции состоит в следующем. Поскольку в разных странах система налогов и их уровень отличаются, то некоторые предприятия, имеющие филиалы в разных странах, стараются перевести максимально доходы в те страны, где налога придется выплатить сравнительно меньше. А там, где налоги высокие, завышаются затраты на производство и реализацию продукции за счет переброски части затрат из филиалов, расположенных в других странах (затраты на управление, лицензионные платежи, таможенные пошлины, затраты на рекламу, на покупку сырья, материалов и др.) Очевидно, необходимо разработать достаточно эффективные методы предотвращения скрытого вывоза доходов из России, как это уже давно делается во многих странах. Например, следовало бы активнее осуществлять контроль за ценообразованием при ведении совместными и иностранными предприятиями внешнеторговой деятельности. В случае применения контрагентами цен, значительно отклоняющихся от мирового уровня, по отношению к таким предприятиям следовало бы применять соответствующие санкции, начиная с взимания штрафа и кончая запрещением внешнеэкономической деятельности. Для осуществления контроля за экспортно-импортными операциями в России создана Федеральная служба по валютному и эскпортному контролю. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и создаваемых ею территориальных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Согласно Положению о Федеральной службе одной из главных ее задач является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере внешнеэкономических операций, участие в осуществлении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции: * осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства по валютным операциям; * осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; * организует проведение с участием заинтересованных органов, независимых экспертов и специалистов аудиторские проверки внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; * участвует в работе по учету, оценке, контролю за целевым использованием конфискованных валютных ценностей; * подготавливает на основании результатов проверок материалы для передачи в соответствующие административные, налоговые и правоохранительные органы и в пределах своей компетенции, оказывает им содействие; * представляет в органы представительной и исполнительной власти РФ отчеты об организации валютного и экспортного контроля и о результатах деятельности Федеральной службы; * руководит деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю, своих представителей в учреждениях РФ за рубежом и в уполномоченных банках; * осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем. Для реализации указанных функций Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю наделяется соответствующими правами. В частности, она имеет право проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством. Результаты проверки юридических и физических лиц должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую тайну, а также не разглашать сведения о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц, полученных и используемых ими на законном основании. Принципы осуществления валютных операций, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Резиденты и нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок ведения уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов устанавливает Центральный Банк РФ. В условиях политической и экономической нестабильности переходного периода с целью усиления контроля за движением валютной выручки в Российской Федерации был введен в практику экспортных операций такой дополнительный документ как паспорт сделки. Суть системы контроля с помощью паспорта сделки заключается в том, что завязываются в единую цепочку экспортер, уполномоченный банк, обслуживающий данную экспортную сделку, таможенное учреждение, контролирующее вывоз товара. Паспорт сделки включает в себя основные реквизиты внешнеторгового контракта. Он, наряду с другими документами, характеризующими деятельность экспортера по выполнению требований валютного законодательства, является основой открываемого уполномоченным банком «досье»по данному контракту. «Досье»должно храниться в делах банка в течение 5 лет. Копию паспорта сделки экспортер представляет для таможенного оформления товара. Без этого товар не выпустят за границу. Сведения, содержащиеся в паспорте, сверяются с другими документами, необходимыми для таможенного оформления груза (таможенная декларация и др.). По завершении оформления товаров паспорт сделки остается в делах таможни вместе с декларацией. Затем вся информация о сделке поступает в вычислительный центр Государственного таможенного комитета, там обрабатывается в виде учетной карточки таможенного валютного контроля. В карточке содержится информация об отгрузке товара, о банке, в который должна поступить выручка, и сроках ее поступления. Учетная карточка направляется в уполномоченный банк, который подписал паспорт сделки. С этого момента контроль за поступлением выручки лежит на уполномоченном банке, который сообщает о поступлении учетной карточки экспортеру, тем самым давая ему понять, что информирован об отгрузке товара и ждет поступления денег. В строго установленный срок уполномоченный банк должен вернуть заполненную карточку в таможенный комитет. Данные из нее вводятся в вычислительный центр. На основе информации из таможенных органов и из банка можно выявить те случаи, когда груз из страны ушел, а выручка не поступила, либо полученная сумма не соответствует стоимости отправленного товара. Информация из вычислительного центра таможенного комитета предоставляется Федеральной службе по валютному и экспортному контролю, Правительству, Центральному Банку, Государственному таможенному комитету. В свободном виде она передается также в Министерство внешних экономических связей и в Государственную налоговую службу РФ. Для выявления и предотвращения правонарушений отечественными и иностранными предприятиями правоохранительные органы могут использовать самые различные источники информации. Важными