Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные факторы




Ситуационная модель руководства Фидлера;

Ситуационные подходы к эффективному лидерству

Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют несколько дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию в целом. Были разработаны четыре ситуационные модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства:

1) ситуационная модель руководства Фидлера;

2) подход Митчела и Хауса «Путь - цель»;

3) теория жизненного цикла Херси и Бланшара;

4) модель принятия решения руководителем Врума - Йеттона.

Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории лидерства, т.к. он сосредоточил внимание на ситуации и выявил три фактора, влияющие на поведение руководителя:

* Отношение между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей;

* Структура задачи. Подразумевается привычность задачи, четкость её формулировки и структурирования, а не расплывчатость и бесструктурность;

* Должностные полномочия. Это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Чтобы оценить личные качества руководителя, Фидлер провел опрос и попросил конкретных работников дать портрет гипотетического коллеги, чьи личные качества были бы для них наименее предпочтительные (наименее предпочтительный коллега - НПК), с кем им менее всего хотелось работать.

По Фидлеру, менеджеры, имеющие высокий рейтинг по критерию НПК, хотят, чтобы их отношения с коллегами строились на личностной основе и взаимопомощи, а кто имеет низкий рейтинг - сосредотачиваются на задаче и беспокоятся о производстве.

Как показано на рисунке 4, отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими и малыми. Различные сочетания трех параметров могут дать 8 потенциальных стилей руководителя. Руководитель, ориентированный на задачу, НПК с низким рейтингом, наименее эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или НПК с высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие.

Таким образом, для успешного производства автократический стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на задачу.

Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество с подчиненными.

Модель Фидлера не получила полной поддержки, так как не лишена недостатков и имеет ограничения. Однако Фидлер заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению.

3.2 Подход «Путь - цель Митчела и Хауса

Это модель лидерства во многом аналогична модели Фидлера и имеет много общего с теорией ожидания из мотивации. Термин «путь - цель» относится к таким понятиям теории ожидания, как:

* усилие - производительность;

* производительность - результат;

* ценность вознаграждения

Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации. Т.е. руководитель может повлиять на подчиненных:

* увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы;

* он может путь к достижению этой выгоде более легким, объясняя средства её достижения, убирая помехи на пути и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде.

Некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения цели:

* Разъяснение того, что ожидается от подчиненного;

* Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;

* Направление усилий подчиненного в нужное русло;

* Создание у подчиненного таких потребностей, которые могут его удовлетворить и находятся в компетенции руководителя (пример с футболистом Шевченко из киевского «Динамо» и яхтой;

* Удовлетворение потребностей подчиненного, когда цель достигнута.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА.

Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства:

* стиль поддержки;

* инструментальный стиль.

Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.

Затем профессор Хаус включил еще два стиля:

* Поощряющий участие, характеризующийся тем, что руководитель делится с подчиненным имеющейся у него информацией и использует их идеи и предложения для принятия решений;

* Стиль, ориентированный на достижение, характеризующийся постановкой перед подчиненным довольно напряженной цели, ожиданием, что он будет работать в полную меру своих возможностей.

Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситуационных факторов:

* личных качеств подчиненного;

* требований и воздействий со стороны окружающей среды.

Т.е. поведение руководителя должно быть таким, чтобы удовлетворить возникшую потребность подчиненного, если её решение находится в его компетенции. Например, у подчиненного наблюдается большая потребность в самоуважении и принадлежности в этом случае стиль поддержки будет самым уместным для руководства.

Или индивиды, которые верят в то, что они, в самом деле, влияют на окружение, предпочитают стиль руководства, подразумевающий участие подчиненных в принятии решений. Наоборот, те, кто считает, что слабо воздействует на происходящее вокруг, предпочитают авторитарный или инструментальный стиль руководства.

Как и теория Фидлера подход «путь - цель» требует дополнительных исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.