источниками информации являются внешнеэкономические контракты, поскольку здесь находят отражение основные сведения о заключаемых сделках. В частности, следует обращать внимание на то, сделана ли ссылка в контракте на дополнения и приложения. Если нет,то дополнения и приложения в последующем могут быть изъяты или заменены, что ведет к искажению данных об условиях сделки. В частности, скидки с цены купленного товара, отраженные в дополнениях, могут быть не показаны, что приведет к занижению прибыли и, следовательно, к уменьшению налоговых выплат. Представляет значительный интерес информация, содержащаяся в таможенных декларациях и документах, которые прилагаются к ним. Как известно, многие предприятия, выходя на мировой рынок, проводят предварительно маркетинговые исследования рынка. Результатами таких исследований являются, как правило, аналитические обзоры (отчеты), которые подготавливаются работниками маркетинговых служб предприятий. В обзоре находят отражение состояние производства конкретных товаров, спрос и предложение на них, правовой и политический климат в стране, цены, тенденции в конъюнктуре рынка. Завершается обзор обычно выводами и предложениями относительно перспектив внедрения предприятия на тот или иной сегмент рынка. Важно иметь ввиду, что материалы международных маркетинговых исследований рынка представляют интерес и для правоохранительных органов. Ведь на мировом рынке, наряду с положительными процессами, протекают процессы негативного, криминального характера (контрабанда, фальсификация документов на провозимый через границу груз, торговля запрещенными товарами, недобросовестная конкуренция, коррупция, рэкет и т.п.). Специалисты-маркетологи достаточно хорошо информированы о тех правонарушениях, которые совершают как отечественные так и иностранные фирмы, занимаясь внешнеэкономической деятельностью. Поэтому для органов, осуществляющих борьбу с экономической преступностью, работники маркетинговых служб предприятий и материалы их исследований рынка могут служить источником информации. Вместе с тем, маркетологи способны давать квалифицированные консультации по различным вопросам внешнеэкономической деятельности предприятий. Эффективность борьбы с экономической преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько комплексно и системно организована работа правоохранительных органов. Составными элементами такой системы являются следующие: 1. Предупредительно —профилактическая деятельность по следующим основным направлениям: а) выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступным посягательствам; в) выявление лиц, совершающих преступления или склонных к их совершению, и профилактическая работа с ними; в) предотвращение преступлений, подготавливаемых и замышляемых хозяйствующими субъектами, вступающими во внешнеэкономические связи. 2. Характеристика совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности преступлений. Целесообразно такую характеристику давать применительно к стадиям организационно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Основными стадиями эдесь являются: а) получение хозяйствующими субъектами лицензий на право заниматься внешнеэкономической деятельностью; б) подыскание партнеров, с которыми субъекты внешнеэкономической деятельности могут вступать в экономические отношения, изучение положительных и отрицательных качеств партнеров; в) подготовка и подписание контрактов и других внешнеторговых документов; г) реализация контрактов и других обязательств, связанных с внешнеэкономической деятельностью; д) производственно-экономическая деятельность предприятий и их подразделений, имеющих отношение к внешнеэкономическим операциям. 3. Систематический сбор материалов, характеризующих состояние внешнеэкономических связей и представляющих интерес для правоохранительных органов (хозяйствующие субъекты, вступающие во внешнеэкономические отношения; лица, занимающиеся экспортно-импортными сделками; организации, выдающие лицензии; иностранные фирмы, взаимодействующие с отечественными хозяйствующими субъектами и т.д.). Четкая система взаимодействия правоохранительных органов с контролирующими структурами и другими юридическими и физическими лицами, которые могут оказать содействие в получении необходимой информации, проведении экспертизы, оказать профессиональную помощь в виде консультаций, экономико-правовых исследований и т.д. Среди контролирующих структур наибольший интерес для подразделений по экономической преступности представляют федеральная служба по валютному и экспортному контролю, налоговая полиция, налоговая инспекция, антимонопольные органы, независимые аудиторские фирмы, организации, которые следят за использованием Закона «О защите прав потребителей», важно также иметь тесные контакты с работниками таможни, с органами юстиции, прокуратуры, Госстандарта, с арбитражными судами, со специалистами научно-исследовательских, учебных заведений и т.п. ЛИТЕРАТУРА 1. Кодекс об административных правонарушениях // Российская газета. – 2001. – №256. 2. «Таможенный Кодекс РФ» от 28.05.2003 №61- ФЗ (ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007). 3. Федеральный закон от 8.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. – 2003, № 254. 4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.10.2007) «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // «Российская газета». - 2003, № 253. 5. Указ Президента РФ от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» //Российская газета.- 1996, №163. 6. Абакумов Г.Ш. Управление внешнеэкономической деятельностью. – М.: Приор-Издат, 2006. 7. Калинов А.А., Игонин Ю.М. «Внешнеэкономическая деятельность предприятий и вопросы предупреждения экономических преступлений»: Учебное пособие. — Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997. 8. Маховикова Н.И. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. –СПб.: Вектор, 2006. 9. Назаренко К. С. Таможенное оформление внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2005.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |